Структура конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 10:58, доклад

Описание работы

Составными элементами конфликта являются его структурные характеристики. Они отражают компоненты, без которых существование конфликта невозможно: изъятие любого такого элемента из пространства конфликта либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер. Структура конфликта – это совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других социальных явлений.

Файлы: 1 файл

Структура конфликта.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

1. Латентный период (предконфликт).

Сущность этой стадии состоит в возникновении объективного противоречия (проблемы), которое потенциально должно стать предметом соорганизации своей позиции по отношению к ней у участников взаимодействия с учетом их мотивов и интересов. Восприятие реальности как проблемной заставляет участников взаимодействия предпринять какие-то действия для разрешения противоречия (не обязательно конфликтные). Однако в силу наличия препятствия для реализации своих интересов у взаимодействующих субъектов возникает искаженное восприятие проблемной ситуации и действий оппонента, которые воспринимаются уже как непосредственная угроза своим интересам.

2. Открытый период. После того, как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. Важно то, что стороны сами должны осознавать свое поведение как конфликтное. Открытый период включает: инцидент, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта.

Инцидент представляет первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Эскалация – это резкая интенсификация борьбы оппонентов. Эскалация выражается в следующих признаках:

- вытеснение адекватного восприятия  партнера;

- рост эмоционального напряжения;

- переход от аргументов к претензиям  и личным выпадам;

- рост иерархического уровня нарушаемых  интересов;

- применение насилия;

- потеря первоначального предмета  разногласий;

- расширение границ конфликта;

- увеличение числа участников.

Сбалансированное противодействие характеризуется тем, что стороны продолжают противодействовать, но интенсивность борьбы снижается. Однако действия по достижению согласия не предпринимаются.

Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта. Основные формы завершения конфликта: разрешение, затухание, урегулирование, устранение или перерастание в другой конфликт. Завершение конфликта возможно как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования ее образов, имеющихся у оппонентов. Разрешение может быть следующим:

- частичным (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается);

- полным (конфликт устраняется на  уровне внешнего поведения и  на уровне внутренних побуждений).

Перечислим варианты разрешения конфликта:

1) полное разрешение на объективном  уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации. Например: пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту;

2) частичное разрешение на объективном  уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях;

3) полное разрешение на субъективном  уровне за счет кардинального  изменения образов конфликтной  ситуации;

4) частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного, но достаточного для временного прекращения противоречия изменения образов в конфликтной ситуации.

3. Послеконфликтный период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений. Частичная нормализация характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции в условиях, когда негативные эмоции еще не исчезли. Полная нормализация наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.

Функции конфликта

Системно-функциональный анализ конфликтов показывает, что они играют роль по отношению к участникам и социальной среде. Это влияние многозначно и может быть рассмотрено как функциональность конфликта. Конфликт функционален в том смысле, что социальные и психологические процессы его развития воздействуют как на психику, поведение, деятельность оппонентов, так и на окружающих.

В повседневной жизни людей сложилось однозначное отношение к конфликтам как негативным явлениям. Возникновение конфликта в цехе или отделе, в семье или в кругу друзей рассматривается как симптом неблагополучия, и силы заинтересованных сторон направляются на его преодоление. Те, кто признает конфликт нежелательным явлением, считают его разрушителем нормально функционирующей социальной системы. Другая научная традиция рассматривает конфликт как необходимый компонент социальных отношений. Эта точка зрения присутствует в трудах Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Вебера, Маркса, Козера, Дарендорфа.

Наличие противоположных точек зрения на роль конфликтов в жизни личности и групп различного уровня наблюдается также на протяжении всего времени изучения конфликтов отечественными специалистами.

Обыденное представление о том, что всякий конфликт обязательно имеет негативное значение, опровергнуто рядом специальных исследований. Так, в работах М. Дойча, одного из наиболее видных теоретиков конфликта, называются две разновидности конфликтов: деструктивные и продуктивные.

Функции социальных конфликтов весьма разнообразны. Почти в каждом социальном конфликте существуют как разрушительные, так и созидательные моменты. Поэтому необходим всесторонний анализ каждого конфликта, его роли в развитии и существовании общества, данных групп, организаций, институтов.

Среди конструктивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие.

1. Конфликт устраняет полностью  или частично противоречие, возникающее  в силу несовершенства организации  деятельности, ошибок управления, нерадивости  отдельных работников и т.п. Он высвечивает узкие места, факты недостаточной деловитости и порядочности. При завершении конфликтов в более чем 75% случаев удается полностью, в основном или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.

2. Конфликт дает возможность более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации.

3. Конфликт позволяет ослабить  психическую напряженность, являющуюся  реакцией участников на конфликтную  ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое эмоциональными  бурными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций.

