Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:36, контрольная работа

Описание работы

Стратегическое управление – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое управление становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.
В настоящее время большинство российских предприятий работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в стратегическом планировании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………………………...3
1.Сущность и содержание стратегического планирования……………….4
2.Функции стратегического планирования……………………………….5
3.Процесс стратегического планирования…………………………………6
3.1. Миссия предприятия………………………………………………..7
3.2. Характеристики целей …………………………………………….8
3.3. Оценка и анализ внешней среды………………………………….8
3.4. Обследование сильных и слабых сторон организации.………….10
3.5. Анализ стратегических альтернатив………………………………10
3.6. Выбор стратегии……………………………………………………13
3.7. Реализация стратегии…………………………………………........14
4.Выгоды стратегического планирования………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………..16
Список литературы…..…………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 40.97 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………………………...3

  1. Сущность и содержание стратегического планирования……………….4
  2. Функции стратегического планирования………………………………...5
  3. Процесс стратегического планирования…………………………………6

3.1. Миссия предприятия………………………………………………..7

3.2. Характеристики целей …………………………………………….8

3.3. Оценка и анализ внешней  среды………………………………….8

3.4. Обследование сильных и слабых  сторон организации.………….10

3.5. Анализ стратегических альтернатив………………………………10

3.6. Выбор стратегии……………………………………………………13

3.7. Реализация стратегии…………………………………………........14

  1. Выгоды стратегического планирования………………………………...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………..16

Список литературы…..…………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее  время руководители организаций  вынуждены принимать хозяйственные  решения в условиях неопределенности  последствий таких решений,  к  тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в таких условиях.

Многие  хозяйственные зоны,  в которых  работают  предприятия,  характеризуются  повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении  потребителей,  позиции конкурентов, о правильном  выборе  партнеров,  нет надежных источников получения коммерческой и иной информации.

Стратегическое  управление – это одна из  функций  управления,  которая  представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое управление становится все  более  актуальным для российских предприятий,  которые  вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

В настоящее  время большинство российских предприятий  работают в быстро изменяющемся и  трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в стратегическом планировании.

Для успешной деятельности организации в стратегии  развития должен быть заложен механизм позволяющий гибко реагировать  на прогнозируемые и текущие изменения  среды для того, чтобы в одном  случае извлечь максимальную пользу, а в другом случае – исключить  или снизить негативные воздействия  этих изменений.

Целью настоящей  работы является рассмотрение сущности стратегического планирования и  его  функций; как происходит процесс  стратегического планирования и  какие выгоды приносит стратегическое планирование организации.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность стратегического планирования

Стратегическое  планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Стратегическое  планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений. Не используя  преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные  люди будут лишены четкого способа  оценки цели и направления корпоративного предприятия. Стратегический план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными. Поэтому  необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества  информации об  отраслях народного  хозяйства,  рынке,  конкуренции  и т.п. Стратегические планы должны быть разработаны таким  образом, чтобы  они оставались не только целостными в течение длительного  времени,  но и сохраняли гибкость. Конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными и при необходимости можно было осуществить модификацию  и переориентацию стратегического плана.

Формирование  стратегического   плана  представляет  собой тщательную, систематическую  подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:

1.  Выбор  миссии и формирование целей.

2.  Разработка  обеспечивающих планов.

Стратегическое  планирование — процесс формулировки стратегии по этапам, с разъяснением роли каждого члена организации (каждого ее подразделения).

Цели  стратегического планирования обеспечиваются за счет следующих факторов:

  • высокого профессионализма и творчества служащих;
  • тесной связи организации с внешней средой;
  • обновления продукции;
  • совершенствования организации производства, труда и управления; реализации текущих планов;    
  • включения всех работников предприятия в реализацию целей и задач предприятия.

 

 

  1. Функции стратегического планирования

 

Как процесс  стратегическое планирование включает четыре вида деятельности, иначе говоря — функции стратегического планирования.        К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренне координация и регулирование, организационные изменения

1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределения ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.

