Сущность и функции планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности планирования на предприятии как функции менеджмента в ООО «Тимоша».
Для достижения поставленных целей в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и содержание планирования как функции менеджмента;
- изучить место планирования в системе функций управления предприятия;

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность и содержание планирования как функции менеджмента 5
2 Место планирования в системе функций управления предприятия 12
3 Использование функции планирования в ООО «Тимоша» 18
Заключение 27
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Сущность и функции планирования - курсовая работа.docx

— 73.09 Кб (Скачать файл)

Стратегической целью ООО «Тимоша» является перспективное развитие предприятия, заключающееся в создании условий для привлечения инвестиций, направленных на техническое перевооружение производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции, снижение себестоимости, обеспечение прибыли, закрепление позиций на белорусском рынке, дальнейшее завоевание российского и украинского рынка, выход на рынки стран-соседей.

Для достижения поставленных стратегических целей на предприятии разработан тактический план, включающий в себя:

  • формирование оптимальной ассортиментной структуры при производстве;
  • формирование мощной сбытовой системы, включающей товаропроводящую и товаросопровождающую сети;
  • проведение активных мероприятий по продвижению своей торговой марки с рекламно-информационной поддержкой продукции на рынках Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • наращивание производственных мощностей посредством обновления производственного оборудования с использованием ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий;
  • внедрение автоматизации управления технологическими процессами;
  • постоянный контроль качества выпускаемой продукции;
  • выпуск новых товарных позиций;
  • оптимизация затрат, направленная на сокращение издержек при производстве и реализации продукции;
  • повышение квалификации производственного и управленческого персонала посредством проведения тренингов, семинаров, посещения передовых отечественных и зарубежных предприятий.

Основной целью деятельности предприятия являются: хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли, выполнение доведенных прогнозных показателей по росту объемов производства и повышение качества выпускаемой продукции.

Планирование экономического, социального и финансового развития предприятия осуществляется главным экономистом совместно с главным бухгалтером, с разработкой и организацией всех мероприятий практически со всеми административными работниками в части вопросов, относящихся к их должности и их функциональным обязанностям.

Главный экономист ООО «Тимоша» осуществляет организацию работы по экономическому планированию, подготовку проектов текущих и перспективных планов финансово-хозяйственной деятельности, обоснований и расчетов к ним.

Обеспечивает организацию экономического анализа деятельности предприятия и участвует в разработке мероприятий по эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов, разрабатывает финансовый план. Также в задачи экономиста входит доведение плановых показателей по видам деятельности да участников, организует и осуществляет систематический оперативный контроль за ходом выполнения доведенных показателей, анализирует эффективность применения действующих форм материального стимулирования.

Система планирования на предприятии имеет типичную дня отечественных предприятий, форму и практически сводится к оперативному планированию. То есть руководством решаются, прежде всего, насущные задачи, не заглядывая в ближайшее будущее и не ставя целей на перспективу. Такой подход к управлению обусловлен, прежде всего, тем, что в условиях постоянно меняющейся нормативной базы руководитель не может быть уверен в перспективности своего бизнеса, поэтому он делает то, что выгодно сейчас и что не требует больших капитальных вложений в неликвидные активы.

Для успешного выбора стратегии предприятия проводится глубокий анализ существующих направлений в организации, ее позиции в борьбе, перспектив на будущее, а также тенденций ее развития. На основе анализа разрабатываются  приоритеты в распределении ресурсов. Объектом анализа является база стратегических данных, которая представляет собой наиболее существенные характеристики внутренних и внешних условий деятельности организации и ее основных партнеров. На основе анализа формируются выводы относительно 10-15 наиболее существенных факторов, влияющих на деятельность организации, выявляющие сильные и слабые стороны, а также воздействие на нее и каковы тенденции этого воздействия, тем самым рисуется достоверный портрет будущего организации.

Анализ базы стратегических данных осуществляется по трем направлениям:

- Объективная  оценка положения организации  в целом.

-Исследование  эффективности ее работы в  прошлом и настоящем; жизненность  организационной структуры, система  управления.

-Модель  функционирования технического  и технологического потенциала, предпочтение к руководству; специфика деловой моральной атмосферы и другие вопросы жизни фирмы.

Внешнее окружение организации. Выясняется ее реальная репутация, выпускаемая продукция в глазах деловых партнеров и потребителей, исследуются тенденции рынка, реальные потенциальные потребители, определяется круг товаров и услуг, на которые имеет смысл ориентироваться.

Выявляются помехи препятствующие развитию, несоответствие целей и средств к их достижению, возможные производственные конфликты.

На предприятии ежегодно составляется бизнес-план развития предприятия. А также по необходимости бизнес-план для привлечения инвестиций.

Бизнес-план помогает спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдалённый периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Он также помогает решить следующие задачи:

- определить  конкретные направления деятельности  предприятия, целевые рынки и место предприятия на этих рынках;

- сформулировать  долговременные и краткосрочные  цели организации, стратегию и  тактику их достижения. Определить  лиц, ответственных за реализацию стратегии;

- выбрать  состав и определить показатели  товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

- выявить  соответствие имеющихся кадров  предприятия, условий мотивации их труда, предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

- определить  состав маркетинговых мероприятий  предприятия по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;

- оценить  финансовое положение предприятия  и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

- предусмотреть  трудности, “подводные камни”, которые  могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Важность и эффективность бизнес-плана ООО «Тимоша» заключается в его комплексности и направленности в будущее. Качественная подготовка этого документа позволяет чётко определить конечную цель, рассчитать необходимые ресурсы, выстроить временной график.

