Сущность, цель, задачи и этапы управленческого консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:40, реферат

Описание работы

В сложных российских условиях соединение научных наработок с реальной управленческой деятельностью становится настоятельной необходимостью. Именно потребностью практики управления в профессиональном консультанте, который хорошо знаком, как с производством, так и с наукой управления и призван соединить науку и практику посредством управленческого консультирования, и определяется актуальность исследования.
Цель исследования: изучение практики использования методов консультирования и привлечения независимых консультантов в системе менеджмента.

Файлы: 1 файл

Захарова.docx

— 37.20 Кб (Скачать файл)

Существует несколько  типичных заданий на консультирование в зависимости от качества или  уровня ситуации, с которой столкнулась организация-клиент.

задача на исправление  ситуации, которая ухудшилась;

задача на усовершенствование ситуации, которая уже существует;

задача на создание совершенно новой ситуации.

Следует также отметить две  стороны возможных изменений  в организации-клиенте.

техническая сторона, касающаяся характера управленческой или коммерческой проблемы, с которой сталкивается клиент; консультант находит пути ее анализа и решения;

человеческая сторона, т.е. взаимоотношения между консультантом  и клиентом, реакция людей в  организации заказчика на изменения; консультант помогает в планировании этих взаимоотношений и их осуществлении.

Эффективное консультирование показывает, как нужно справляться  с двумя этими сторонами изменений  в организации. Эти проблемы взаимосвязаны  и консультант должен это понимать. "Изменения являются смыслом консультирования по вопросам управления. Если различные  формы консультативных заданий  имеют одну общую характеристику, то это помощь в планировании и  осуществлении изменений в организациях клиентов" .

Характеристики изменений следующие.

до какой степени важно  их одобрение персоналом для их успешного  осуществления;

как глубоко влияние изменений  на предприятие;

насколько готово к изменениям данное предприятие.

 

2 Методы управленческого  консультирования

 

Под управленческим консультированием  понимается профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и  управленческому персоналу различных  организаций, заключающаяся в совместно  вырабатываемых решениях на основе анализа  существующих проблем функционирования и/или потенциала дальнейшего развития организаций. Руководству любой  компании приходится считаться с  изменяющимися условиями ведения бизнеса.

Консалтинговая деятельность - это сфера профессиональных услуг. Экспертный характер такой помощи означает, что она проводится по заказу заинтересованного  руководителя и носит рекомендательный характер. Консультант помогает, способствует, развивает, обучает и т.д. Консультант  не принимает решения, он готовит, рассчитывает альтернативы. Вся ответственность  за принятие решения ложится на руководителя организации. Преимущества консультирования перед обучением заключаются  в конкретно индивидуальном, "штучном" подходе. Консультант разрабатывает  и лает только то, что, по его мнению, необходимо данной организации в  данной ситуации. Управленческое консультирование связывает науку об управлении с  практикой управления: если исследовательские  и проектные организации предлагают типовые рекомендации, то консультант  по управлению “привязывает” их к  специфике организации - клиента.

Преимущество консультантов  по управлению перед управленцами состоит  в независимости и непредвзятости взглядов, в более широком кругозоре. Они обладают обширной информацией  в самых различных областях управления и хозяйствования (в силу меньшей  загруженности проблемами текущего управления), ориентируются на широкое  изучение проблемы и перенос опыта  других организаций (в основном это  касается внешних консультантов). Управленческое консультирование проводят специалисты  разных областей. Консультируют юристы, экономисты, маркетологи, аналитики, психологи и социологи.

Одними из новых на нашем  рынке и наиболее перспективных  видов консалтинга являются аутсорсинг и “прокат директоров”. Аутосорсинг (outsourcing) основан на полной или частичной передаче рутинных функций предприятия (например, таких, как бухгалтерские расчеты, расчет налогов, управление персоналом и т.п.) консалтинговой фирме с целью сосредоточения собственных усилий на решении ключевых стратегических задач. “Прокат директоров” используется при временном отсутствии руководства или недавнем увольнении. Организационное развитие и делопроизводство или администрирование, хотя и являются отдельными видами консалтинга, мы отнесли к управленческому консультированию.

