Стратегическое управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является ознакомление с общим понятием стратегического управления персоналом, раскрытие основных принципов разработки стратегий управления. Исходя из цели можно выделить следующие задачи:
- определение необходимости стратегического подхода к управлению персоналом;
- изучение видов стратегий управления и их составляющих;
- анализ внешних и внутренних факторов при формировании стратегий;
- выявление критериев оценки при выборе стратегий.

Файлы: 1 файл

распопов - копия.docx

— 104.62 Кб (Скачать файл)

Таблица2.1

Взаимосвязь стратегии организации и стратегии  управления персоналом

1

2

3

Тип стратегии организации

Стратегия управления персоналом

Составляющие стратегии управления персоналом

Предпринимательская стратегия

Принимают проекты с высокой  степенью финансового риска, минимальным  количеством действий. Ресурсное  удовлетворение всех требований заказчика. В центре внимания - быстрое осуществление ближайших мер, даже без соответствующей проработки

Поиск и привлечение работников-новаторов, инициативных, контактных, с долговременной ориентацией, готовых рисковать, не боящихся ответственности. Важно, чтобы  ведущие сотрудники не менялись

Отбор и расстановка кадров: поиск  людей, способных идти на риск и доводить дело до конца Вознаграждения: на конкурентной основе, беспристрастные, по возможности  удовлетворяющие вкусам работника  Оценка: основывается на результатах, не слишком жесткая Развитие личности: неформальное, ориентированное на наставника Планирование перемещений: в центре -интерес служащих. Подбор рабочего места, соответствующего интереса

 

 

 

 

 

 

 

 

м работника

Стратегия динамического роста

Степень риска меньшая.

Постоянное сопоставление текущих  целей и создание фундамента для  будущего.

Политика организации и процедуры  фиксируются письменно, поскольку  они здесь необходимы и для  более строгого контроля, и как  основа дальнейшего развития организации

Служащие должны быть организационно закреплены, обладать гибкостью в  изменяющихся условиях, быть проблемно-ориентированными и сотрудничестве с другими

Отбор и расстановка кадров: поиск  гибких  и верных людей, способных  рисковать Вознаграждения: справедливые и беспристрастные

Оценка: основывается на четко оговоренных критериях

Развитие личности: акцент на качественном росте уровня и области деятельности

Планирование перемещений: учитываются реальные сегодняшние возможности и разнообразные формы служебной го продвижения

Стратегия прибыльности

В центре внимания - сохранение существующего уровня прибылей. Усилия, требующие финансовых затрат, скромные, возможно даже прекращение найма. Управленческая система хорошо развита, действует обширная система различного рода процедурных правил

Ориентируется на критерии количества и эффективности в области  персонала; сроки - результаты - при относительно низком уровне риска и минимальном уровне организационной закрепленности служащих

Отбор и расстановка кадров: чрезвычайно жесткие

Вознаграждения: основываются на заслугах, старшинстве и внутриорганизационных представлениях о справедливости

Оценка: узкая, ориентированная на результат, тщательно продуманная 

Развитие личности: акцент на компетентность в области поставленных ей задач, эксперты - в узкой области '


Ликвидационная стратегия

Продажа активов, устранение возможностей убытков, в будущем сокращение работников - насколько это возможно. Почти или вовсе не уделяется внимание попыткам спасти предприятие, поскольку ожидается дальнейшее падение прибылей

Ориентирована на потребность в  служащих на короткое время, большой  приверженности организации

Набор служащих - маловероятен из-за сокращения штатов

Оплата: основана на заслугах, медленно  растущая, без дополнительных стимулов Оценка: строгая, формальная, основана на управленческих критериях

Развитие, обучение: ограничены, ocнованы на служебной необходимости

Продвижения: те, кто имеют требуемые  навыки, имеют и возможность продвижении





 

        Процесс выработки и реализации стратегии является непрерывным, что находит отражение в тесной взаимосвязи решения стратегических задач как на длительную перспективу, так и на средне- и краткосрочный период, т.е. их решения в условиях стратегического, тактического и оперативного управления. Подобная конкретизация стратегии управления персоналом и доведение ее до стратегических задач и отдельных действий воплощается в стратегическом плане — документе, содержащем конкретные задачи и мероприятия по выполнению стратегии, сроки их осуществления и ответственных исполнителей по каждой задаче, объем необходимых ресурсов (финансовых, материальных, информационных и др.).

