Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 16:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности планирования на предприятии как функции менеджмента в ООО «Тимоша».
Для достижения поставленных целей в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и содержание планирования как функции менеджмента;
- изучить место планирования в системе функций управления предприятия;
Введение 3
1 Сущность и содержание планирования как функции менеджмента 5
2 Место планирования в системе функций управления предприятия 12
3 Использование функции планирования в ООО «Тимоша» 18
Заключение 27
Список использованных источников 30
Стратегической целью ООО «Тимоша» является перспективное развитие предприятия, заключающееся в создании условий для привлечения инвестиций, направленных на техническое перевооружение производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции, снижение себестоимости, обеспечение прибыли, закрепление позиций на белорусском рынке, дальнейшее завоевание российского и украинского рынка, выход на рынки стран-соседей.
Для достижения поставленных стратегических целей на предприятии разработан тактический план, включающий в себя:
Основной целью деятельности предприятия являются: хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли, выполнение доведенных прогнозных показателей по росту объемов производства и повышение качества выпускаемой продукции.
Планирование экономического, социального и финансового развития предприятия осуществляется главным экономистом совместно с главным бухгалтером, с разработкой и организацией всех мероприятий практически со всеми административными работниками в части вопросов, относящихся к их должности и их функциональным обязанностям.
Главный экономист ООО «Тимоша» осуществляет организацию работы по экономическому планированию, подготовку проектов текущих и перспективных планов финансово-хозяйственной деятельности, обоснований и расчетов к ним.
Обеспечивает организацию экономического анализа деятельности предприятия и участвует в разработке мероприятий по эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов, разрабатывает финансовый план. Также в задачи экономиста входит доведение плановых показателей по видам деятельности да участников, организует и осуществляет систематический оперативный контроль за ходом выполнения доведенных показателей, анализирует эффективность применения действующих форм материального стимулирования.
Система планирования на предприятии имеет типичную дня отечественных предприятий, форму и практически сводится к оперативному планированию. То есть руководством решаются, прежде всего, насущные задачи, не заглядывая в ближайшее будущее и не ставя целей на перспективу. Такой подход к управлению обусловлен, прежде всего, тем, что в условиях постоянно меняющейся нормативной базы руководитель не может быть уверен в перспективности своего бизнеса, поэтому он делает то, что выгодно сейчас и что не требует больших капитальных вложений в неликвидные активы.
Для успешного выбора стратегии предприятия проводится глубокий анализ существующих направлений в организации, ее позиции в борьбе, перспектив на будущее, а также тенденций ее развития. На основе анализа разрабатываются приоритеты в распределении ресурсов. Объектом анализа является база стратегических данных, которая представляет собой наиболее существенные характеристики внутренних и внешних условий деятельности организации и ее основных партнеров. На основе анализа формируются выводы относительно 10-15 наиболее существенных факторов, влияющих на деятельность организации, выявляющие сильные и слабые стороны, а также воздействие на нее и каковы тенденции этого воздействия, тем самым рисуется достоверный портрет будущего организации.
Анализ базы стратегических данных осуществляется по трем направлениям:
- Объективная оценка положения организации в целом.
-Исследование эффективности ее работы в прошлом и настоящем; жизненность организационной структуры, система управления.
-Модель функционирования технического и технологического потенциала, предпочтение к руководству; специфика деловой моральной атмосферы и другие вопросы жизни фирмы.
Внешнее окружение организации. Выясняется ее реальная репутация, выпускаемая продукция в глазах деловых партнеров и потребителей, исследуются тенденции рынка, реальные потенциальные потребители, определяется круг товаров и услуг, на которые имеет смысл ориентироваться.
Выявляются помехи препятствующие развитию, несоответствие целей и средств к их достижению, возможные производственные конфликты.
На предприятии ежегодно составляется бизнес-план развития предприятия. А также по необходимости бизнес-план для привлечения инвестиций.
Бизнес-план помогает спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдалённый периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Он также помогает решить следующие задачи:
- определить
конкретные направления
- сформулировать
долговременные и
- выбрать
состав и определить
- выявить соответствие имеющихся кадров предприятия, условий мотивации их труда, предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
- определить
состав маркетинговых
- оценить
финансовое положение
- предусмотреть трудности, “подводные камни”, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Важность и эффективность бизнес-плана ООО «Тимоша» заключается в его комплексности и направленности в будущее. Качественная подготовка этого документа позволяет чётко определить конечную цель, рассчитать необходимые ресурсы, выстроить временной график.
При осуществлении стратегического планирования на предприятии не применяется такой известный метод как SWOT-анализ.
