Стратегическое управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является ознакомление с общим понятием стратегического управления персоналом, раскрытие основных принципов разработки стратегий управления. Исходя из цели можно выделить следующие задачи:
- определение необходимости стратегического подхода к управлению персоналом;
- изучение видов стратегий управления и их составляющих;
- анализ внешних и внутренних факторов при формировании стратегий;
- выявление критериев оценки при выборе стратегий.

Содержание работы

Введение
1. Становление стратегического подхода к управлению трудом
2. Разработка стратегии управление человеческими ресурсами
2.1. Типизация стратегий управления персоналом и их составляющие
2.2. Влияние внешних и внутренних факторов при формировании стратегий управления персоналом
2.3. Критерии оценки при формировании вариантов и выборе стратегий управления персоналом
3. Реализация стратегий управления персоналом во взаимосвязи с целями и жизненной фазой организации
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

распопов.docx

— 101.48 Кб (Скачать файл)

• формы и методы регулирования трудовых отношений;

• методы разрешения производственных и социальных конфликтов;

• установление норм и принципов этических взаимоотношений в коллективе, разработка кодекса деловой этики;

• политика занятости в организации, включающая анализ рынка труда, систему найма и использования персонала, установление режима работы и отдыха;

• профориентация и адаптация персонала;

• меры по наращиванию кадрового потенциала и лучшему его использованию;

• совершенствование методов прогнозирования и планирования потребности в персонале на основе изучения новых требований к работникам и рабочим местам;

• разработка новых профессионально-квалификационных требований к персоналу на основе систематического анализа и проектирования работ, выполняемых на различных должностях и рабочих местах;

• новые методы и формы отбора, деловой оценки и аттестации персонал

•разработка концепции развития персонала;

• совершенствование механизма управления трудовой мотивацией персонала;

• разработка новых систем и форм оплаты труда, материального и нематериального стимулирования работников.

 

          В каждом конкретном случае стратегия управления персоналом может охватывать не все, а только отдельные ее составляющие, причем набор этих составляющих будет различным в зависимости от целей и стратегии организации, целей и стратеги управления персоналом.

Уже указывалось, что стратегия управления персоналом может быть как подчиненной по отношению к стратегии организации  в целом, так и совмещенной  с ней, представляющей единое целое. Но и в том, и в другом случае стратегия управления персоналом ориентируется  на конкретный тип корпоративной  или деловой стратегии (бизнес-стратегии). Взаимосвязь стратегии организации  и стратегии управления персоналом (с ее составляющими) показана на табл.2.1.1

 

 

Тип стратегии организации

Стратегия управления персоналом

Составляющие стратегии управления персоналом

Предпринимательская стратегия

Принимают проекты с высокой  степенью финансового риска, минимальным  количеством действий. Ресурсное  удовлетворение всех требований заказчика. В центре внимания - быстрое осуществление ближайших мер, даже без соответствующей проработки

Поиск и привлечение работников-новаторов, инициативных, контактных, с долговременной ориентацией, готовых рисковать, не боящихся ответственности. Важно, чтобы  ведущие сотрудники не менялись

Отбор и расстановка кадров: поиск  людей, способных идти на риск и доводить дело до конца Вознаграждения: на конкурентной основе, беспристрастные, по возможности  удовлетворяющие вкусам работника  Оценка: основывается на результатах, не слишком жесткая Развитие личности: неформальное, ориентированное на наставника Планирование перемещений: в центре -интерес служащих. Подбор рабочего места, соответствующего интересам работника

Стратегия динамического роста

Степень риска меньшая.

Постоянное сопоставление текущих  целей и создание фундамента для  будущего.

Политика организации и процедуры  фиксируются письменно, поскольку  они здесь необходимы и для  более строгого контроля, и как  основа дальнейшего развития организации

Служащие должны быть организационно закреплены, обладать гибкостью в  изменяющихся условиях, быть проблемно-ориентированными и сотрудничестве с другими

Отбор и расстановка кадров: поиск  гибких  и верных людей, способных  рисковать Вознаграждения: справедливые и беспристрастные

Оценка: основывается на четко оговоренных критериях

Развитие личности: акцент на качественном росте уровня и области деятельности

Планирование перемещений: учитываются реальные сегодняшние возможности и разнообразные формы служебной го продвижения

Стратегия прибыльности

В центре внимания - сохранение существующего уровня прибылей. Усилия, требующие финансовых затрат, скромные, возможно даже прекращение найма. Управленческая система хорошо развита, действует обширная система различного рода процедурных правил

