Стратегическое управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрыть сущность стратегического управления предприятием.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• дать понятие стратегического управления;
• рассмотреть методы стратегического управления на предприятии;
• изложить специфику стратегического управления на предприятии.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и значение стратегического управления предприятием
1.1. Понятие стратегического управления
1.2. Методы стратегического управления предприятием
1.3. Функции стратегического управления
1.4. Принципы стратегического управления
2. Стратегическое планирование
2.1. Понятие стратегического планирования
2.2. Сущность и функция стратегического планирования
2.3. Структура стратегического планирования
3. Анализ зарубежного опыта в управлении предприятием
3.1. Американская и японская модели управления
3.2. Французская и германская модели управления
3.3. Научные методы управления Фредерика Тейлора
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 176.23 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Чайковский  филиал

федерального  государственного бюджетного

образовательного  учреждения высшего профессионального  образования

«Пермский национальный исследовательский  политехнический  университет»

(ЧФ ПНИПУ)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Менеджмент»

Тема: «Стратегическое управление предприятием»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнил: студент группы 

                                                                ЭиУ – 10дн Юркова Л. В

             

         

                                                                                                 Проверил: преподаватель

                                                                 кафедры ЭУП Фокин В. Я

        

                             Дата:

 

 

 

 

 

 

 

Чайковский 2013г

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Чайковский  филиал

федерального  государственного бюджетного

образовательного  учреждения высшего профессионального  образования

«Пермский национальный исследовательский  политехнический  университет»

(ЧФ ПНИПУ)

 

 

ЗАДАНИЕ

по курсовой работе

 

 

Студент: Юркова Лилия Владимировна

Тема: «Стратегическое управление предприятием»

Сроки сдачи законченной курсовой работы: до 06.05.2013

Содержание  курсовой работы:

Введение

1. Сущность  и значение стратегического управления  предприятием

1.1. Понятие стратегического управления

1.2. Методы стратегического управления предприятием

1.3. Функции стратегического управления

1.4. Принципы  стратегического управления

2. Стратегическое планирование

2.1. Понятие  стратегического планирования 

2.2. Сущность  и функция стратегического планирования

2.3. Структура стратегического планирования

3. Анализ зарубежного опыта в управлении предприятием

3.1. Американская и японская модели управления

3.2. Французская и германская модели управления

3.3. Научные  методы управления Фредерика  Тейлора

Заключение

Список литературы

 

 

Список рекомендуемой литературы: 

Ричард Темплер. Правила менеджмента. М.: Альпина Паблишер, 2011. – 232с.;Арташес Газарян. Менеджер и организация. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 336 с.; Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание / М. Армстронг; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010. – 610 с.; Смирнов В.Н. Спортинг – менеджмент побед! Теория и практика современного менеджмента: от тейлоризма до спортинга. – СПб.: Эрида-Бизнес, 2011. – 240 с.: ил.

 

Задание выдал:                                                           Задание получил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

5

1.

Сущность и значение стратегического  управления предприятием

6

 

1.1. Понятие стратегического управления

6

 

1.2. Методы стратегического управления предприятием

10

 

1.3. Функции стратегического управления

15

 

1.4. Принципы стратегического управления

16

2.

Стратегическое планирование

18

 

2.1. Понятие стратегического планирования

18

 

2.2. Сущность и функция стратегического  планирования

20

 

2.3. Структура стратегического планирования

23

3.

Анализ зарубежного опыта в  управлении предприятием

26

 

3.1. Американская и японская модели управления

26

 

3.2. Французская и германская модели управления

27

 

3.3. Научные методы управления Фредерика Тейлора

30

Заключение

33

Список литературы

35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Стратегическое управление – разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что управление превратилось в особый отдельный вид деятельности лишь тогда, когда производственные, хозяйственные процессы усложнились, охватили значительное число объектов, участников. Управление чаще всего ставит свои непосредственные задачи внести определенную упорядоченность в производственный процесс, организовать совместные действия людей, работников, участвующих в этом процессе, достичь согласованности, координации действий.

Стратегическое  управление имеет большое значение, так как это, сравнительно молодое, перспективное и необходимое в бизнесе направление.

Разработка  стратегии является одной из основных функций менеджмента. Среди всего, что выполняет менеджер, найдется немного того, что в такой значительной мере влияет на благополучие компании, как разработка долгосрочной стратегии, развитие конкурентоспособных и  эффективных стратегических действий и бизнес – подходов и выполнение стратегии таким образом, чтобы достичь намеченных результатов.  

Целью данной курсовой работы является раскрыть сущность стратегического управления предприятием.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать понятие стратегического управления;
  • рассмотреть методы стратегического управления на предприятии;
  • изложить специфику стратегического управления на предприятии.

 

 

1. Сущность и значение  стратегического управления предприятием

1.1. Понятие стратегического управления

 

Термин  «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60–70х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

Стратегическое  управление можно определить как  такое управление организацией, которое:

  • опирается на человеческий потенциал, как основу организации;
  • ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей;
  • осуществляет гибкое регулирование, своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ.

Это в  совокупности позволяет организации  выживать достигать своей цели в  долгосрочной перспективе.

Стратегическое  управление можно рассматривать  как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих вопросов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления. Схематически структура стратегического управления изображена на рис.1.


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Рис. 1. Структура стратегического управления

 

Анализ  среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для  определения миссии и целей фирмы  и для выработки стратегий  поведения, позволяющих фирме выполнить  миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:

1) макроокружения;

2) непосредственного окружения;

3) внутренней  среды.

Анализ  макроокружения включает в себя изучение влияния таких компонентов среды как: состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и т.п.

Непосредственное  окружение анализируется по следующим  основным компонентам: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей силы.

Анализ  внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма  в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также  позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели организации. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и  обеспечивает возможность существования  своим членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия  и т.п.

Внутренняя  среда анализируется по следующим  направлениям:

  • кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;
  • организация управления;
  • производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки;
  • финансы фирмы;
  • маркетинг;
  • организационная культура.

Определение миссии и целей, рассматриваемое  как один из процессов стратегического  управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой  и исключительно ответственной  работы. Первый подпроцесс состоит  в определении миссии фирмы, которая  в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Далее идет подпроцесс определения  долгосрочных целей. Завершается эта  часть стратегического управления подпроцессом определения краткосрочных  целей. Определение миссии и целей  фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма  и к чему она стремится.

После того как определены миссия и цели, наступает  этап анализа и выбора стратегии. Этот процесс по праву считается  сердцевиной стратегического управления. С помощью специальных приемов  организация определяет, как она  будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.

Выполнение  стратегии является критическим  процессом, так как именно он в  случае успешного осуществления  приводит фирм достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются  случаи, когда фирмы оказываются  не в состоянии осуществить выбранную  стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли предвиденные изменения во внешней среде.

Оценка  и контроль выполнения стратегий  является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как  идет процесс достижения целей, и  собственно целя организации. Основными  задачами любого контроля являются следующие:

  • определение того, что и по каким показателям проверять;
  • осуществление оценки состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;
  • выяснение причин отклонений, если таковые  вскрываются в результате проведенной оценки;
  • осуществление корректировки, если она необходима и возможна.

В случае контроля и выполнения стратегий  эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что  стратегический контроль направлен  на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к  достижению целей фирмы. Это принципиально  отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность выполнения стратегического  плана, правильность осуществления  стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций. Стратегический контроль сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии, и приведет ли их реализации достижению поставленных целей. Корректировка по результат стратегического контроля может касаться как стратегий, так и целей фирмы.

 

1.2. Методы стратегического управления предприятием

 

Все многообразие стратегий, которые коммерческие и  некоммерческие организации демонстрируют  в реальной жизни, являются различными модификациями нескольких базовых  стратегий, каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии  внутренней и внешней среды, поэтому  важно рассматривать причины, почему организация выбирает ту, а не другую стратегию.

Информация о работе Стратегическое управление предприятием