Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 10:58, доклад
Составными элементами конфликта являются его структурные характеристики. Они отражают компоненты, без которых существование конфликта невозможно: изъятие любого такого элемента из пространства конфликта либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер. Структура конфликта – это совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других социальных явлений.
– чем ниже уровень информированности участников друг о друге, тем больше человек достраивает ее, опираясь на созданный уже образ врага;
– личности с низким когнитивным развитием оценивают ситуацию поверхностно, их оценки носят крайний характер;
– неумение предвидеть последствия приводит к искажению ситуации в 85% конфликтов;
– увеличение значимости мотивов и потребностей, затрагиваемых в конфликте, приводит к увеличению искажения;
– доминирование в сознании оппонента “агрессивной концепции среды” предопределяет ошибочное восприятие конфликта;
– негативная установка на оппонента, сформировавшаяся в доконфликтной фазе, способствует искажению;
– ограниченность во времени, ускоренное протекание конфликта искажает восприятие.
3. Объект конфликта – конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается. Легче определяется проблема или предмет конфликта. Объект лежит глубже и является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации. Поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту.
Объектом конфликтаможет выступать любой элемент материального мира, общественной жизни, способный быть предметом личных, групповых, общественных, государственных интересов, к обладанию или пользованию которым стремятся противоборствующие группы, общности. Объект конфликта находится на пересечении интересов разных групп, общностей. Завод, рудник, месторождение, земля, политические права и свободы граждан и другое — все это может быть объектом конфликта. Как показывает анализ, возникновение социального конфликта возможно при двух условиях: во-первых, причиной фрустрации должно быть поведение других индивидов, социальных групп и общностей; во-вторых, возникновение взаимодействия, т.е. появление ответной реакции на агрессивное социальное действие.
Как показывает практика управленческой деятельности, определить истинный объект конфликта не всегда просто. Нередко он скрыт за “официальными” суждениями, требованиями и претензиями. Для того, чтобы определить объект конфликта, необходимо найти источник (причину) конфликта. Борьба за овладение объектом конфликта приводит к обострению конфликтной ситуации, а нередко и к открытому инциденту.
4. Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять такой элемент как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т.е. та микро- и макросреда, в которой возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию.
5. Инцидент – это явление, приводящее к столкновению сторон, а также осуществлению действий, направленных на овладение объектом, предметом или высшим рангом в конфликте. Инцидент обычно возникает после резкого обострения противоречия и провоцирует столкновение участников конфликта.
6. Ранг стороны в конфликте – это та потенциальная сила, опора на которую должна обеспечить победу в конфликте (мнение личности или группы, мнение коллектива, мнение руководителя организации или положений закона). Наивысшей силой в разрешении конфликта потенциально должен обладать доминирующий фактор – закон государства, но в жизни отмеченная иерархия силы часто игнорируется.
Б. Психологические составляющие конфликта:
Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации являются мотивы, устремления, стратегия и тактика поведения сторон, а также их восприятие конфликтной ситуации, т.е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.
1. Мотивы сторон. Мотивы в конфликте - это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их, предъявляя в позициях и декларируемых целях мотивировку участия в конфликте, которая отличается от первичных мотивов.
Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях. Основная цель оппонента - овладение объектом конфликта, ей подчинены тактические цели.
Последним элементом, самой видимой частью устремлений человека, социальной группы в конфликте, который обычно анализируется и берется в расчет, является позиция. Это система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.
2. Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.
Стратегия рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, ее установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта (избегание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество).В основе классификации конфликтных стратегий лежат следующие основания.
1. Характер действий (наступательные, оборонительные и нейтральные).
2.
Степень активности в их
3. Направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя).
Избранная стратегия (генеральная линия) реализуется через конкретные тактики.
Тактика поведения - совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Выделяются следующие виды тактик воздействия на оппонента:
а) жесткие:
- тактика захвата и удержания объекта конфликта (применяется в конфликтах, где объект материален);
- тактика физического насилия (уничтожение материальных ценностей, нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятельности и т.п.);
-
тактика психологического
- тактика давления (предъявление требований, приказов, угрозы, шантаж, предъявление компромата);
б) нейтральные:
-
тактика демонстративных
- санкционирование (воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения нагрузки, отказ от выполнения требований и т.д.);
-
тактика коалиций (образование союзов,
увеличение групп с целью
в) мягкие:
- тактика фиксации своей позиции (использование логики, фактов для подтверждения своей позиции в форме высказываемых суждений, предложений, критики и т.п.);
- тактика дружелюбия (подчеркивание общего, выражение готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи и т.п.);
- тактика сделок (взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями).
3. Информационные модели конфликтной ситуации. По-другому этот субъективный компонент конфликтной ситуации называют восприятием конфликта оппонентами. Он является исключительно важным для понимания возникновения и развития конфликта.
Своеобразным опосредствующим звеном между характеристиками участников конфликта, условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением - с другой, выступают образы конфликтной ситуации - своеобразные идеальные карты, которые включают следующие элементы.
