Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 23:05, реферат
Цель работы: изучение адаптации как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- определить сущность и цели адаптации;
- определить составляющие системы управления адаптации работника на предприятии;
По окончании этапа отбора организация
принимает окончательное решение о найме
наиболее подходящего кандидата. Поскольку
основная цель организации – обеспечить
превращение кандидата в эффективного
сотрудника, который будет действовать
в интересах организации, нельзя останавливаться
и успокаиваться сразу после принятия
решения о найме.
Адаптация – процесс активного
приспособления человека к
Подбор и прием на работу представляет собой довольно длительный и
дорогостоящий процесс — к первому дню работы нового сотрудника компания уже
затрачивает на него значительные средства. Поэтому компания заинтересована в
том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев.
Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на
работу покидает организацию именно в течение первых трех месяцев. Основные
причины ухода — несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую организацию — важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам.
Зачастую "новичок" приходит на предприятие, а его рабочее место не
подготовлено, и никто особенно этим не озабочен, новичкам предоставляют право выплывать самим. Но поскольку первое впечатление обычно оставляет глубокий след, такая процедура может оказать длительное отрицательное воздействие на мотивацию и отношение сотрудника к работе.
"Опыт" такого рода
может зачастую объяснять
самим себе, то организация не может влиять на то, что они случайно узнают, и потеряет возможность сформировать у них положительное отношение к работе и преданность традициям фирмы.
Облегчить вхождение новых сотрудников в организацию призваны процедуры адаптации.
В самом общем виде адаптация — «процесс приспособления работника к условиям
внешней и внутренней среды».Термин «адаптация» чрезвычайно широк и
применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют
социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида
адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные
сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная — включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.
С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет
производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой
проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого уровня
производительности и качества труда в более короткие сроки.
Можно привести определение адаптации Эдгара Штейна: «процесс познания нитей
власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения,
осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях»
Принципиальными целями адаптации, по А.Я. Кибанову, являются:
· уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает
свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
· снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;
· сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя
неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это
увольнением;
· экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по
программе работа помогает экономить время каждого из них;
· развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут
существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и
усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении
процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития
коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции .
Согласно учебному пособию «Управление персоналом» под редакцией Т.Ю. Базарова
и Б.Л. Еремина, процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.
Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для
разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не
только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях
других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует
помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него
варианты решения уже известных ему задач.
Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как
технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок
неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация
должна предполагать как знакомство с производственными особенностями
организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с
персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения,
т. д.
Этап 2. Ориентация — практическое знакомство нового
работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются
со стороны организации. Значительное внимание, например, в компаниях США,
уделяется адаптации новичка к условиям организации. К этой работе привлекаются
как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по
управлению персоналом.
Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в
собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени
обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках
данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в
различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об
организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку
новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности
деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.
Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс
адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и
межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при
спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1—1,5 лет
работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного
функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение
адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно