Стратегическое управление в деятельности органов внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 20:28, реферат

Описание работы

Центральным звеном технологии управления является принятие управленческих решений. Ими определяется круг действий субъектов управления, содержание их воздействия на проблемы и проблемные ситуации в управляемой и уп¬равляющей подсистемах для достижения поставленных це¬лей. Эффективность решения задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка применительно к страте-гическому управлению еще больше актуализируется в связи с повышением цены ошибки при выборе способов движения к стратегическим целям.

Содержание работы

Введение...................................................................................................
Понятие стратегического управления.....................................................
Организационная структура стратегического управления в органах внутренних дел..........................................................................................
Стратегическое планирование в органах внутренних дел....................
Заключение................................................................................................

Файлы: 1 файл

реферат оу.docx

— 45.14 Кб (Скачать файл)

Региональная организационная структура не пользуется крупными системами, ведущими дела на многих территориях и вынужденными приспосабливаться к специфике конкретных регионов МВД России, да и МВД, УВД по субъектам РФ имеют такие же признаки, поэтому при реализации стратегии могут воспользоваться данной организационной структурой.

Достоинствами указанной структуры должны быть: возможность хорошей адаптации стратегии к условиям отдельных регионов; высокая степень управляемости и ответственности. Но из-за появления дублирующих работ, распыления ресурсов, появления специфических целей, не «работающих» на реализацию целей стратегии, могут иметь место и недостатки.

Организационная структура управления органов внутренних дел является смешанной (линейно-функциональной). При стратегических неожиданностях используются программно-целевые структуры8.

 

Стратегическое планирование в органах внутренних дел

Стратегическое планирование в органах внутренних дел является одной из важнейших проблем теории стратегического управления. Ее важность определяется, во-первых, сущностью планомерности, которая состоит в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соизмеряют их с ресурсами, учитывая при этом прямое и косвенное воздействие внешней по отношению к ним среды. Сознательность и целесообразность находят свое выражение в управленческом решении. Во-вторых, относительной новизной стратегического планирования для органов внутренних дел. В-третьих, неясностью подходов к организационным и технологическим особенностям разработки и принятия стратегических планов.

Процесс выбора правоохранительной стратегии логично завершается разработкой системы управленческих решений, которые определяют, какие стратегические изменения в системе органов внутренних дел надо осуществить для того, чтобы она была способной реализовать эту стратегию. После этого наступает этап осуществления стратегических изменений. Он называется этапом создания условий для реализации правоохранительной стратегии или этапом выполнения стратегии. Подчеркивая важность работы на этом этапе, профессор О.С. Виханский пишет: "На нем не только могут быть созданы трудности в силу плохого выполнения даже очень хорошей стратегии: при условии хорошего осуществления организация может получить шанс на успех, даже если и были допущены ошибки при выработке стратегии"9. Естественно, выполнение стратегии должно быть полностью ориентировано на содержание правоохранительной стратегии. Для этого адаптируются функциональная и организационная структуры, подбираются соответствующие кадры, обеспечивается их обучение, создаются и выполняются целевые бюджеты, создаются и внедряются системы мотивации, информационного обеспечения и т.п., то есть делается реально то, что является содержанием внутренней части стратегии как развернутого комплексного плана или программы.

Сущность работы на стадии выполнения стратегии раскрывается через стратегические изменения в системе органов внутренних дел. Процесс стратегических изменений можно представить как фактический путь от идеи до ее воплощения на практике: план - ресурсное обеспечение - выполнение планового задания (действия) - результат как новое качество системы. В результате стратегических изменений в новое качество, соответствующее потребностям реализации правоохранительной стратегии, должны быть переведены функциональная структура, организационная структура, потенциалы органов внутренних дел, процедуры и правила, политика и тактика, ресурсы и система управления ими. Иными словами, процесс изменений - это процесс выполнения задач, которые свойственны стадии выполнения стратегии.

Выполнение задач возможно несколькими способами, с применением различных сил и средств. Поэтому специалисты в области стратегического управления считают необходимым разрабатывать планы выполнения стратегии.

Пробным камнем для плана выполнения стратегии, по мнению П. Друкера, М.Х. Мескона, И. Ансоффа и других, будет желание высшего руководства предоставить ресурсы для выполнения стратегии.