1.
Представления участников
2.
Представления участников
3. Представления каждого из участников относительно того, как его воспринимает оппонент.
4.
Представление конфликтующих
Необходимость анализа образов конфликтной ситуации определяется двумя обстоятельствами:
1) именно идеальная картина конфликта, а не реальность противоречия, сама по себе, непосредственно определяют конфликтное поведение;
2)
существует реальное и
Степень расхождения образа и реальной картины бывает различной. Например, конфликтная ситуация может существовать, но не осознаваться сторонами как таковая, или наоборот. Искажение конфликтной ситуации может заключаться в следующем.
1. Искажается вся ситуация в целом (ситуация упрощается, воспринимается в черно-белых (полярных) оценках, происходит фильтрация информации, ее неверная интерпретация и т.д.).
2. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте (например, приписывание себе социально одобряемых мотивов, а оппоненту – мотивов низменных, подлых).
3. Искажение восприятия действий, высказываний, поступков (фиксируется в следующих высказываниях по отношению к себе: «я все делаю правильно», «я вынужден так делать», «он сам виноват, что вынудил меня так сделать», «все так делают». И по отношению к оппоненту: «он делает все мне во вред», «он специально так поступил» и т.п.).
4.
Искажение восприятия
7. Исход конфликта. Любое конфликтное действие может иметь четыре основных исхода.
1.
Полное или частичное
2. Компромисс.
3. Прерывание конфликтных действий.
4. Интеграция.
Представленная структура конфликта является наиболее удачной в психологии конфликта. Вместе с тем окончательного единого понимания психологами структуры конфликта пока не существует. Не менее проблематичной представляется в настоящее время и тема функций конфликтов.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. в «Толковом словаре русского языка» дают сжатое определение: конфликт – серьезное разногласие, спор, столкновение. И далее кратко раскрывают элементы, определяющие сущность понятия «конфликт»; разногласие– противоречие, несогласованность; спор – разногласие, словесное состязание, обсуждение чего-нибудь; столкновение– спор, стычка, ссора.
Процесс конфликта является его динамической характеристикой, в отличие от структурных элементов: источника, субъектов, объекта и предмета конфликта, которые являются относительно устойчивыми. Процесс конфликта – это ход развития конфликта по этапам (периодам) и фазам конфликта. Описание динамических характеристик конфликта предполагает рассмотрение регуляторов динамики конфликта, определяющих его возникновение и развитие. Безусловно, различение структурных и динамических параметров конфликта иногда бывает недостаточно четким.
Динамическим характеристикам конфликта уделяется основное внимание в работах по конфликтологии. Очевидно, это связано с тем, что именно происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Во всяком случае, вопросы, связанные с динамикой конфликта, рассматриваются в конфликтологической литературе значительно чаще, чем его структурные характеристики.
Описание динамических характеристик конфликта предполагает внимание к развитию конфликта и требует ответа на два ключевых вопроса: что происходит в конфликте (процессы, возникающие на разных стадиях) и как это происходит (регуляторы этих процессов). Обычно считается, что конфликт проходит через следующие этапы развития:
– объективное противоречие;
– обострение объективного противоречия;
– конфликтная ситуация;
– инцидент для конфликта;
– реакция субъектов на конфликт: деструктивный и конструктивный пути развития конфликтов;
– управление конфликтом;
– функциональные и дисфункциональные последствия;
– регулирование и разрешение конфликта.
Этапы конфликта – периоды в развитии конфликта, отражающие существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.
Когда же, собственно, возникает конфликт и что считать его началом? В отечественной литературе эта проблема нашла свое отражение в различении понятий конфликта и объективной конфликтной ситуации. В целом, анализируя содержание, вкладываемое разными авторами в понятие конфликтной ситуации, можно сказать, что она в основном интерпретируется как совокупность объективных внешних обстоятельств и условий, способствующих возникновению конфликта. Конфликт, в свою очередь, представляет собой реальное столкновение участников ситуации, их противостояние, началом которого становится осознание ими ситуации как конфликтной, и переход к конфликтному взаимодействию.
Фазы конфликта (от греч. phasis – появление) – периоды в развитии конфликта, непосредственно связанные с его этапами и отражающие динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения. Основными фазами конфликта являются:
– начальная фаза;
– фаза подъема;
– пик конфликта;
– фаза спада.
Фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в первом цикле может начаться фаза подъема второго цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться третий цикл и т.д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (схема 1).
Схема 1. Фазы конфликта
Таким образом, анализ динамических характеристик конфликта предполагает описание того, как из некоей совокупности внешних условий возникает конфликт, как происходит само конфликтное взаимодействие и как конфликт разрешается (или иным образом заканчивается).
Подробнее остановимся на основных периодах конфликта. В динамике конфликта, т.е. в его реализации как процесса, выделяют следующие основные периоды: 1. Латентный период (предконфликт). 2. Открытый период (собственно конфликт).3. Послеконфликтный период.