При осуществлении стратегического планирования на предприятии не применяется  такой известный метод как SWOT-анализ.

Основным недостатком стратегического планирования на предприятии является то, что нет единого документа под названием «Стратегический план ООО «Тимоша», который бы включал все элементы присущие стратегическому плану с полным, детальным анализом как внешней, так и внутренней среды предприятия, конкурентной среды и разработкой стратегии деятельности предприятия в различных аспектах и сферах деятельности предприятия. Кроме того, недостатком существующей системы планирования является и то, что на предприятии отсутствует подразделение, которое занимается процессом стратегического планирования, это не позволяет предприятию охватить все аспекты планирования и качественно подготовиться к взаимодействию с внешней и внутренней средой.

На предприятии предлагается создать отдел внутрифирменного планирования. На данный отдел должны быть возложены следующие функции:

1. Анализ  необходимости развития предприятия, определение ключевых моментов развития.

2. Анализ  ресурсов предприятия (производственные, материально-технические, информационные, кадровые, иные); анализ и систематизация  технико-экономических и социально-экономических  показателей работы предприятия.

3. Анализ  среды внешнего (косвенного) воздействия (демографические, экологические, социокультурные, технологические, экономические, политические факторы и показатели) и среды внутреннего (непосредственного) воздействия (тенденции изменения законодательства, характеристику потребителей, поставщиков и конкурентов).

4. Проведение  конкурентного анализа, составление  “портрета” конкурентов, определение перспектив развития конкурентов; проведение сопоставительного анализа конкурентоспособности предприятия.

5. Выбор  стратегии и определение приоритетов  развития предприятия; определение  методов достижения целей; обоснование  выбора целей; определение инструментов достижения целей.

6. Определение  основных принципов политики  развития предприятия.

7. Организация  внутрифирменного планирования на предприятии в целом и, в том числе, в обособленных структурных подразделениях предприятия (представительствах, филиалах, пр.).

8. Определение  основной концепции перспективного  плана (реконструкция или развитие уже существующего бизнеса, выбор новых компонентов бизнеса, внедрение новых технологий и изменение производственной и организационной структуры предприятия, определение новых видов бизнеса, освоение новых рынков, пр.).

9. Анализ  возможностей, видов и степени  рисков при выполнении ключевых этапов плана, определение способов снижения каждого вида риска или средства управления риском.

10. Моделирование  развития ситуации при реализации  основных элементов концепции; определение характера, основ стратегических решений, которые необходимо принять для реализации концепции плана; проектирование основных мероприятий и программ, которые необходимо провести для реализации плана.

11. Составление  прогноза развития предприятия  в соответствии с перспективным планом, определение главных элементов бизнес-планов предприятия.

12. Составление  отчетов, рекомендаций, методик принятия  решений и выполнения действий  по реализации отдельных этапов  плана.

 

Рисунок 4 – Проект организационной структуры отдела  
внутрифирменного планирования

 

Создание отдела будет способствовать повышению эффективности внутрифирменного планирования предприятия и повышению эффективности предприятия в целом.

 

 

 

 

Заключение

 

Планирование экономического, социального и финансового развития предприятия осуществляется ведущим экономистом совместно с главным бухгалтером, с разработкой и организацией всех мероприятий практически со всеми административными работниками в части вопросов, относящихся к их должности и их функциональным обязанностям.

В последние годы уровень планирования на предприятиях снизился. Такое положение обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Объективные причины заключаются в недостатках централизованной системы планирования, созданной в дореформенный период, которая оказалась неадекватной изменившимся условиям работы предприятий. Субъективные причины обусловлены недостаточной квалификацией руководителей и специалистов предприятий, противоречиями между экономической наукой и практикой хозяйствования.

ООО «Тимоша» работает на рынке Беларуси уже 15 лет. В настоящее время ООО «Тимоша» располагает мощностями для производства порошков, эластичных теплопроводящих материалов (ЭТМ), материалов для лакокрасочной промышленности, камер видеонаблюдения «Белкам», а также совершенно нового продукта – бактерицидной краски «ХЭЛС».

ООО «Тимоша» работает с предприятиями из Беларуси, России, Украины, Кореи и представляет свою продукцию как на внутреннем белорусском рынке, так и на зарубежном.

Система планирования на предприятии имеет типичную дня отечественных предприятий, форму и практически сводится к оперативному планированию. То есть руководством решаются, прежде всего, насущные задачи, не заглядывая в ближайшее будущее и не ставя целей на перспективу. Такой подход к управлению обусловлен, прежде всего, тем, что в условиях постоянно меняющейся нормативной базы руководитель не может быть уверен в перспективности своего бизнеса, поэтому он делает то, что выгодно сейчас и что не требует больших капитальных вложений в неликвидные активы.

Для успешного выбора стратегии предприятия проводится глубокий анализ существующих направлений в организации, ее позиции в борьбе, перспектив на будущее, а также тенденций ее развития. На основе анализа разрабатываются  приоритеты в распределении ресурсов. Объектом анализа является база стратегических данных, которая представляет собой наиболее существенные характеристики внутренних и внешних условий деятельности организации и ее основных партнеров. На основе анализа формируются выводы относительно 10-15 наиболее существенных факторов, влияющих на деятельность организации, выявляющие сильные и слабые стороны, а также воздействие на нее и каковы тенденции этого воздействия, тем самым рисуется достоверный портрет будущего организации.

Информация о работе Сущность и функции планирования