Сущность и функции управления социально-экономическими процессами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:42, контрольная работа

Описание работы

Предмет науки управления составляют управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, находящие выражение в воздействии на общество или на его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Предметом науки управления являются также технологии и методы управления и тенденции развития практики управления.

Содержание работы

1.
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ ……………………..….........
3
2.
МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ …………..
8
3.
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ ………………………………………………………………....
12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...
16

Файлы: 1 файл

психология управления.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

№ 6

 

 

 

по дисциплине «Теория управления»

 

 

 

Слушатель группы №25366  ___________  Васильева Н.П.

     (подпись)

Проверил     ___________  Глушак О.Е.

     (подпись)

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1.

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ ……………………..….........

3

2.

МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ …………..

8

3.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ ………………………………………………………………....

12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...

16


 

 

  1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

 

Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности [5].

Общие закономерности управления выявлены кибернетикой, наукой об общих принципах управления сложными системами в природе, технике и обществе. Специальные аспекты управления в технических системах изучаются соответствующими отраслями технических наук (например, существует теория управления летательными аппаратами), в биологических системах - отраслями биологических наук (например, физиология изучает условные рефлексы и другие сходные механизмы, использующиеся в управлении животными).

Управление в социально-экономических системах изучается в рамках теории управления социально-экономическими процессами. Имеются и специальные теории управления, изучающие отдельные аспекты, или специфические объекты, в частности, теория государственного регулирования экономики, региональный и муниципальный менеджмент.

Наука управления создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Это пограничная наука; она сочетает в себе элементы экономики, социологии, психологии, кибернетики, информатики.

В задачи науки управления входит  создание, систематизирование и распространение знания о том, как осуществлять управленческую деятельность.

Предмет науки управления составляют управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, находящие выражение в воздействии на общество или на его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Предметом науки управления являются также технологии и методы управления и тенденции развития практики управления.

Управление присуще любому обществу или его отдельному элементу (организации, коллективу, подразделению, городу, региону). Необходимость управления вытекает из системной природы объекта, необходимости общения людей и обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.

Объекты управления:

1) аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг);

2) отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт);

3) территориальные общности людей (область, район, город);

4) отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт);

5) виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.);

6) характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Субъектами управления могут выступать директор, менеджер, совет директоров, городская исполнительная власть, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей, осуществляющие управленческое воздействие на о6ъект управления.

Управление можно определить путем перечисления его основных функций:

Целеполагание - это исходный пункт управленческих воздействий.

Прогнозирование - вероятностная оценка развития объекта управления в будущем, научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта управления в будущем при различных вариантах изменения метапространства.

Анализ - управленческая деятельность познавательного характера.

Планирование - представляет собой деятельность по разработке системы мер, направленных на достижение поставленных целей.

Организация - это управленческая деятельность, обеспечивающая четкое упорядочение процесса управления в целом, распределение как функций исполнения управленческих решений, так и собственно функций управления.

Координация - это управленческая деятельность, заключающаяся в обеспечении взаимосвязи и согласованности субъектов, объектов и процессов труда во времени и в пространстве.

Мотивация (и стимулирование) - это управленческая деятельность, осуществляющая целенаправленное воздействие на структуру мотивов (предметов потребностей, интересов) участников процесса исполнительской и управленческой деятельности и с помощью адекватных мотивам стимулов побуждающая творчески решать поставленные задачи, достигать лучших конечных результатов.

Контроль - это управленческая деятельность, позволяющая выявлять,  исправлять и предупреждать отклонения достигнутых результатов от намеченных параметров, целей.

Регулирование - это управленческая деятельность по подержанию режимов функционирования управляемой социально-экономической системы в сфере действия объективных законов и целей объемлющей (управляющей) системы, а также по обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций, достижения целей управляющей системы..

Коммуникация - управленческая деятельность по сбору и обработке информации, организующая обмен информацией и направленная на достижение эффективного информационного взаимодействия как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой.

Принятие решений - это управленческая деятельность по выбору субъектом управления для осуществления на практике (органом, должностным лицом) того или иного варианта поведения управляемых.

Обеспечение корпоративности - эта относительно новая функция управления включает в себя виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, ее социально-психологического климата, обеспечивающего решение проблемы удовлетворенности персонала своим трудом, общением, совместной работой с коллегами и непосредственным руководителем.

Все функции управления тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга.

