Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 20:39, курсовая работа
Целью данной работы является выбор стратегии для ООО «Директ Стар», а также возможность познакомиться и разобраться в столь непростой, но очень интересной и актуальной на сегодняшней день сфере менеджмента как стратегическое управление.
Задачи данной курсовой работы состоят в рассмотрении таких вопросов, как:
• как понимать стратегическое управление;
• каковы его сущность и содержание;
• что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается.
Введение.
В условиях рыночной экономики
невозможно добиться стабильности, успешного
функционирования предприятия без
четкого и эффективного планирования
деятельности организации, постоянного
сбора и аккумуляции информации
как о состоянии целевых
Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегических решений, направленных на долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование компании на изменения внешней среды. Такие изменения могут повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотра целей и корректировку общего направления развития. Соответственно, стратегическое управление — это сочетание двух взаимодополняющих подсистем: стратегического планирования и оперативного управления в реальном масштабе времени[1,113]. Стратегическое управление включает в себя действия, связанные с реализацией стратегии, а также с оценкой и контролем. Реализация стратегии — это ключевая часть стратегического управления, так как при отсутствии механизма реализации стратегия остается лишь фантазией. В структуре стратегического управления в связи с увеличением неопределенности внешней среды и трудностями заблаговременного выявления сигналов об изменениях необходимо использовать как можно более чувствительные средства наблюдения за внешней средой. Реакция на изменения внешней среды должна быть быстрой и в то же время рассчитанной на долговременную перспективу. "Долговременная" реакция закладывается в стратегические планы, оперативная — разворачивается в реальном масштабе времени.
Процесс стратегического управления непрерывен и представляет собой замкнутый цикл. Анализ, оценка результатов деятельности и внесение корректив — одновременно конец и начало цикла стратегического управления.
В условиях жесткой конкурентной
борьбы и быстро меняющейся ситуации
фирмы должны не только концентрировать
внимание на внутреннем состоянии дел,
но и вырабатывать долгосрочную стратегию
поведения, которая позволяла бы
им поспевать за изменениями, происходящими
в их окружении. В прошлом многие
фирмы могли успешно
Не существует стратегии,
единой для всех компаний, так же,
как и не существует единого универсального
стратегического управления. Каждая
фирма уникальна в своем роде,
поэтому и процесс выработки
стратегии для каждой фирмы уникален,
так как он зависит от позиции
фирмы на рынке, динамики её развития,
её потенциала, поведения конкурентов,
характеристик производимого ею
товара или оказываемых ею услуг,
состояния экономики, культурной среды
и ещё многих факторов. В то же
время есть некоторые основополагающие
моменты, которые позволяют говорить
о некоторых обобщенных принципах
выработки стратегии поведения
и осуществления
Актуальность темы «Сущность и особенности стратегического управления фирмой» бесспорно велика. Это сравнительно молодое, перспективное и необходимое в бизнесе направление, имеющее большое значение и активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов организации в условиях рынка. Это направление, постепенно вводимое в России, получило признание во всём деловом мире. Изучая стратегическое управление, менеджеры смогут качественнее работать в условиях рынка, правильно оце6нивать ситуацию и предпринимать необходимые для предприятия шаги.
Целью данной работы является выбор стратегии для ООО «Директ Стар», а также возможность познакомиться и разобраться в столь непростой, но очень интересной и актуальной на сегодняшней день сфере менеджмента как стратегическое управление.
Задачи данной курсовой работы состоят в рассмотрении таких вопросов, как:
Степень изученности такой сферы менеджмента, как стратегическое управление несомненно велика, но есть все основания полагать, что её развитие будет продолжаться и дальше, поскольку бизнес не стоит на одном месте, а взлётов и падений избежать не удастся.
Термин «стратегическое управление» был введён в обиход на стыке 60-70-х гг. ХХ века для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нём изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой[6,24].
Стратегическое управление-
Анализ специальной литературы
убеждает в том, что в настоящее
время отсутствует единое определение
понятия стратегического
Существует целый ряд
определений стратегического
И.Ансофф в работе «Стратегическое
управление» так определил
1.2 Процессы стратегического управления.
