Сущность и особенности стратегического управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 01:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение стратегического управления, сфор-мировать определенное видение управления, выработать определенное расположение по отношению к управлению.
Задачи исследования состоят в рассмотрении таких вопросов:
1. как понимать стратегическое управление;
2. каковы сущность и особенности стратегического управления;
3. что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………...3
ГДАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность стратегического управления………………………………………..5
1.2 Особенности стратегического управления…………………………………….8
1.3 Система стратегического управления………………………………………...10
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРЕВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
2.1 Анализ внешней среды предприятия………………………………………….12
2.2 Анализ внутренней среды предприятия………………………………………16
2.3 Определение миссии цели предприятия……………………………………...18
2.4 Разработка, выбор и реализация стратегии предприятия……………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.84 Кб (Скачать файл)

Временной фактор должен обязательно  приниматься во внимание при всех случаях выбора стратегии. Связано  это с тем, что и возможности, и угрозы для фирмы, и планируемые  изменения всегда имеют определенные временные границы. При этом важно  учитывать и календарное время, и временную продолжительность интервалов осуществления конкретных действий по реализации стратегии.

Фирма не в любой момент и не в любые календарные сроки  может осуществлять стратегию, а только в те моменты и в те сроки, в которые появляется возможность для осуществления стратегии.

Оценка выбранной стратегии  в основном осуществляется в виде анализа правильности и достаточности  учета при выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности  осуществления стратегии. Вся процедура  оценки выбранной стратегии, в конечном счете, подчинена одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей. И это является основным критерием оценки выбранной стратегии. Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям12.

Соответствие выбранной  стратегии состоянию и требованиям  окружения. Проверяется то, насколько  стратегия увязана с требованиями со стороны основных субъектов окружения, в какой степени учтены факторы динамики рынка и динамики развития жизненного цикла продукта, приведет ли реализация стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ и т.п.

Соответствие выбранной  стратегии потенциалу и возможностям фирмы. В данном случае оценивается  то, насколько выбранная стратегия  увязана с другими стратегиями, соответствует ли стратегия возможностям персонала, позволяет ли существующая структура успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации стратегии во времени и т.п.

Приемлемость риска, заложенного  в стратегии. Оценка оправданности  риска проводится по трем направлениям: реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии; к каким негативным последствиям для фирмы может привести провал стратегии; оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.

Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Решающая роль принадлежит высшему руководству. Его деятельность на стадии реализации стратегии может быть представлена в виде пяти последовательных этапов.

Первый этап: углубленное  изучение состояния среды, целей  и разработанных стратегий. На данном этапе решаются следующие основные задачи:

  • уяснение сущности выдвинутых целей, выработанных стратегией, их корректности и соответствия друг другу, а также состоянию среды;
  • доведение идей стратегического плана и смысла целей до сотрудников предприятия с целью подготовки условий для их вовлечения в процесс реализации стратегий.

Второй этап: разработка комплекса решений по эффективному использованию имеющихся у предприятия ресурсов. На этом этапе проводится оценка ресурсов, их распределение и приведение в соответствие с реализуемыми стратегиями. Для этого составляются специальные программы, выполнение которых должно способствовать развитию ресурсов. Например, это могут быть программы повышения квалификаций сотрудников.

На третьем этапе высшее руководство принимает решения  о внесении изменений в действующую организационную структуру.

Четвертый этап состоит в  проведении тех необходимых изменений  на предприятии, без которых невозможно приступить к реализации стратегии. Для этого составляется сценарий возможного сопротивления изменениям, разрабатываются мероприятия по устранению или уменьшению до минимума реального сопротивления и закреплению проведенных изменений.

Пятый этап: корректировка  стратегического плана в том  случае, если этого настоятельно требуют  вновь возникшие обстоятельства.