В деятельности любой организации - коммерческой и некоммерческой, большой или малой, формальной или неформальной - присутствуют все без исключения функции управления. В ряде случаев бывает полезно провести анализ выполняемых функций: в какой мере и насколько полно в управленческой деятельности присутствуют функции управления. Нередко для повышения эффективности работы организации достаточно выявить те или иные функции, которым не придается должного внимания. Так, например, в ряде некоммерческих организаций недостаточно полно осуществляется целеполагание, в государственных организациях нередко отсутствует должная мотивация, в некоторых государственных и частных организациях не всегда осуществляется должный контроль.

Методы управления - это способы выполнения перечисленных выше функций. Классификация методов управления может производиться по различным признакам: по масштабам применения - общие, относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы; по отраслям и сферам применения - в государственном управлении, в бизнесе, в торговле, в промышленности и т. д.

Обычно методы управления различаются по их содержанию: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Данное деление условно в том смысле, что четко разграничить каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности.

 

2. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ

Методология управления, менеджмента - это логическая схема управленческой деятельности, предполагающая взаимосвязанное понимание целей, ориентиров, а также средств и способов их достижения. Это еще и умение видеть, распознавать, понимать, оценивать и учитывать зависимости, которые и раскрывают содержание проблем, и подсказывают пути их решения [5].

Выделяются несколько уровней методологии:

  • философская методология (совпадает с гносеологией);
  • общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках;
  • специально-научная методология, т. е. методология конкретных наук, в данном случае - теории управления;
  • методика и техника научного исследования.

Соотношение теории и методологии можно выразить так: теория отвечает на вопрос: что необходимо делать, а методология - как необходимо делать. Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности.

Выделяют следующие компоненты, характеризующие содержание методологии управления:

1. Подход - наиболее принципиальный компонент методологии, определяющий выбор и использование остальных ее компонентов.

Разновидности подходов в управлении: системный подход; программно-целевой подход; проектный подход; маркетинговый подход, ориентированный на потребителя; кибернетический; информационный; гуманистический подход; интеграционный; сетевой подход.

Среди подходов в управлении особо выделяется системный подход. Основные требования к использованию системного подхода:

  • выделение той или иной системы из окружающего мира и определение взаимосвязи между ней и средой;
  • определение составных элементов системы;
  • рассмотрение отношений между элементами и определенной структурой системы;
  • анализ функций элементов по отношению к системе;
  • выявление системообразующих связей;
  • определение механизма функционирования системы.

Так же следует выделить такие подходы, как бихевиористский, ситуационный, количественный, деятельностный.

Бихевиоризм представляет собой прагматический подход к изучению организационно-экономического поведения людей. Бихевиоризм не занимается поиском причинно-следственной зависимости поведения, он лишь фиксирует обнаруженные эмпирические связи между определенными «стимулами» и «реакциями» работников в производственной обстановке, отбирая в этих связях наиболее функциональные, быстро переводимые на язык практических предложений и рекомендаций.

Ситуационный подход есть способ решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации. Разработан около 50 лет назад в США Гарвардской школой бизнеса. Считается, что ситуация – это конкретный набор обстоятельств, влияющий на процесс управления в данный момент.

Количественный подход в теории управления основан на применении математических методов к исследованию операций в организации и деятельности руководителя. Он также сводится к формированию моделей поведения. Этот подход не получил широкого применения в силу того, что не все руководители владеют методологией количественного анализа.

Процессный подход в управлении – рассмотрение его функционирования как серии непрерывных взаимосвязанных действий. Предложен около 90 лет назад административной школой управления, понимающей процесс управления как непрерывающееся исполнение управленческих функций.

Деятельностный подход включает в себя выявление цели, средств, процесса и результата действий руководителя. При этом, если основанием деятельностного подхода является сознательно формулируемая цель, то основание цели лежит вне деятельности руководителя - в сфере мотивов, идеалов, интересов и ценностей работников.

2. Парадигма – ключевая идея, лежащая в основе построения концепции. Парадигмой управления является акцентирование отдельных свойств и элементов, это система понятий, отражающая осмысление существенных черт действительности, которые господствуют в течение определенного исторического периода. Можно говорить о парадигме управленческого рационализма Тейлора, парадигме человеческого фактора и т.д.

3. Приоритеты (от лат. prior - первый, старший), как правило, характеризуют в управлении акцент на те или иные сферы, с которыми могут быть соотнесены результаты управляемой деятельности - сферы экономики, социальной жизни.

Приоритеты могут означать последовательность решения проблем во времени, сосредоточение внимания и ресурсов на тех или иных объектах управления, благополучие и преобразование которых может быть наиболее существенным для функционирования и перспективного развития управляемой системы в целом, например, приоритет личности работника или вообще гражданина, приоритет общественных интересов или даже приоритет сохранения и увеличения аппарата управления.

Информация о работе Сущность и функции управления социально-экономическими процессами