Такие услуги, как управление корпоративными финансами и управленческий учет также являются относительно новыми и при переходе на западные стандарты  управления финансовыми ресурсами  весьма актуальны. Основной целью создания системы управленческой отчетности является обеспечение менеджеров предприятия  своевременной и необходимой  информацией для принятия эффективных  управленческих решений. В основе реализации практически всех услуг лежит  анализ существующих и ожидаемых  финансовых потоков предприятия. Наиболее эффективной и рекомендуемой  методикой является адаптированный к российским условиям эффективный  инструментарий "Business Toolkits", подготовленный группой зарубежных компаний, среди которых можно отметить Arthur Andersen, Carana Corporation, Deloitte Touche Tohmatsu International, а также специалистами Международного Корпуса Экспертов (International Executive Service Corps).

 

3Характеристики  независимых консультантов

 

Объектом консультирования для управленческих консультантов  всегда выступает первое лицо организации (управленец) со всеми его проблемами – финансовыми, кадровыми, социальными  и пр. Консультанты по вопросам управления могут быть разделены как минимум  на две группы: специалисты и дженералисты или универсалы. Специалисты предлагают новшества. Они держат себя в курсе всех новинок в конкретной области знаний [7, c. 23].

Универсалы предлагают методы. Они имеют дело с несколькими  областями управления и основное внимание уделяют их взаимодействию, координации и интеграции. В "ценностном" консультировании консультанты-специалисты (идеологи, инноваторы, тренеры) "прививают" организации-клиенту новые ценностные ориентации через обучение, социально-психологические тренинги, переговорные технологии, работу в группах. Это консультирование бывает при участии консультантов в работе над "тотальным" качеством, в управлении, ориентацией организации на клиента.

Универсалы осуществляют проблемное консультирование процесса либо проекта. Они обычно занимаются предварительной организационной  диагностикой, переговорами с клиентами, планированием и координацией выполнения заданий, выработкой заключений, представлением окончательных предложений клиентам и т.д. Универсалы выполняют контролирующие и управленческие функции. При консультировании проекта консультант проводит диагностику  проблем и предлагает свои решения. Универсалы проводят консультирование по: целям организации, стратегии  организации, организационной структуре, организационной культуре, типу развития организации, лидерству, конфликтам и др.

В управленческом консультировании универсал создает ситуацию для  персонала организации, который  сам выявляет свое состояние, а, осознав  его, находит пути решения своей  проблемы, трудности, идеи.

Однако, суть не в противопоставлении универсалов и специалистов, а  в комбинировании их навыков и  умений для достижения большего суммарного эффекта. Во многих консалтинговых фирмах имеются как специалисты, так и универсалы, между которыми имеется определенное разделение труда.

Существует также разделение на внешних и внутренних консультантов. Внешние консультанты отличаются независимостью, богатым опытом и оказывают услуги клиентам на основе соответствующего договора. Внутренние консультанты являются штатными специалистами по экономике  и управлению той или иной организации.

Мы отмечаем ключевые качества консультантов: широкие общественные интересы; уверенность в себе: объективность, рассудительность, психическая и  интеллектуальная уравновешенность; гибкость ума: обоснованность и упорство в  поиске решений, аналитические способности, тактическое и стратегическое мышление; технические навыки: академическая подготовка, практические приемы работы; опыт: от работы на предприятиях, от деятельности как консультанта; знание отрасли и предмета консультирования: теоретическое, практическое.

Рассмотрим основные задачи, которые выполняют консультанты.

Консультанты по общему управлению решают проблемы, связанные с самим  существованием бизнеса и его  перспективами.

Консультанты по административному  управлению решают проблемы, связанные  с ведением бизнеса, т.е. помогают оптимизировать управление организацией.

Консультанты по финансовому  управлению оказывают помощь в решении  трех основных задач: поиск источников финансирования и эффективного его  использования; анализ финансовой деятельности организации и повышение ее эффективности; перспективное укрепление финансового  положения организации.

Консультанты по управлению кадрами содействуют менеджерам в оптимизации привлечения и  использования человеческого ресурса.

Консультанты по маркетингу содействуют такому функционированию организации, при котором производимая продукция будет куплена потребителем.

Консультанты по организации  производства решают задачи, связанные  с инжинирингом, аудитом и контролем  качества и т.д.

Консультанты по информационным технологиям решают задачи, связанные  с проектированием и внедрением информационных технологий на предприятии.

Консультанты по специализированным услугам решают специализированные задачи, не связанные ни с одним  из перечисленных видов услуг, и  отличающиеся от них по методам, по объектам или по характеру внедряемых знаний.