Процесс стратегического планирования в органах внутренних дел состоит из нескольких этапов10:

Первый этап - проведение анализа среды. Одновременно следует подчеркнуть, что анализ и оценка, пронизывающие процесс стратегического управления, являются основой принятия совокупности решений, определения необходимых изменений, направлений и условий их осуществления в системе органов внутренних дел. Более того, на разных этапах выбора и выполнения стратегии анализу должны подвергаться различные группы факторов, применяться различные методики, решаться различные задачи. Поэтому, во-первых, необходимо специальное исследование проблемы аналитической работы в системе стратегического управления органами внутренних дел с позиций содержательного, методического и организационного подходов и, во-вторых, концентрирование внимания на особенностях аналитической работы на каждом из этапов рассматриваемого процесса.

Второй этап - формирование миссии и целей. Миссия является исходным продуктом для внедрения методологии и технологии стратегического управления и планирования в органах внутренних дел. К ее формулированию прибегают тогда, когда появляются объективные предпосылки перевода системы в новое или кардинально измененное качество. Это новое качество системы МВД России выступает как совокупная главная цель в ее понимании как прообраза будущего.

Реализация каждой стратегии преследует собственные цели, но эти цели должны вытекать из миссии и анализа внешней среды, анализа существующего потенциала и возможностей создания новых потенциалов. Много других, глобальных по своему характеру, целей содержится в политических решениях президента, решениях исполнительной и законодательной властей, программах и выступлениях лидеров партий, движений, коммерческих и общественных организаций. Но их трудно назвать целями. На данном уровне изучения и до тех пор, пока не будут выработаны критерии их достижения, они могут рассматриваться лишь как ориентиры, то есть ориентировочные представления о конкретных целях. Каждый из ориентиров может быть расчленен на ряд ориентиров нескольких уровней. Иными словами, по методу построения дерева целей строится дерево ориентиров управления. К одному и тому же ориентиру можно двигаться различными направлениями и способами. Выбор способа осуществляется с помощью анализа внешней среды, организационных и ресурсных возможностей системы МВД России. Уже на этом этапе желателен прогноз с целью определения перспектив сохранения, расширения имеющихся и появления новых возможностей. Под способом, в этом контексте, мы понимаем единство производительных сил и производственных отношений с точки зрения их оптимальной пригодности и достаточности для движения к определенному ориентиру. Если определение способа движения к ориентиру на данном этапе затруднено, то можно обойтись определением направления движения. При этом под направлением следует понимать управленческую категорию, обозначающую принципиальную общность явлений в преступности и процессов борьбы с ними на основе устоявшегося или сформировавшегося на протяжении определенного периода времени единства мировоззрения. Направления и способы движения к ориентиру, точнее, их совокупность, образуют конкретную стратегию. Число способов может превышать число ориентиров, но, проставленные соответственно к каждому ориентиру, они образуют дерево конкретных профилактических и (или) правоохранительных стратегий различных уровней. Их совокупность в стратегическом менеджменте принято называть портфелем стратегий.

Третий этап - формирование портфеля стратегий. Выбор стратегии начинается с выявления внешних целей. В основе этой работы лежит анализ состояния преступности, охраны правопорядка и макроокружения - его политического, социального, правового, экономического и технологического компонентов. Совокупность этих целей будет отражать то, чего сама система МВД России хотела бы достичь в будущем, запросы государства и общества, различных отраслевых подсистем государства и различных сегментов населения. Решение на создание портфеля стратегий может принять только высшее руководство МВД России или начальники УВД, министры внутренних дел в республиках в пределах их компетенции. Такими решениями могут быть приказы, указания о проведении соответствующих исследований, которыми должны быть определены силы, средства и время для их осуществления, и программа как организационно-методический инструментарий исследовательской работы. На выходе, скорее всего, должен быть отчет, содержащий не только набор конкретных стратегий об их взаимосвязи и взаимозависимости, но и описание достоинств и недостатков каждой из них исходя из общесистемных интересов11.

Четвертый этап - определение темпов роста органов внутренних дел. Работа на данном этапе дает полную картину того, что мы имеем в настоящее время; того, что мы можем ожидать от будущего в плане криминальной обстановки и факторов, которые будут влиять на ее изменения в будущем; что представляет собой система органов внутренних дел в настоящем и в каких направлениях, какими способами можно двигаться, чтобы подготовить ее для решения возросших многоплановых задач в будущем. Это многочисленные альтернативы. Но прежде чем выбрать конкретные стратегии, все без исключения теоретики и практики в сфере стратегического управления рекомендуют определить общую стратегию. Общих альтернативных стратегий четыре: ограниченного роста, роста, сокращения, а также сочетание этих трех стратегий. Профессор М.И. Круглов тоже называет четыре альтернативные стратегии, но несколько иначе: стратегия интенсивного роста; стратегия ограниченного роста; стратегия сокращения (последнего средства) и стратегия сочетания, которая представляет собой объединение любых из первых трех упомянутых стратегий 12. Профессор О.С. Виханский называет следующие альтернативные стратегии: концентрированного роста, интегрированного роста, диверсифицированного роста, сокращения и комбинированную стратегию13.

