Сущность и особенности стратегического менеджмента, отличие от оперативного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:18, доклад

Описание работы

Понятие «менеджмент» широко известно не только специалистам в области управления. В самом общем смысле менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией.
Стратегический менеджмент является одним из направлений менеджмента, имеющим собственную специфику, инструментарий, методологические и методические основания.

Содержание работы

• Введение;
• Определения стратегического менеджмента
• Особенности стратегического менеджмента
• Отличия стратегического и оперативного менеджмента
• Заключение
• Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Сущность и особенности стратегического менеджмента, отличие от оперативного управления..doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Сущность  и особенности стратегического  менеджмента, отличие от оперативного управления.

 

План:

 

  • Введение;
  • Определения стратегического менеджмента
  • Особенности стратегического менеджмента
  • Отличия стратегического и оперативного менеджмента
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

 

Понятие «менеджмент» широко известно не только специалистам в области управления. В самом общем смысле менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией.

Стратегический менеджмент является одним из направлений менеджмента, имеющим собственную специфику, инструментарий, методологические и методические основания.

Стратегический менеджмент, как управленческая концепция, получил развитие в 50–70-е годы прошлого столетия. В современных условиях функционирование организации как открытой системы, предполагает необходимость такого управления, которое обеспечивает взаимодействие с внешней средой и выстраивает соответствующую этому систему поведения. Данная система и получила название стратегического управления деятельностью организации.

Стратегический менеджмент – разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.

Стратегия организации - взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам.

Формулировка стратегии, её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента  компании. Стратегия может быть оформлена в виде документа (стратегического плана), но может быть зафиксирована только на вербальном уровне, где она выражается в виде определенных принципов, ценностей, норм поведения, не представленных документально, но неукоснительно соблюдаемых всей организацией.

Цель данной работы: изучение, обобщение  и характеристика основных особенностей стратегического менеджмента.

Работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка литературы.

Общий объем работы 20 страниц.

 

1.Определения стратегического менеджмента

 

Понятие «стратегия» (от греческого strategos — «вести войска») имеет древнее происхождение, и первоначально использовалось исключительно в военной сфере. Сегодня стратегия — это один из необходимых атрибутов эффективного бизнеса. Как показывает практика, ни одна компания в условиях конкуренции не может успешно существовать без ее четкой формулировки.

Если же говорить об определении  понятия «стратегия» в стратегическом менеджменте, то можно предложить следующее: стратегия организации — это комплексный план управления, содержащий комбинацию методов организации бизнеса и ведения конкуренции, направленный на достижение организационных целей. А, в свою очередь, процесс управления разработкой и реализацией стратегии называется стратегическим менеджментом. Он реализуется посредством решения взаимосвязанных задач, представленных.

Определений стратегического менеджмента, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса, в научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов. Однако все они сводятся к одному из трех подходов:

анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения;

цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения;

деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии.

Рассмотрим более подробно их содержание.

1. Анализ окружения. Примером такого подхода может служить определение, предложенное А.Роувом с соавторами, согласно которому стратегический менеджмент является «процессом принятия решений, который объединяет внутренние организационные возможности с угрозами и благоприятными возможностями, предоставляемыми внешней средой». Подобным образом определяют стратегический менеджмент также и Д.Шендел и К.Хаттен, рассматривая его как «процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с этим окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». Этот подход тесно связан с методами стратегического планирования, привлекателен своей простотой в понимании последовательности действий менеджеров — разработчиков стратегии, а также ясными и относительно несложными методологическими установками. Однако при его использовании зачастую внутренние возможности организации остаются незадействованными, хотя во многих случаях они могли бы успешно нейтрализовать угрозы, исходящие из внешней среды.

2. Цели и средства. Такое понимание природы стратегического менеджмента представлено, например, в определении У.Глука и Л.Джауха, согласно которому стратегический менеджмент — это «направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии (или стратегий) для оказания содействия в достижении корпоративных целей». В данном случае использование слова «направление» в связи с теорией принятия решений показывает, что стратегический менеджмент ставит своей целью разработку серии решений разного уровня, между которыми существует взаимосвязь и которые организованы в соответствии с определенным образом полагаемой иерархией их важности для достижения организационных целей. К этому подходу можно отнести и определение А.Томпсона и А.Стрикленда, определяющих стратегический менеджмент как «план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей», а также Дж.Пирса и Р.Робертсона, представляющих стратегический менеджмент как «набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации».

3. Деятельностный подход. Он акцентирует внимание на последовательности действий для осуществления стратегического управления и поэтому объединяет два предшествующих. Так, например, Г.Джонсон и К.Скулз выделяют следующую последовательность действий стратегического менеджмента:

анализ текущего положения организации  в конкурентной среде;

выбор, который предполагает разработку и оценку альтернатив стратегического  направления деятельности организации;

имплементация — процесс реализации, осуществления выбранной стратегии.

Анализ в этой модели соответствует  подходу с позиций оценки организационного окружения, так как на этом этапе деятельность руководителей направлена на выяснение переменных среды, которые важны для разработки стратегии. Этап стратегического выбора соответствует логическому анализу ситуации при принятии решений. Здесь действия означают разработку средств для осуществления стратегии. Действия на этом этапе предполагают осуществление контроля, на основании которого определяются необходимые корректировки.