Для достижения успеха консультант  должен (в идеале): знать методы, которые  применяются при работе с организацией в различных аспектах организационной  деятельности; знать области применения этих методов и их ограничения, уметь  их выбирать в зависимости от задачи и с учетом существующих условий (ограничений) и системно, комплексно применять; максимально технологизировать свою работу, сведя свою деятельность от искусства к технологии, знать последовательность шагов, которые с максимальной долей вероятности ведут к успеху при консультировании, четко формулировать результат работ и пути его достижения; не бояться применять информационные технологии и уметь определять, какие из них максимально эффективны в каждом конкретном случае.

Удовлетворить данным требованиям  могут фирмы и команды консультантов, имеющие в своем распоряжении опытных разнопрофильных специалистов с системным мышлением, способных взглянуть на задачу в целом и предложить эффективное решение, учитывающее все аспекты проблемы.

Необходимые условия эффективности решения.

 комплексность· применяемых подходов, то есть применение методов из различных областей управленческого консультирования с учетом их взаимной сочетаемости и конкретной ситуации

 законченность· решения в том смысле, что решение должно содержать не только рекомендации, как и что, делать, но и комплекс мер по их реализации, и более того  решение должно- быть реализованным на практике -(иначе это не решение в полном смысле этого слова). Это требует от консультанта не только умения "прийти, разобраться и что-то предложить", но и умения внедрить в конкретной организации то, что он предложил (используя опять же комплексметодов).

 

4 Этапы становления  управленческого консультирования  в России

 

Начало развития технологий управленческого консультирования в России относят к двадцатым  годам нынешнего столетия, когда  повсеместно набирало силы движение за научную организацию труда, которое  и явилось прообразом управленческого  консультирования в современном  виде, а также развивалась организационная  теория, изучался западный опыт совершенствования  производства. В этом направлении  работали такие организации, как  Центральный институт труда, трест  “Установка”, “Оргстрой”, опытная станция ЦИТ, Орга-станция, Оргбюро.

Основными направлениями  развития управленческой науки были системный подход, математический анализ и моделирование, деятельность службы по изучению и совершенствованию  процесса производства и управления, концепция “механизма служебных  отношений”, социальная инженерия, учение об организационных графиках, система  материального поощрения передовиков, профессионального отбора, центральных  осведомительно-исследовательских бюро, создания “баз данных” и другие разработки первой четверти века. Главным в деятельности российских институтов и лабораторий НОТ было создание систематизированных концепций в области организации труда и управления. Вместе с тем важнейшей закономерностью развития НОТ и управления в 20-е годы стало сочетание методологических и конкретно-прикладных исследований. Академические исследования в этот период тесно переплетались с практической работой. Большинство исследовательских институтов одновременно являлось и рационализирующими центрами. Особый интерес представляют пути внедрения научных знаний в производство, опыт рационализаторской и консультативной работы хозрасчетных консультационных трестов, таких, как “Установка” Центрального института труда, “Оргстрой” Института техники управления и другие.

В двадцатые годы для подготовки организаторов использовали так  называемые “орга-игры”, одним из инициаторов которых был Добрынин В.В. А в 1932 году под руководством Бирштейн М.М. была разработана и проведена первая в мире деловая игра по теме “Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного завода пишущих машин в пусковом периоде”.

Фактически НОТовцы были прообразами внутренних и внешних консультантов на предприятиях. В тридцатых - пятидесятых годах вся деятельность по совершенствованию управления была свернута.

В шестидесятые годы ситуация изменилась. Экономическая реформа  способствовала расширению самостоятельности. Стимулирование личной инициативы подталкивало к изучению не только экономики, но и теории управления, закономерностей  развития трудовых коллективов, методов  управления ими. Поэтому вполне закономерным выглядело возрождение интереса к НОТовскому движению, появление переводов работ западных ученых по менеджменту, маркетингу, управленческому консультированию, психологии управления, анализу западных систем управления. Важнейшие из этих работ рассмотрены в первом параграфе.

На современном этапе  развития управленческого консультирования происходит формирование и утверждение  института внешнего и внутреннего  консультирования, формируется рынок  профессиональных консалтинговых услуг. Возникают профессиональные сообщества, такие, как “Ассоциация консультантов  по управлению и организационному развитию (АКУОР)”, “Ассоциация консультантов  по экономике и управлению (АКЭУ)”, Московский клуб консультантов по бизнесу  и политике, а также пока единственная в России Школа консультантов по управлению.

Информация о работе Сущность, цель, задачи и этапы управленческого консультирования