Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 23:05, реферат
Цель работы: изучение адаптации как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- определить сущность и цели адаптации;
- определить составляющие системы управления адаптации работника на предприятии;
если в организации привлекается большое количество персонала.
Смена этапов вызывает трудности, называемые “адаптационные кризисы”,
поскольку воздействие социальной среды обычно резко возрастает. В результате
у работника возникает состояние тревоги, сопротивляемости, стресса, поиска
выхода, возникновение потребности в более активном освоении доселе
неизвестного.
На каждом из перечисленных этапов необходима продуманная система управления
адаптацией. О ней и пойдет речь в следующей части.
Суммировав высказывания различных авторов и вычленив главное, можно
осуществить классификацию адаптации по следующим критериям:
1. По отношениям субъект-объект:
· активная — когда индивид стремится воздействовать на
среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы
взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);
· пассивная — когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
2. По воздействию на работника:
· прогрессивная — благоприятно воздействующая на работника;
· регрессивная — пассивная адаптации к среде с
отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).
3. По уровню:
· первичная — когда человек впервые включается в
постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии;
· вторичная — при последующей смене работы.
Автор статьи «Методы адаптации персонала» В.Волина выделяет также еще два
вида адаптации:
· адаптация работника в новой должности;
· адаптация работника к понижению в должности;
В этой же статье есть упоминание о т.н. адаптации после увольнения
. Приводится пример: в начале 80-х гг. в США отмечались волны увольнений и
досрочного выхода на пенсию. Чтобы каким-то образом поддержать увольняемых,
большинство крупных компаний — около 60% — не просто увольняли работников, а
пытались помочь им найти новые рабочие места, организовывали программы
переподготовки и повышения квалификации.
4. По направлениям:
· производственная;
· непроизводственная.
Последний критерий классификации является определяющим для более широкой
подклассификации. Наиболее наглядно ее можно представить в виде схемы,
приведенной у Кибанова.
Попытаемся раскрыть значения некоторых из приведенных типов адаптации:
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении
профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов
принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того,
что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют
наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или
прикрепляют наставника.
Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия
деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной
среды, индивидуально-психологических свойств личности [4].
Психофизиологическая адаптация — адаптация к трудовой деятельности
на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие
изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к
высоким физическим нагрузкам и т.п ).
Психофизиологическая адаптация особых сложностей не представляет, протекает
достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его
естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее,
большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее
отсутствия [3, 4].
Много внимания психофизиологической адаптации уделено в учебном пособии Веснина.
Социально-психологическая адаптация человека к производственной
деятельности — адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к
традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к
особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает
включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его
членами.
Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые
ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности
живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения
теоретических знаний и инструкций [3, 4].
Сущность остальных форм адаптации понятна из названий.
Управление процессом адаптации — это «активное воздействие на
факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и
т. п.».
Необходимость управления адаптацией предопределяется большим ущербом как для
производства, так и для работников, а его возможность доказана опытом
отечественных и зарубежных предприятий и организаций.
Разработка мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание как
субъективных характеристик рабочего (пол, возраст, его психофизиологические
характеристики, а также образование, стаж и др), так и факторов
производственной среды, характера их влияния (прямое или косвенное) на
показатели и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации процесса адаптации
следует исходить из имеющихся возможностей предприятия (в части условий
труда, гибкого рабочего времени, организации труда и т.д.) и ограничений в
изменении рабочего (в развитии тех или иных способностей, в освобождении от
отрицательных привычек и т.п), необходимо также учитывать различия на новом и
на прежнем месте работы, особенности новой и прежней профессий, ибо они могут
быть существенными, что послужит серьезным барьером для профессиональной
мобильности и проведения кадровой политики предприятия .