Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 15:37, контрольная работа
Содержание категории «народное благосостояние» и их связь с понятиями «условия жизни», «уровень жизни», «качество жизни». Система показателей, используемые при прогнозе уровня жизни.
Народное благосостояние — это один из ключевых объектов стратегического планирования. Содержание этой категории раскрывается через такие понятия, как условия жизни, уровень жизни, качество жизни.
Введение__________________________________________________2
Показатели уровня жизни_______________________________________3
Категории и формирование доходов населения РФ__________________4
Баланс денежных доходов и расходов населения____________________8
Определение величины прожиточного минимума как инструмент стратегического планирования___________________________________9
Список используемой литературы_____________________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение______________________
Показатели уровня жизни_________________________
Категории и формирование доходов населения РФ__________________4
Баланс денежных доходов и расходов населения____________________8
Определение
величины прожиточного минимума как инструмент
стратегического планирования__________________
Список используемой литературы____________________
Введение
Тема моего реферата «Стратегическое планирование уровня жизни населения в РФ».
Содержание категории «народное благосостояние» и их связь с понятиями «условия жизни», «уровень жизни», «качество жизни». Система показателей, используемые при прогнозе уровня жизни.
Народное благосостояние — это один из ключевых объектов стратегического планирования. Содержание этой категории раскрывается через такие понятия, как условия жизни, уровень жизни, качество жизни.
Под условиями жизни понимают наиболее непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения (занятость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жилища, имущественная обеспеченность семей, развитие системы социальных выплат и отраслей социальной сферы).
Уровень жизни — это обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.
Качество жизни — это понятие, характеризующее, с одной стороны, человека как субъекта общественной жизни и потребностей (например, продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья, образования, культурного и интеллектуального потенциала), а с другой — комфортность, удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей.
Задачи стратегического планирования уровня жизни определяются целями социальной политики. Хотя, и это следует иметь в виду, результаты такой процедуры планирования, как прогнозирование социального развития страны, учитываются в процессе формирования стратегии и тактики социальной политики, главная задача стратегического планирования уровня жизни состоит в том, чтобы по крайней мере не допускать в ближайшей перспективе падения жизненного уровня населения по сравнению с уже достигнутым, а в дальнейшем создать необходимые предпосылки для роста народного благосостояния, повышения качества жизни. Локальные же задачи являются производными от главной и отражают особенности деятельности государства по регулированию отдельных аспектов народного благосостояния.
Стратегическое планирование уровня жизни в Российской Федерации осуществляется в настоящее время в форме разработки соответствующих прогнозов социально-экономического развития страны, комплексных программ Правительства РФ по развитию национальной экономики, а также федеральных целевых комплексных программ, предусматривающих решение узловых проблем и способствующих повышению уровня качества жизни населения.
В процессе разработки прогнозов уровня жизни, комплексных и локальных федеральных целевых программ используется система показателей, состоящая из трех групп.
В первую группу входят синтетические показатели уровня жизни. К ним относятся показатели, характеризующие:
1) уровень удовлетворения
4) удовлетворение потребностей в развитии личности российских граждан (численность населения, имеющего различные уровни образования, доля времени, отведенного на культурную деятельность в структуре свободного времени, доля средств, расходуемых на образование и культуру в федеральном бюджете, в совокупных расходах населения);
Во вторую группу входят натуральные показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, прожиточный минимум, число перевезенных пассажиров различными видами транспорта и т.п.).
Третью группу составляют показатели, выражающие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребления и др.).
В условиях рыночного хозяйства уровень жизни населения зависит от доходов, получаемых за работу по найму, от коммерческой деятельности, от собственности, от работы в семейном хозяйстве, а также от социальных выплат из федерального и местного бюджетов.
Все доходы, получаемые населением страны, могут быть охарактеризованы тремя важными категориями: номинальными доходами, реальными доходами, реально используемыми (конечными) доходами.