2.  Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной    функции – приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. Разумеется, эти функции выполняются также и в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного управления будет достигнута лишь в том случае, если конкурентные преимущества и барьеры будут предвидены заранее, т.е. спланированы. В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации предприятия к внешней среде.

3. Координация и регулирование. Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление      за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями.

Этот  процесс происходит не спонтанно, а  на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического  плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта  увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также  наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения       или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.

4. Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. Данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределении функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т.п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.

Итак, стратегическое планирование – это такой вид  планирования, который:

    • опирается на человеческий потенциал как основу деятельности предприятия;
    • ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей;
    • обеспечивает необходимые преобразования в организации, адекватные изменениям, происходящим во внешней среде, что позволяет предприятию выживать и долгосрочной перспективе достигать своих целей.

 

  1. Процесс стратегического плана

Стратегическое  планирование можно рассматривать  как динамическую совокупность шести  взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого  процесса на остальные.

Процесс стратегического планирования включает:

  •   определение миссии предприятия, организации;
  •   формулирование целей и задач функционирования предприятия,  организации;
  •   оценку и анализ внешней среды;
  •   обследование сильных и слабых сторон организации;
  •   разработку и анализ стратегических альтернатив;
  •   выбор стратегии.

Процесс стратегического управления помимо стратегического планирования включает также:

  • реализацию стратегии;
  • оценку и контроль выполнения стратегии.

 

3.1 Миссия предприятия

Основная  общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Определении миссии фирмы, которая в концентрированной  форме выражает смысл существования  фирмы, ее предназначение, тем самым  доводит до общества цели и направления  своего развития и позволяет людям, работающим в этой организации, придать  определенную осмысленность и значение их текущим действиям с перспективной  точки зрения.

Практика  показывает, что формирование миссии заставляет задуматься об истинных целях  предприятия, поэтому этот инструмент должен интересовать, прежде всего, их руководителей. При формировании миссии необходимо учитывать не только внешнюю  направленность, но и внутреннюю значимость. Миссия должна быть сформулирована таким  образом, чтобы она отражала текущие  достижения и выражала будущие устремления  организации, которые во внешней  среде делают ее отличной от других подобных в плане качества и надежности. При этом миссия определяет стратегические ориентиры и показывает тактическое  направление, которые, в свою очередь, являются своеобразным призывом и заданием для внутренней среды организации, играя существенную роль в процессе стратегического планирования и  мотивации персонала.

Последовательность  и содержание элементов миссии, а  также сама ее форма, могут существенно  изменяться, и зависят от многих факторов, среди которых основными  являются: отраслевая принадлежность, тип предприятия (специализированное или диверсифицированное), позиция на рынке, поведение конкурентов, отношение потребителей и другие.

3.2 Характеристики целей

Цели, преследуемые тем или иным предприятием, носят  индивидуальный характер и зависят  от таких факторов, как отраслевая принадлежность, тип предприятия, позиция  на рынке, поставщики, источники сырья  и т.д.

Общепроизводственные  цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии предприятия и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех предприятия, цели должны обладать рядом характеристик:

  • конкретные и измеримые цели;
  • ориентация целей во времени;
  • достижимые цели.

3.3 Оценка и анализ внешней  среды

Анализ  внешней среды представляет собой  процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

С точки  зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в  процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

  1. Где сейчас находится предприятие?
  2. Где, по мнению высшего руководства, должно находится предприятие в будущем?
  3. Что должно сделать руководство, чтобы предприятие переместилось из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где его хочет видеть руководство?

Угрозы  и возможности, с которыми сталкивается организация, можно выделить в семь областей. Этими областями (факторами) являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, социальное поведение  и международное положение.

I. Экономические факторы. К важнейшим экономическим факторам, оказывающим сильнейшее как позитивные, так и негативные последствия на деятельность организации, относятся следующие:

  • Инфляция.
  • Налоговая ставка.
  • Таможенные тарифы.
  • Курс иностранной валюты.

II. Политические факторы. Внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влияние политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти, на территории которых функционирует предприятие.

Информация о работе Стратегическое планирование