Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:42, контрольная работа
Предмет науки управления составляют управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, находящие выражение в воздействии на общество или на его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Предметом науки управления являются также технологии и методы управления и тенденции развития практики управления.
1.
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ ……………………..….........
3
2.
МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ …………..
8
3.
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ ………………………………………………………………....
12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...
16
4. Ориентиры - в управлении определяются в тех или иных сферах (прежде всего приоритетных) как хорошо воспринимаемые (качественно определенные и количественно измеряемые) объекты, позволяющие определиться относительно цели деятельности, и могут быть квалифицированы по степени соотнесения с перспективой, т.е. прежде всего как стратегические или оперативные. Соответственно речь идет о стратегическом управлении, управлении функционированием или развитием, о решении текущих или перспективных задач.
5. Критерий – это мерило оценки. Критерии в управлении – наиболее существенные показатели, позволяющие оценить аспекты управленческой деятельности, качество управления.
6. Альтернативы (одно из двух) – представляют собой возможные (обычно взаимоисключающие, противопоставленные друг другу) варианты будущих ситуаций, роли, целей и действий организации, механизмов и процедур управления. Управление может иметь статус авторитетной профессиональной деятельности, только если перед управляющим существуют альтернативы, он видит их и профессионально осуществляет их выбор. Противоположность этому - управление по инструкциям, как строгое однозначное выполнение, трансляция "вниз" приказов вышестоящего начальства и т.п. В выбор решения закладываются критерии.
7. Процедуры выбора - это методики и технологии оценки альтернатив. Методология подсказывает (в том числе на базе применяемых подходов, критериев и т.п.), какие именно процедуры целесообразно задействовать. Здесь могут использоваться как логические, математические, так и интуитивные процедуры, привлекаться внутриорганизационные или внешние, в том числе независимые эксперты. Выделяются балльная процедура, ранжирование и др.
8. Средства управления - это его инструменты, рычаги. В любом случае это так или иначе оформленные, конкретизированные (условно говоря, материализованные) аспекты, компоненты функций управления, предполагающие использование конкретных методов управления.
9. Ограничения – средства государственной защиты интересов национальных товаропроизводителей и потребителей, а также обеспечения государственных интересов и выполнения международных обязательств.
3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов [1].
Видовая структура государственной службы по органам, в которых она осуществляется, может быть представлена следующей классификацией: гражданская и ее подвиды; специализированная; правоохранительная, милитаризованная и ее подвиды — (военизированная и войсковая).
Государственным служащим присваиваются чины, классы, звания, ранги в соответствии с действующим законодательством в установленном порядке с учетом сфер и специфики государственной деятельности.
К государственным служащим предъявляются соответствующие квалификационные требования, поступление на государственную службу и ее прекращение осуществляется в соответствии с Конституцией и законодательными актами Республики Беларусь.
Управление в государственной службе – один из видов специального управления, который изучает специфику проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, отличающие управление в государственной службе от управления в других сферах.
Будучи одним из видов специального управления, управление в государственной службе распадается на ряд других более специфических видов управления. Так, например, в рамках управления в государственной службе можно выделить военное управление, управление чрезвычайными ситуациями, а также министерское управление, региональное и муниципальное управление и т.д.
Управление в государственной службе имеет много общего с управлением в коммерческой фирме. Независимо от природы организации в управлении ею проявляются общие закономерности и действуют общие механизмы. Управление в министерстве, областной администрации, торговой фирме, университете, Церкви и транснациональной корпорации имеет общие закономерности. Вместе с тем управление в государственной службе представляет собой один из видов специального управления, который изучает особенные черты, специфику проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, отличающие управление в государственной службе от управления в других сферах.
В частности, в процессе управления осуществляется ряд действий: постановка целей; определяются приоритеты; составляются планы и программы действий; закрепляются управленческие процедуры; формируется и развивается организационная структура.
В государственных организациях строятся мотивационные системы для персонала, отрабатываются процедуры приема на работу и продвижения по карьерной лестнице, утверждаются соответствующие процедуры контроля.
Управление в государственной службе реализуется через следующие основные функции: планирование; организацию; координацию; мотивацию; контроль.
Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия – в управленческих процедурах.
Особенности управления в государственной службе проявляются, прежде всего, в конкретных целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функции управления в государственной службе обладает соответствующей спецификой:
- планирование и прогноз в государственных учреждениях формируются в соответствии с целями, устанавливаемыми вышестоящими органами;
- организация государственной службы
имеет иерархическую структуру и соответствующие
ей управленческие процедуры. В связи
с этим в рамках государственной службы
формируется особенный административно-
- мотивация в государственной службе основывается не только на денежном вознаграждении, но и на престиже, возможности карьерного роста;
- контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляются вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и с помощью средств массовой информации и общественных организаций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации.
Специфика управления в государственной службе часто обозначается емкими терминами "администрирование" и "бюрократия". Эти термины обычно обозначают тяготение управления в государственной службе к автократической модели управления, в которой ключевыми характеристиками управления являются:
- следование инструкциям;
- разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет;
- концентрация власти и политической воли;
- ограничение свободы;
- административный контроль;
- авторитарный стиль управления.
Управление в любой сфере, в том числе и государственной службе, подвержено изменениям. Основной тенденцией изменений управления в государственной службе в настоящее время стало перенесение управленческих методов, технологий и приемов из коммерческой сферы в государственную.
С точки зрения управления стираются границы между коммерческими и некоммерческими организациями, так как большинство подходов и приемов успешного управления коммерческих организаций актуальны и для государственных организаций.
По мере развития альтернативных возможностей осуществления функций государственной службы, по мере приватизации и разгосударствления постепенно разрушается монополия государственных учреждений на предоставление определенных услуг населению. Особенно ярко это видно на примере сферы муниципальных услуг, все большее число которых переходит с государственной на частную основу; это относится и к эксплуатации жилого фонда, и к уборке мусора, и к строительству дорог, и к оказанию услуг связи.
Традиционная бюрократическая система управления начинает постепенно замещаться новой, в которой присутствуют элементы рыночных механизмов
Новая модель управления в государственной службе предусматривает постоянное обучение и повышение квалификации, тщательный отбор персонала, предоставление гарантий занятости.
Тенденции развития управления в последние годы: формирование временных рабочих групп; стратегическое планирование; делегирование полномочий; постепенный переход от традиционной административной модели управления, в которой узловым элементом было следование инструкциям, к новой модели управления, в которой системообразующим элементом является ориентация на достижение результата.
Информация о работе Сущность и функции управления социально-экономическими процессами