Результаты реализации стратегии  оцениваются, и с помощью системы  обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Возрастание динамизма изменений  в окружении фирмы, усиление конкуренции, увеличение угроз и возможностей для осуществления бизнеса, глобализация и интернационализация экономических процессов и ряд других факторов обусловили переход к стратегическому управлению. Стратегическое управление, осуществляемое высшим руководством организации, предполагает установление динамического взаимодействия организации с внешним окружением с целью поиска и использования возможностей, позволяющих организации выжить в долгосрочной перспективе в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Средствами осуществления стратегического  управления являются стратегии поведения фирмы. Стратегии формируются исходя из миссии и целей организации, на основе анализа окружения, потенциала фирмы, динамики жизни продукта и ряда других факторов. Определение и выбор стратегии представляет собой сложный многошаговый процесс, использующий в качестве одного из основных инструментов анализ портфеля продукции. Выполнение стратегии предполагает создание условий для ее реализации. 

Для осуществления выбранной стратегии  организация должна провести необходимые изменения. Двумя основными сферами стратегических изменений в организации являются проведение изменений организационной структуры фирмы и ее организационной культуры.

В данной научной работе была сделана попытка провести исследование одного из направлений стратегического  менеджмента как стратегическое направление. Автор воспользовался работами российских и зарубежных специалистов в области научного управления. Эта работа даёт возможность:

  • определить приоритеты в дальнейшем изучении стратегического менеджмента;
  • постичь всю глубину науки управления;

В ходе работы ответив на главные  вопросы (как понимать стратегическое управление; каковы его сущность и  содержание; что такое стратегия  фирмы и как она вырабатывается) автор пришёл к выводу, что:

  • стратегическое управление является следствием миссии организации;
  • стратегия организации вырабатывается на основе детального анализа внутренней структуры и внешнего окружения;
  • стратегия является основой деятельности организации;
  • в рамках стратегии определяют приоритеты развития предприятия;
  • в рамках стратегии определяют  основные направления деятельности

предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия.-СПб.: Питер,1999.-113с.
  2. Ансофф И Стратегическое управление.-М.: Экономика, 2000.-18с.
  3. Белковский А.Н. Конкурентная стратегия и Россия (точка зрения Майкла Портера) // Менеджмент в России и за рубежом.-2004.-№5.-8с.
  4. Вергилес Э.В. Стратегическое управление организацией:. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003.-17с.
  5. Виханский О.С. Стратегическое управление.-М.:Гардарики, 2003.-24с.
  6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.-М.:Гардарики, 2003.-236с.
  7. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент.

М.:экономистъ,2004.-116с.

  1. Кургин Е.А. Граница ценности и стратегический выбор компании // Менеджмент в России и за рубежом.-2004.-№1.-С.3-14
  2. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент-Москва Новосибирск: ИНФРА-М-Сибирское соглашение,1999.-267с.
  3. Попов С.А. Стратегическое управление:17-модульная программа для менеджмента №Управление развитием организации». Модуль 4. М.: инфра-м, 2000.-304с.
  4. Трифилова А.А. Методологические основы интеграции стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом.-2004.-№2.-С.3-8

1 Вергилес Э.В. Стратегическое управление организацией:. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003.-17с.

2 Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2003.- 296 с.

3 Ансофф И. Стратегический менеджмент [Текст]: Классическое издание. / Пер. с англ. под ред. Петрова А.Н.-СПБ.: Питер, 2009. - 344 с.

4 Попов С.А. Стратегическое управление:17-модульная программа для менеджмента №Управление развитием организации». Модуль 4.-М.:ИНФРА-М, 2000.-304с.

5 Белковский А.Н. Конкурентная стратегия и Россия (точка зрения Майкла Портера) // Менеджмент в России и за рубежом.-2004.-№5.-С.3

6 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия-СПб.:Питер,1999.-113с.

7 Трифилова А.А. Методологические основы интеграции стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом.-2004.-№2.-С.3

8 Трифилова А.А. Методологические основы интеграции стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом.-2004.-№2.-С.3

9 Виханский О.С. Стратегическое управление-М.:Гардарики,2003.-24

10 Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент-Москва Новосибирск: ИНФРА-М-Сибирское соглашение,1999.-267с.

11 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.-М.:Гардарики,2003.-236с.

12 Белковский А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний (точка зрения Майкла Портера) // Менеджмент в России и за рубежом.-2004.-№4.-С.3


Информация о работе Сущность и особенности стратегического управления предприятием