Ориентируется на критерии количества и эффективности в области  персонала; сроки - результаты - при относительно низком уровне риска и минимальном уровне организационной закрепленности служащих

Отбор и расстановка кадров: чрезвычайно жесткие

Вознаграждения: основываются на заслугах, старшинстве и внутриорганизационных представлениях о справедливости

Оценка: узкая, ориентированная на результат, тщательно продуманная 

Развитие личности: акцент на компетентность в области поставленных ей задач, эксперты - в узкой области '


Ликвидационная стратегия

Продажа активов, устранение возможностей убытков, в будущем сокращение работников - насколько это возможно. Почти или вовсе не уделяется внимание попыткам спасти предприятие, поскольку ожидается дальнейшее падение прибылей

Ориентирована на потребность в  служащих на короткое время, большой  приверженности организации

Набор служащих - маловероятен из-за сокращения штатов

Оплата: основана на заслугах, медленно  растущая, без дополнительных стимулов Оценка: строгая, формальная, основана на управленческих критериях

Развитие, обучение: ограничены, ocнованы на служебной необходимости

Продвижения: те, кто имеют требуемые  навыки, имеют и возможность продвижении

Стратегия круговорота (циклическая)

Основное - спасти предприятие. Меры по сокращению затрат и персонала осуществляются с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу. Моральное состояние персонала - довольно угнетенное

Служащие должны быть гибкими в  условиях изменений, ориентироваться  на большие цели

Требуются разносторонне развитые работники

Оплата: система стимулов и проверки заслуг

Обучение: большие возможности, но тщательный отбор претендентов

Продвижение: разнообразные формы 




 

 

Табл.2.1.1 Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления персоналом

        

        Процесс выработки и реализации стратегии является непрерывным, что находит отражение в тесной взаимосвязи решения стратегических задач как на длительную перспективу, так и на средне- и краткосрочный период, т.е. их решения в условиях стратегического, тактического и оперативного управления. Подобная конкретизация стратегии управления персоналом и доведение ее до стратегических задач и отдельных действий воплощается в стратегическом плане — документе, содержащем конкретные задачи и мероприятия по выполнению стратегии, сроки их осуществления и ответственных исполнителей по каждой задаче, объем необходимых ресурсов (финансовых, материальных, информационных и др.).

 

 

2.2 Влияние внешних и  внутренних факторов при формировании  стратегий управления персоналом

 

Разработка стратегии  управления персоналом осуществляется на основе глубокого систематического анализа факторов внешней и внутренней среды, в результате чего может быть представлена целостная концепция развития персонала и организации в целом в соответствии с ее стратегией. К внешней среде относятся макросреда и непосредственное окружение организации, .имеющие направленное воздействие и контакты с системой управления персоналом. Факторы, по которым проводится анализ внешней и внутренней среды для выработки стратегии управления персоналом, представлены в табл. 2.2.1

В результате анализа внешней  и внутренней среды с помощью  метода SWOT (CBOT) выявляются сильные и слабые стороны организации в области управления персоналом, а также возможности, которыми она располагает, и угрозы, которых следует избегать.

 

 

 

 

 

 

 

 

Среда

Факторы

Внешняя среда:

макросреда

Факторы международного характера (военная  напряженность, научная активность и т.п.).

Политические факторы (политическая стабильность, активность общественных и профсоюзных движений, криминальная ситуация в стране).

Экономические факторы (тенденции  изменения экономических связей, среднегодовые темпы инфляции, структура распределения доходов населения, налоговые показатели).

Социально-демографические факторы (продолжительность жизни населения, жизненный уровень, рождаемость  и смертность, детская смертность в процентах от рождаемости, структура населения по показателям, миграция и др.).

Правовые (регулирование в сфере  труда и социального обеспечения). Экологические.

Природно-климатические.

Научно-технические.

Культурные

Непосредственное окружение

Местный рынок труда, его структура  и динамика.

Кадровая политика конкурентов.

Рыночная инфраструктура (степень  удовлетворения потребностей организации  в ресурсах и состояние рыночных структур).

Мониторинг окружающей среды (качество внешней среды).

Здравоохранение (фондовооруженностъ, квалификация и т.п.).

Наука и образование (уровень образования  населения, новизна научных разработок и т.п.).

Культура (степень удовлетворения потребностей населения в культурных и т.п. объектах).

Торговля.

Общественное питание.

Транспорт и связь.

Пригородное и сельское хозяйство.

Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство.

Бытовое обеспечение

Внутренняя среда

Принципы, методы, стиль управления.

 Кадровый потенциал организации.

Структура персонала.