4. Конфликт является источником  развития личности, межличностных  отношений. Конфликт, при конструктивном разрешении, позволяет человеку расширить способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.

5. Конфликт может улучшить качество  индивидуальной деятельности.

6. При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих.

7. Межличностные конфликты, будучи  отражением противоречий процесса  социализации, служат одним из  средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции  во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации (Первышева, 1990).

Многие конфликты выполняют созидательную функцию и в том плане, что обнаруживается в следующем:

• охранении группы, «разряжении психологической атмосферы» перед устранением накопившихся враждебных или агрессивных настроений. Конфликт в этом случае выполняет функцию «предохранительного клапана», служит «инструментом для выброса враждебных отношений, которые, не будь его, разорвали бы отношения между соперниками»[1];

• установлении границ группы и ее различий с другими «через усиление группового самосознания» (Г. Зиммель и Л. Коузер), тем самым закрепляя идентичность групп[2];

• вынуждает группу, ее членов сплотиться перед лицом противника, отбросить внутренние расхождения. Более того, демонстрация сплоченности и готовности к противостоянию заставляет противостоящую сторону умерить свои притязания, создает «баланс сил» между конфликтующими и др.;

• способствует получению дополнительной информации о состоянии данной социальной целостности и сигнализирует о тех или иных недостатках, проблемах в системе социальных отношений;

• стимулирует создание новых норм, форм социального контроля и управления, побуждает общество, его элиту, политические структуры изменять функции, содержание деятельности социальных организаций и институтов;

• служит способом обнажения и разрешения противоречий, одним из путей выхода из ситуации столкновения, борьбы двух или более групп. Но при этом важно, чтобы конфликт разрешался мирными, цивилизованными средствами, а не путем уничтожения одной из сторон, разрушения экономической и политической систем.

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения - она становится более «легитимной». Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.

Следовательно, общество в целом, его организации и институты должны иметь специальные структуры, которые позволяли бы, с одной стороны, канализировать враждебные и агрессивные чувства, а с другой — гибко реагировать на изменение ситуации. Именно в этом плане развитая демократическая политическая система обладает большими возможностями по сравнению с монархической и тоталитарной.

Конфликты, в которых преобладают разрушительная, дезинтегративная функция, обычно усиливают противоречия, повышают напряженность между конфликтующими сторонами, ослабляют возможности и эффективность действий группы, могут приводить к ее распаду, кровопролитиям и даже нести угрозу уничтожения жизни на Земле.

К разрушительным, дезинтегративным функциям следует отнести:

• создание внутригруппового напряжения;

• разрушение нормальных каналов взаимодействия;

• отвлечение членов групп, организаций, обществ от насущных проблем и созидательной деятельности.

Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая черта - «эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта особенно сложно, основной способ разрешения - компромисс - здесь реализуется с большими затруднениями.

Говоря о функциях конфликта, следует выделить два аспекта: влияние конфликта на самих участников и влияние на социальное окружение. Среди конструктивных функций по отношению к основным участникам можно выделить следующие:

- конфликт устраняет полностью  или частично противоречие между оппонентами;

- позволяет более глубоко оценивать  индивидуально-психологические особенности  людей, участвующих в конфликте;

- позволяет ослабить психическую  напряженность участников конфликта;

- служит источником развития личности, приобретения социального опыта и т.п.

Конструктивное влияние конфликтов на социальное окружение проявляется в следующем:

- активизация социальной жизни  группы;

- высвечивание нерешенных проблем  в деятельности;

- обнаруживает общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки;

- конфликт может приводить к  сплочению группы перед лицом  внешних трудностей, оптимизировать  межличностные отношения.

Помимо конструктивных функций конфликт, как правило, имеет и деструктивные последствия.

1. Большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников.

2. Неблагополучно развивающиеся конфликты  могут сопровождаться психологическим  и физическим насилием, а значит - травмированием оппонентов.

3. Конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.

4. Конфликт - это деструкция системы  межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются.

5. Конфликт формирует негативный  образ другого - “образ врага”, который, в свою очередь, способствует  формированию негативной установки  по отношению к оппоненту.

6. Конфликты могут негативно отражаться  на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов.

7. Конфликт закрепляет в социальном  опыте личности и группы насильственные  способы решения проблем. Победив  однажды с помощью насилия, человек  воспроизводит данный опыт в  других аналогичных ситуациях  социального взаимодействия.

8. Конфликты зачастую отрицательно  влияют на развитие личности.

Таким образом, к числу деструктивных последствий можно отнести негативное влияние на психическое состояние участников конфликта, наличие стресса, нарушение межличностных отношений, снижение эффективности деятельности, закрепление в социальном опыте личности и группы насильственных способов решения проблемы и др.

Информация о работе Структура конфликта