Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 20:56, реферат
В данной работе мы рассмотрим три исключительно важных вопроса стратегического управления: как понимать стратегическое управление, каковы его сущность и содержание; что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается; стратегическая линия ориентации фирмы на потребителя и роль маркетинга в реализации этой линии поведения
Значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия
I. Введение…………………………………………………………………….………....3.
II. Общая характеристика стратегического управления………………………………4.
2.1
2.2 Система стратегического управления……………………………………………...7.
III. Анализ среды………………………………………………………………………. 10.
3.1 Анализ внешней среды……………………………………………………………. 10.
3.2. Анализ внутренней среды…………………………………………………………16.
IV. Заключение………………………………………………………………………….23.
V. Список использованной литературы……………………………………………….24.
Чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именного того, какие сильные и слабые стороны имею отдельные составляющие организации и организация в целом.
Суммируя вышесказанное,
можно констатировать, что анализ
среды, как он проводится в стратегическом
управлении, направлен на выявление
угроз и возможностей, которые
могут возникнуть во внешней среде
по отношению к организации, а
также сильных и слабых сторон,
которыми обладает организация. Именно
для решения этой задачи и разработаны
определенные приемы анализа среды,
которые применяются в
Применяемые для анализа среды метод SWOT (аббревиатура составлена из первых бук английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон а также список угроз и возможностей. После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (см. рис.2).
Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.
На пересечении разделов
образуется четыре поля: поле «СИВ» (сила
и возможности); поле «СИУ» (сила и
угрозы); поле «СЛВ» (слабость и возможности)»
поле «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом
из данных полей исследователь должен
рассмотреть все возможные
Возможности 1. 2. 3.… |
Угрозы 1. 2. 3.… | |
Сильные стороны 1. 2. 3.… |
Поле“СИВ” |
Поле“СИУ” |
Слабые стороны 1. 2. 3.… |
Поле“СЛВ” |
Поле“СЛУ” |
Рис.2. Матрица SWOT.
Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили ту же угрозу.
Для успешного применения методологии SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
Для оцени возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (рис.3).
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Малое влияние | |
Высокая вероятность |
Поле “ВС” |
Поле “ВУ” |
Поле “ВМ” |
Средняя вероятность |
Поле “СС” |
Поле “СУ” |
Поле “СМ” |
Низкая вероятность |
Поле “НС” |
Поле “НУС” |
Поле “НМ” |
Рис.3 Матрица возможностей.
Данная матрица строится
следующим образом: сверху откладывается
степень влияния возможности
на деятельность организации (сильное
влияние, умеренное влияние, малое
влияние); сбоку откладывается
Похожая матрица составляется для оценки угроз (рис 4.)
Вероятность
реализации
угроз |
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» | |
Высокая вероятность |
Поле “ВР” |
Поле “ВК” |
Поле “ВТ” |
Поле “ВЛ” | |
Средняя вероятность |
Поле “СР” |
Поле “СК” |
Поле “СТ” |
Поле “СЛ” | |
Низкая вероятность |
Поле “НР” |
Поле “НК” |
Поле “НТ” |
Поле “НЛ” |
Рис. 4. Матрица угроз
Сверху откладываются
возможные последствия для
Те угрозы, которые попадают
на поля «ВР», «ВК» и «СР», представляют
очень большую опасность для
организации и требуют
Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации. В этом случае должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставиться задача их первостепенного устранения.
Наряду с методами изучения
угроз, возможностей, силы и слабости
организации для анализа среды
может быть применен метод составления
ее профиля. Данный метод удобно применять
для составления профиля
Метод составления профиля среды заключается в следующем. В таблицу профиля среды (табл.1) выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается:
· оценка его важности для отрасли по шкале: 3 – сильное значение. 2 – умеренное значение, 1 – слабое значение;
· оценка его влияния на организацию по шкале: 3 – сильное значение, 2 – умере6ное влияние, 1 – слабое влияние, 0 – отсутствие влияния;
· оценка направленности влияния по шкале +1 – позитивная направленность, -1 – негативная направленность.
Таблица 1. Профиль среды.
|
|||||||||
Далее все три экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.
IV. Заключение.
Как видно из данной работы,
анализ среды – очень важный для
выработки стратегии
V. Список использованной литературы.
1. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2000. – 528 с.
2. Волкер Г. Что и как нужно делать, чтобы стать предпринимателем. Практическое руководство для начинающих. – МИГ (Московская издательская группа) ТПЦ «Полифакт». Минск – Москва,2001. – 128 с.
3. Уткин Э.А. Управление компанией. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2007 – 304