Предложенные к пониманию стратегического  менеджмента подходы допускают различные комбинации и добавления новых акцентов, позволяющие расширить всесторонность охвата в понятии этой сложной дисциплины. Так, например, О.С.Виханский в своем определении объединяет второй и третий подходы, подчеркивая значение человеческих ресурсов в стратегическом управлении: «Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе».

Таким образом, стратегический менеджмент можно охарактеризовать как процесс формирования руководством организации стратегического видения, постановки целей, выработки и реализации стратегии, а также своевременной корректировки видения целей, стратегии и ее реализации. Его функции:

1. Планирование - предполагает решения  о том, какими должны быть  цели фирмы и что должны  делать члены фирмы, чтобы их  достичь. 

2. Мотивация - выявление побудительных  мотивов с целью адресного  делегирования конкретного задания. 

3. Организация.

4. Контроль - измерение того, что  сделано, сравнение достигнутого  с ожидаемым результатом.

Основные преимущества, которые дает бизнесу (или любой организации) применение на практике стратегического менеджмента:

направленность всей организации на ключевой аспект стратегии;

ориентация менеджеров на необходимость  более четко реагировать на появляющиеся перемены, новые возможности и  потенциальные угрозы;

наличие четких критериев оценки менеджерами  всевозможных альтернатив вложения средств в те или иные проекты и развитие персонала (имеется в виду поиск стратегически обоснованных приоритетов распределения ограниченных ресурсов);

возможность добиться системного принятия решений на всех уровнях управления организацией.

При всей важности формальных определений, раскрыть суть стратегического менеджмента лучше всего удается через содержательное операционное определение, которое описывает стратегический менеджмент как структурированный определенным образом процесс действий для достижения некоторых, заранее определенных целей и опирающийся на известные методологические принципы.

Более глубокое понимание природы  и целей стратегического менеджмента  можно получить при сравнении  его с оперативным менеджментом, что мы рассмотрим в следующей  главе.

 

2. Особенности стратегического менеджмента

 

Стратегическое управление – это процесс поэтапной постановки стратегических целей, выработки стратегии, организации ее реализации и коррекции. Составляющими стратегического управления являются — стратегическое планирование, стратегический маркетинг, стратегический контроллинг. Цикл стратегического менеджмента состоит из этапов (пример, на рис.2):

определение бизнеса и миссии предприятия;

представление о роли предприятия;

разработка его долгосрочных и краткосрочных целей;

разработка стратегии предприятия;

реализация стратегии.

Видение — концепция развития организации, разрабатываемая ее собственниками (акционерами) на максимальный стратегический горизонт (10-15 лет). Формируя Видение, собственники отвечают на важнейшие, для выработки стратегии, вопросы:

— каковы важнейшие ценности и  деловые принципы компании?

— кто клиент компании, и какие  ценности мы ему предлагаем?

— каков желаемый масштаб бизнеса, его структура и территориальная  локализация?

— какова модель создания добавленной стоимости в компании?

— каковы факторы стратегического контроля?

Главной из основных функций менеджмента является функция прогнозирования и планирования. Рассмотрим следующие составляющие этой функции на конкретных примерах. Процесс начинается с определения миссии и роли предприятия.

Миссия - это основное предназначение предприятия, четко выраженная причина его существования, на основе которой разрабатывается дерево целей предприятия. Концепция организации миссии отражает существующие на рынке возможности удовлетворения конкретных потребностей, поставляя данный вид продукции для данной категории потребителей в условиях конкурентной борьбы.

При планировании, очевидно, надо исходить из того, для чего предназначена  фирма, в чем состоит ее «миссия» в мире бизнеса. Например, миссия фирмы «Московский государственный институт электроники и математики» - готовить студентов и аспирантов в традициях русской системы образования (по соответствующим специальностям).

В наиболее общих терминах стратегический менеджмент - средство обеспечения выполнения фирмой своей миссии. Целеполагание - самый трудный и ответственный этап планирования. Сформулировать миссию фирмы - наиболее важное решение для ее основателей и высших менеджеров. Изменение миссии фактически означает закрытие прежней фирмы и открытие на ее месте новой, пусть даже под тем же названием. Миссия - стержень фирмы, наиболее устойчивая часть ее организма.

Стратегические цели - это система взаимосвязанных долгосрочных задач и соответствующих показателей по их достижению.

Конкретизацией миссии фирмы являются ее стратегические цели, т.е. цели на долгосрочный период, скажем, на 10 лет. Так, для фирмы  «Московский государственный институт электроники и математики» стратегическими  целями могут являться:

повышение высокого научного уровня преподавательского состава (а для этого развитие научных исследований в вузе на мировом уровне), овладения им современными технологиями преподавания, снабженными методическими материалами на бумажных и электронных носителях;

организация набора хорошо подготовленных абитуриентов, способных овладеть специальностями, преподаваемыми в институте, на уровне, который дает выпускникам необходимую конкурентоспособность на рынке труда;

создание и поддержание материально-технической  базы, необходимой для осуществления высококачественного учебного процесса;

обеспечение необходимого контроля за качеством работы преподавателей и  студентов, и др.

Задачи. Следующим уровнем конкретизации являются задачи, которые должны быть решены для достижения той или иной стратегической цели. Например, для фирмы «Московский государственный институт электроники и математики» задачами могут являться:

Информация о работе Сущность и особенности стратегического менеджмента, отличие от оперативного управления