 

 

    1. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 

Разработка стратегии  управления персоналом осуществляется на основе глубокого систематического анализа факторов внешней и внутренней среды, в результате чего может быть представлена целостная концепция  развития персонала и организации  в целом в соответствии с ее стратегией. К внешней среде относятся  макросреда и непосредственное окружение  организации, .имеющие направленное воздействие и контакты с системой управления персоналом. Факторы, по которым  проводится анализ внешней и внутренней среды для выработки стратегии  управления персоналом, представлены в табл. 2.2

В результате анализа внешней  и внутренней среды с помощью  метода SWOT (CBOT) выявляются сильные и слабые стороны организации в области управления персоналом, а также возможности, которыми она располагает, и угрозы, которых следует избегать.

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 2.2

Факторы внешней  и внутренней среды, влияющие на разработку

стратегии управления персоналом

Среда

Факторы

Внешняя среда:

макросреда

Факторы международного характера (военная  напряженность, научная активность и т.п.).

Политические факторы (политическая стабильность, активность общественных и профсоюзных движений, криминальная ситуация в стране).

Экономические факторы (тенденции  изменения экономических связей, среднегодовые темпы инфляции, структура  распределения доходов населения, налоговые показатели).

Социально-демографические факторы (продолжительность жизни населения, жизненный уровень, рождаемость  и смертность, детская смертность в процентах от рождаемости, структура  населения по показателям, миграция и др.).

Правовые (регулирование в сфере  труда и социального обеспечения). Экологические.

Природно-климатические.

Научно-технические.

Культурные

Непосредственное окружение

Местный рынок труда, его структура  и динамика.

Кадровая политика конкурентов.

Рыночная инфраструктура (степень  удовлетворения потребностей организации  в ресурсах и состояние рыночных структур).

Мониторинг окружающей среды (качество внешней среды).

Здравоохранение (фондовооруженностъ, квалификация и т.п.).

Наука и образование (уровень образования  населения, новизна научных разработок и т.п.).

Культура (степень удовлетворения потребностей населения в культурных и т.п. объектах).

Торговля.

Общественное питание.

Транспорт и связь.

Пригородное и сельское хозяйство.

Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство.

Бытовое обеспечение

Внутренняя среда

Принципы, методы, стиль управления.

 Кадровый потенциал организации. 

Структура персонала.

Текучесть кадров и абсентеизм.

Уровень ротации персонала.

Структура знаний и навыков персонала.

Загруженность работников.

 Производительность труда. 

Меры социальной защиты.

Финансы организации.

Уровень организации производства и труда.

Перспективы развития техники и  технологии в организации.

Организационная культура.

Уровень развития системы управления персоналом и др.




    1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ВАРИАНТОВ И ВЫБОРЕ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 

          Выявление сильных и слабых сторон отражает самооценку организации и позволяет ей сравнить себя с основными конкурентами на рынке труда и, возможно, на рынке сбыта. Оценку можно провести по отдельным показателям и функциям управления персоналом с помощью так называемого конкурентного профиля (табл.2.3). Оценка отдельных показателей проводится методом сравнительного анализа, а функций управления — экспертным методом.

Таблица 2.3.

Сравнение конкурентного профиля (на основе сильных  и слабых сторон) для стратегического  управления персоналом

 

Сильные и  слабые стороны организации в  области персонала в такой  же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования  организации. Поэтому в рамках стратегического  управления персоналом при анализе  внутренней среды важно выявить, какие сильные и слабые стороны  имеют отдельные направления  управления персоналом и система  управления персоналом в целом.