Текучесть кадров и абсентеизм.

Уровень ротации персонала.

Структура знаний и навыков персонала.

Загруженность работников.

 Производительность труда. 

Меры социальной защиты.

Финансы организации.

Уровень организации производства и труда.

Перспективы развития техники и  технологии в организации.

Организационная культура.

Уровень развития системы управления персоналом и др.


Табл. 2.2.1

Факторы внешней  и внутренней среды, влияющие на разработку

стратегии управления персоналом

2.3 Критерии оценки при  формировании вариантов и выборе  стратегий управлении  персоналом

          Выявление сильных и слабых сторон отражает самооценку организации и позволяет ей сравнить себя с основными конкурентами на рынке труда и, возможно, на рынке сбыта. Оценку можно провести по отдельным показателям и функциям управления персоналом с помощью так называемого конкурентного профиля (табл.2.3.1). Оценка отдельных показателей проводится методом сравнительного анализа, а функций управления — экспертным методом.

Сильные и слабые стороны  организации в области персонала  в такой же мере, как угрозы и  возможности, определяют условия успешного  существования организации. Поэтому в рамках стратегического управления персоналом при анализе внутренней среды важно выявить, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные направления управления персоналом и система управления персоналом в целом.

Для решения этой задачи используются такие известные в  стратегическом управлении методы и приемы, как метод SWOT, матрицы возможностей, угроз, составление профиля среды и др.

После составления конкретного  списка слабых и сильных сторон организации в области персонала, а также угроз и возможностей, следует этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, предложенная Томпсоном и Стриклендом (рис. 2.2.2). Слева выделяются два блока: сильные и слабые стороны, в которые соответственно вписываются все выявленные в ходе предварительного анализа стороны управления персоналом организации. В верхней части матрицы также выделены два блока, в которые вписаны возможности и угрозы в области управления персоналом, важные для конкретной организации. На пересечении этих блоков образуются четыре поля:

• поле I — сильные стороны и угрозы;

• поле II — сильные стороны и возможности;

• поле III — слабые стороны и возможности;

• поле IV — слабые стороны и угрозы.

 

Таблица 2.3.1

Сравнение конкурентного профиля (на основе сильных и слабых сторон) для стратегического управления персоналом

 

Задача специалиста службы управления персоналом заключается  в том, чтобы с помощью этих полей рассмотреть все возможные  парные комбинации и выделить те из них, которые должны быть учтены при разработке стратегии управления персоналом.

В частности, для тех пар, которые были выбраны с поля II, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон управления персоналом организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые имеются во внешней среде. Для пар с поля I стратегия должна предполагать использование сильных сторон организации в области персонала для устранения угроз из внешней среды. Для тех пар, которые оказались на поле III, стратегия в области персонала должна быть построена так, чтобы за счет появившихся возможностей во внешней среде попытаться преодолеть имеющиеся в области персонала слабости. И для пар, находящихся в поле IV, стратегия управления персоналом должна быть такой, которая бы позволила организации избавиться от слабых сторон в области персонала и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу, исходящую из внешней среды.

 

 

Возможности и угрозы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сильные и

слабые стороны

Возможности

1. Наличие лучшей стратегии в области персонала и кадровой политики по сравнению с конкурентами.

2. Выгодное местонахождение организации.

3. Возможность привлечения большего числа кандидатов на вакантные должности.

4. Высокий уровень производительности труда по сравнению с конкурентами.

5. Высокое качество продукции (услуг) за счет квалифицированной рабочей силы.

6. Благоприятный имидж организации у покупателей.

7. Приятные в общении, доброжелательные служащие др.

Угрозы

1. Неблагоприятная социально-экономическая политика в стране.

2. Неблагоприятные демографические изменения.

3. Ухудшение системы социального обеспечения в городе, районе.

4. Слабые позиции в области кадровой политики по сравнению с конкурентами.

5. Высвобождение рабочих мест из-за сокращения объема производства продукции, услуг и др.

Сильные стороны

1. Развитая система управления персоналом.

2. Высокий уровень компетентности руководителей.

3. Высокий уровень квалификации специалистов.

4. Наличие инновационного потенциала у персонала.

5. Достаточные финансовые ресурсы, выделяемые для службы управления персоналом.

6. Высокий уровень удовлетворенности трудом у работников.

7. Развитая система мотивирования персонала к трудовой деятельности.

8. Наличие системы социальной защиты.

9. Хорошие условия труда.

10. Преимущества в уровне оплаты труда по сравнению с конкурентами и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поле 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поле 1

Информация о работе Стратегическое управление персоналом