Итак, формулирование стратегии следует за этапом стратегического анализа и направлено на выбор одной из стратегических альтернатив. Уже в процессе стратегического анализа руководство начинает склоняться к выбору одного из возможных вариантов стратегии - того, который в наибольшей степени соответствует условиям внешней и внутренней среды, целям деятельности, в особенности если он совпадает с первоначальным профессиональным видением. Однако методы стратегического анализа и профессиональная интуиция не должны ни подменять, ни влиять косвенно на процессы фундаментального стратегического исследования и мышления, ориентированного на объективные выводы.

Стратегия органов внутренних дел Российской Федерации является продолжением, конкретизацией, развитием правоохранительной политики государства и должна соответствовать стратегии национальной безопасности России. На практическое претворение в жизнь этой стратегии и направлено стратегическое планирование в органах внутренних дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Реформирование органов внутренних дел требует значительных затрат экономических и организационных ресурсов. Очевидно, что потенциал МВД России должен соответствовать выбранной для реализации правоохранительной стратегии. Прежде всего это относится к системам права, информационно-аналитического, кадрового обеспечения, материально-технического и финансового снабжения, функциональной, организационной структурам и процессу управления правоохранительной деятельностью, органами и подразделениями, ее осуществляющими.

Исследуя проблематику стратегического управления в деятельности органов внутренних дел на современном этапе, можно прийти к некоторым выводам.

Во-первых, в основе выбора и программирования стратегии развития органов внутренних дел важнейшую роль играет целеполагание на основе детального и непрерывного анализа внутренней среды, позволяющего выявить сильные и слабые стороны органов внутренних дел, спрогнозировать развитие внутренних и внешних возможностей качественно противостоять новой преступности, решать более сложные задачи.

Во-вторых, ресурсы, прежде всего экономические, должны распределяться между стратегиями и оперативным управлением. Экономический аспект стратегического планирования является одним из наиболее значимых факторов, обеспечивающих решение фундаментальных задач по достижению стратегических целей в сфере правоохранительной деятельности.

В-третьих, для деятельности органов внутренних дел наиболее актуальными вопросами остаются выработка объективных критериев оценки достижения стратегических целей, а также проблема однозначной трактовки и понимания фундаментальных понятий стратегического управления.

 

 

 

Список литературы

 

Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - М., 1999.

Винокуров ВА. Организация стратегического управления на предприятии. - М., 1996.

Виханский О.С. Стратегическое управление. — М., 1998.

Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами: - М., 2000.

Грядовой Д.И. Теория и практика принятия управленческих решений. - М., 2002.

Делягин А., Шахрай С. Коррупция в системе государственного управления России: значение, причины и механизмы искоренения // Стратегия для России. - М., 2000.

Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учеб. пос. - М., 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие.-М., 1998, С. 10.

2 Беляев АЛ., Варламов К.И., Пищулин Н.П. Общая теория управления: Курс лекций. - М., 1994, С. 249.

 

 

3 Иванов Н. Н., Карпухин Ю. Г. Стратегическое управление и инновации в правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Лекция. — М., 1993. С. 6.

4 Винокуров В А. Организация стратегического управления на предприятии. - М., 1996.С. 5-10.

 

5 Общая теория управления: Курс лекций. - М., 1994. С. 247.

 

6 Шелякини Н.Д. Организационные структуры управления: лекция. - М., 1998. С. 5-7

7 Виханский О.С. Указ. соч. С.130; Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.Указ. соч. С. 332

8 Никитин М.Н., Шелякин Н.Д., Минасов С.Г. Стратегическое управление В органах внутренних дел: Курс лекции. - М.: академия управления МВД Россиии, 2008. С.34

9 Виханский О.С. Указ. соч.

10 Шелякин Н.Д., Минасов С.Г. Стратегическое планирование: Лекция. М.: Изд. Академии управления МВД России, 2000. С. 6 - 7.

 

11 Шелякин Н.Д., Минасов С.Г. Стратегическое планирование: Лекция. М.: Изд. Академии управления МВД России, 2000. 23 с.

12 Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. М., 1998. С. 703 - 704.

13 Виханский О.С. Указ соч.

 

 


Информация о работе Стратегическое управление в деятельности органов внутренних дел