Основным недостатком стратегического планирования на предприятии является то, что нет единого документа под названием «Стратегический план ООО «Тимоша», который бы включал все элементы присущие стратегическому плану с полным, детальным анализом как внешней, так и внутренней среды предприятия, конкурентной среды и разработкой стратегии деятельности предприятия в различных аспектах и сферах деятельности предприятия. Кроме того, недостатком существующей системы планирования является и то, что на предприятии отсутствует подразделение, которое занимается процессом стратегического планирования, это не позволяет предприятию охватить все аспекты планирования и качественно подготовиться к взаимодействию с внешней и внутренней средой.
На предприятии предлагается создать отдел внутрифирменного планирования. На данный отдел должны быть возложены следующие функции:
1. Анализ
необходимости развития
2. Анализ
ресурсов предприятия (производственные,
материально-технические, информационные,
кадровые, иные); анализ и систематизация
технико-экономических и
3. Анализ среды внешнего (косвенного) воздействия (демографические, экологические, социокультурные, технологические, экономические, политические факторы и показатели) и среды внутреннего (непосредственного) воздействия (тенденции изменения законодательства, характеристику потребителей, поставщиков и конкурентов).
4. Проведение конкурентного анализа, составление “портрета” конкурентов, определение перспектив развития конкурентов; проведение сопоставительного анализа конкурентоспособности предприятия.
5. Выбор
стратегии и определение
6. Определение основных принципов политики развития предприятия.
7. Организация внутрифирменного планирования на предприятии в целом и, в том числе, в обособленных структурных подразделениях предприятия (представительствах, филиалах, пр.).
8. Определение
основной концепции
9. Анализ возможностей, видов и степени рисков при выполнении ключевых этапов плана, определение способов снижения каждого вида риска или средства управления риском.
10. Моделирование
развития ситуации при
11. Составление прогноза развития предприятия в соответствии с перспективным планом, определение главных элементов бизнес-планов предприятия.
12. Составление
отчетов, рекомендаций, методик принятия
решений и выполнения действий
по реализации отдельных
Рисунок 4 –
Проект организационной структуры отдела
внутрифирменного планирования
Создание отдела будет способствовать повышению эффективности внутрифирменного планирования предприятия и повышению эффективности предприятия в целом.
Планирование экономического, социального и финансового развития предприятия осуществляется ведущим экономистом совместно с главным бухгалтером, с разработкой и организацией всех мероприятий практически со всеми административными работниками в части вопросов, относящихся к их должности и их функциональным обязанностям.
В последние годы уровень планирования на предприятиях снизился. Такое положение обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Объективные причины заключаются в недостатках централизованной системы планирования, созданной в дореформенный период, которая оказалась неадекватной изменившимся условиям работы предприятий. Субъективные причины обусловлены недостаточной квалификацией руководителей и специалистов предприятий, противоречиями между экономической наукой и практикой хозяйствования.
ООО «Тимоша» работает на рынке Беларуси уже 15 лет. В настоящее время ООО «Тимоша» располагает мощностями для производства порошков, эластичных теплопроводящих материалов (ЭТМ), материалов для лакокрасочной промышленности, камер видеонаблюдения «Белкам», а также совершенно нового продукта – бактерицидной краски «ХЭЛС».
ООО «Тимоша» работает с предприятиями из Беларуси, России, Украины, Кореи и представляет свою продукцию как на внутреннем белорусском рынке, так и на зарубежном.
Система планирования на предприятии имеет типичную дня отечественных предприятий, форму и практически сводится к оперативному планированию. То есть руководством решаются, прежде всего, насущные задачи, не заглядывая в ближайшее будущее и не ставя целей на перспективу. Такой подход к управлению обусловлен, прежде всего, тем, что в условиях постоянно меняющейся нормативной базы руководитель не может быть уверен в перспективности своего бизнеса, поэтому он делает то, что выгодно сейчас и что не требует больших капитальных вложений в неликвидные активы.
Для успешного выбора стратегии предприятия проводится глубокий анализ существующих направлений в организации, ее позиции в борьбе, перспектив на будущее, а также тенденций ее развития. На основе анализа разрабатываются приоритеты в распределении ресурсов. Объектом анализа является база стратегических данных, которая представляет собой наиболее существенные характеристики внутренних и внешних условий деятельности организации и ее основных партнеров. На основе анализа формируются выводы относительно 10-15 наиболее существенных факторов, влияющих на деятельность организации, выявляющие сильные и слабые стороны, а также воздействие на нее и каковы тенденции этого воздействия, тем самым рисуется достоверный портрет будущего организации.