Для решения этой задачи используются такие известные в  стратегическом управлении методы и  приемы, как метод SWOT, матрицы возможностей, угроз, составление профиля среды и др.

После составления конкретного  списка слабых и сильных сторон организации  в области персонала, а также  угроз и возможностей, следует  этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, предложенная Томпсоном и Стриклендом (рис. 2.4). Слева выделяются два блока: сильные и слабые стороны, в которые соответственно вписываются все выявленные в ходе предварительного анализа стороны управления персоналом организации. В верхней части матрицы также выделены два блока, в которые вписаны возможности и угрозы в области управления персоналом, важные для конкретной организации. На пересечении этих блоков образуются четыре поля:

• поле I — сильные стороны и угрозы;

• поле II — сильные стороны и возможности;

• поле III — слабые стороны и возможности;

• поле IV — слабые стороны и угрозы.

       Задача специалиста службы управления персоналом заключается в том, чтобы с помощью этих полей рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те из них, которые должны быть учтены при разработке стратегии управления персоналом.

В частности, для тех пар, которые были выбраны с поля II, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон управления персоналом организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые имеются во внешней среде. Для пар с поля I стратегия должна предполагать использование сильных сторон организации в области персонала для устранения угроз из внешней среды. Для тех пар, которые оказались на поле III, стратегия в области персонала должна быть построена так, чтобы за счет появившихся возможностей во внешней среде попытаться преодолеть имеющиеся в области персонала слабости. И для пар, находящихся в поле IV, стратегия управления персоналом должна быть такой, которая бы позволила организации избавиться от слабых сторон в области персонала и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу, исходящую из внешней среды.

Так, если персонал организации  отличается высоким уровнем квалификации и наличием инновационного потенциала и в то же время в масштабах  района, города, ухудшается система  социального обеспечения   (поле I), стратегия управления персоналом должна быть направлена на изыскание дополнительных финансовых и иных источников и принятие мер по сохранению и развитию социальной инфраструктуры данной организации, усилению и расширению видов социальной помощи и поддержки своих работников с тем, чтобы сохранить их численность и потенциал, избежать оттока специалистов в другие районы и регионы.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.4

Матрица Томпсона—Стрикленда, используемая для анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в области персонала

 

1

2

3

 

Возможности и угрозы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сильные и

слабые стороны

Возможности

1. Наличие лучшей стратегии в области персонала и кадровой политики по сравнению с конкурентами.

2. Выгодное местонахождение организации.

3. Возможность привлечения большего числа кандидатов на вакантные должности.

4. Высокий уровень производительности труда по сравнению с конкурентами.

5. Высокое качество продукции (услуг) за счет квалифицированной рабочей силы.

6. Благоприятный имидж организации у покупателей.

7. Приятные в общении, доброжелательные служащие др.

Угрозы

1. Неблагоприятная социально-экономическая политика в стране.

2. Неблагоприятные демографические изменения.

3. Ухудшение системы социального обеспечения в городе, районе.

4. Слабые позиции в области кадровой политики по сравнению с конкурентами.

5. Высвобождение рабочих мест из-за сокращения объема производства продукции, услуг и др.

Сильные стороны

1. Развитая система управления персоналом.

2. Высокий уровень компетентности руководителей.

3. Высокий уровень квалификации специалистов.

4. Наличие инновационного потенциала у персонала.

5. Достаточные финансовые ресурсы, выделяемые для службы управления персоналом.

6. Высокий уровень удовлетворенности трудом у работников.

7. Развитая система мотивирования персонала к трудовой деятельности.

8. Наличие системы социальной защиты.

9. Хорошие условия труда.

10. Преимущества в уровне оплаты труда по сравнению с конкурентами и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поле 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поле 1

Информация о работе Стратегическое управление персоналом