Под номинальными доходами понимают ту часть ВВП, ВНП или НД, на которую население имеет право в результате осуществления каких-либо видов деятельности, приносящих доход, а также причитающиеся ему доходы в форме государственных трансфертов (пенсии, стипендии, проценты по государственному долгу), социальных трансфертов (выплаты из фондов социального страхования), трансфертов между организациями (одни фирмы получают дивиденды от других фирм), некоммерческих трансфертов (спонсорские отчисления). В состав номинальных доходов включаются:
• косвенные
доходы населения, получаемые в процессе
использования услуг, предоставляемых
бесплатно учреждениями социальной инфраструктуры
(сферы), обслуживающими население. Их
уровень рассчитывается на основе данных
отчетного и прогнозного федерального
бюджетов.
При расчетах номинальных доходов населения необходимо иметь в виду, что номинальные доходы одних групп населения частично формируются за счет доходов других групп, поскольку выплачиваются налоги, обязательные платежи и оплачивается стоимость платных услуг, предоставляемых физическими лицами, организациями, предприятиями и учреждениями социальной сферы.
Реальные доходы населения определяются путем вычета из номинальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты услуг. При этом учитывается индекс цен в отчетном либо прогнозируемом периодах (уровень инфляции).
Реально используемые (конечные) доходы представляют собой ту часть реальных доходов населения, которая используется непосредственно на приобретение материальных благ и получение разнообразных услуг. Таким образом, в объем реально используемых (конечных) доходов населения не входят денежные сбережения, взносы в общественные организации, суммы, израсходованные в порядке спонсорства, а также сокращение сальдо задолженности населения государству, предприятиям, финансовой системе по полученным у них кредитам.
Принципиальная схема формирования доходов населения имеет следующий вид:
I. Номинальные доходы:
Вычесть:
Равно = II. Реальные доходы населения
Вычесть:
Равно = III. Конечные (реально используемые) доходы — Индекс цен и тарифов
IV. Конечные (реально используемые) доходы в сопоставимых ценах и тарифах, всего — В том числе:
Большое значение в регулировании уровня жизни имеет прогнозирование уровня доходов населения в определенный момент будущего. Расчеты могут осуществляться двумя методами.
Первый метод основан на использовании в расчетах прогнозных значений объема ВНП и его структуры. Сначала определяется величина лично располагаемого дохода населения (ЛРД). Расчет ведется по следующей формуле:
ЛРДt+n =ВНПt+n – Аt+n – НПКоt+n + ТПt+n – Нt+n ,
где ВНП — валовой национальный продукт; А — амортизация;
НПКо — нераспределенная прибыль коммерческих организаций; ТП — трансфертные платежи (выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице, выплаты инвалидам и т.п.); Н — налоги;
t + п — год прогнозируемого периода.
Если из полученной суммы ЛРД вычесть сбережения, то можно получить величину доходов населения, которая может быть использована на потребление материальных благ и услуг.
Второй метод базируется на прогнозных значениях объема и структуры национального дохода, являющегося важнейшим элементом ВНП. Для определения величины национального дохода (НД) необходимо вычесть амортизацию и косвенные налоги (КН), т.е. НД = ВНП - А - КН. При этом берется во внимание то обстоятельство, что национальный доход имеет следующую структуру: НД = Фп + Фн + Фр (где Фп — фонд потребления; Фн — фонд накопления; Фр — фонд резервов).
В этом случае логика прогнозирования доходов населения в любом году перспективного периода может иметь следующий вид.
I. Национальный доход в прогнозируемом периоде определяется по прогнозным таблицам СНС и межотраслевого баланса (МОБ).
II. Фонд потребления в национальном доходе — по прогнозным таблицам СНС и МОЕ.
Прибавить:
• материальные затраты учреждений науки и управления.
Равно = III. Потенциальные ресурсы для потребления населением.
Вычесть: IV. Конечные (реально используемые) доходы населения в базисном году.
Равно = V. Общий прирост ресурсов потребления.
Вычесть: VI. Ресурсы, обеспечивающие сохранение стабильного уровня жизни (учет влияния роста численности населения, стипендиатов и пенсионеров, изменение структуры занятости и т.д.). .
Равно = VII. Ресурсы, обеспечивающие рост реальных доходов населения.
VIIa. Использование ресурсов:
на повышение фонда оплаты труда, всего —
В том числе:
• повышение минимального уровня оплаты труда;
Информация о работе Стратегическое планирование уровня жизни населения в РФ