Процесс стратегического управления состоит из шести элементов. Сущность первого элемента заключается в анализе. Компания собирает внешнюю и внутреннюю информацию (в том числе и неструктурированную), анализирует свое состояние, оценивает рентабельность на основе консолидированной и детальной финансовой информации. Кроме того, анализируется рынок (его потребности и ожидания), конкуренты и перспективы роста, риски и благоприятные возможности, прогнозы и ожидания финансовых аналитиков. Внутренние возможности сопоставляются с ожиданиями рынка; проводится разработка сценариев развития (ситуационный анализ), анализ причин и последствий перемен.
Второй элемент связан
с формулированием стратегии. Здесь
определяются миссия компании, ее стратегические
цели, ключевые факторы успеха и
ключевые показатели деятельности, разрабатываются
стратегические планы, определяются стратегические
инициативы, моделируются сценарии стратегического
развития, выявляются факторы, влияющие
на рост компании. В зависимости
от результатов моделирования и
принятых сценариев стратегического
развития разрабатываются бизнес-планы,
стратегия детализируется на уровне
подразделений. К этому же этапу
относятся моделирование
Третий элемент — передача стратегии в подразделения. Он включает разработку и реализацию программы доведения стратегии до исполнителей, обучение персонала, который будет реализовывать эту стратегию. Необходимо обеспечить информированность всех работников, определить ответственных лиц и наладить их обратную связь с подразделениями, сформулировать персональные цели, определить соответствующие бонусы и поощрения. Кроме того, этот этап включает распределение финансовых ресурсов, составление бюджетов и бизнес-планов, связанных с реализацией стратегии.
Собственно реализация стратегии составляет четвертый элемент. Здесь необходимо обеспечить выполнение оптимизированных процессов, воплотить намеченные инициативы и стратегические проекты.
Пятый элемент цикла —
мониторинг деятельности и использование
обратной связи с операционными
подсистемами. Здесь осуществляются
оценка степени достижения целей
и детальный анализ деятельности.
Механизм обратной связи включает мероприятия,
обеспечивающие обмен опытом, управление
знаниями, регулярное отслеживание продвижения
инициатив. Оценка реализации стратегии
должна сопровождаться непрерывным
взаимодействием с акционерами,
владельцами и другими
Шестой элемент — принятие корректирующих мер. Механизм обратной связи предполагает модификацию бизнес-планов и бюджетов, внесение поправок в операционную деятельность [5,3-10].
Цель анализа стратегических
факторов — выявление сильных
и слабых сторон компании, угроз
и изменений внешней среды (это
так называемый SWOT-анализ, дающий беспристрастную
и краткую характеристику компании).
Далее необходимо определить ориентиры
развития: к чему стремиться, какие
цели ставить? Для этого на основании
оценки стратегических факторов определяются
миссия и долгосрочные цели компании.
Миссия — главная цель, выражающая
философию и смысл
Эффективная стратегия должна основываться на трех составляющих, которые являются результатом стратегического анализа. Это следующее:
Второй этап стратегического менеджмента — формирование альтернативных направлений развития предприятия, их оценка и выбор наилучшей стратегии для реализации. При этом используется специальный инструментарий менеджмента, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ продукции.
Далее внимание стратегического
менеджмента переключается на процесс
реализации стратегии, через разработку
программ, бюджетов и процедур, которые
можно рассматривать как
Наконец, результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи, служащей для контроля деятельности компании, проводится корректировка избранного курса, основанная на дополнительном анализе внешней среды. Кроме того, со временем стратегия может меняться, поэтому необходимы мониторинг (контроль) и ежегодная корректировка стратегических решений и планов.
Определение правильной стратегии создает только предпосылки для получения преимуществ на рынке. Сегодня, в эпоху информатизации, конкурентные преимущества не могут строиться на сокрытия стратегии от конкурентов (хотя бы потому, что ее необходимо обсуждать с акционерами и владельцами). Для компании более важно ускорить реализацию принятой стратегии. Те компании, которые способны быстро и более достоверно разработать свою стратегию, оказываются впереди конкурентов. Задачи ускоренной реализации стратегии и достижения стратегического успеха требуют концентрации усилий на организационных аспектах реализации и новом подходе к процессам управления.
Руководители верхнего звена должны быстро доводить стратегию до всего персонала таким образом, чтобы все сотрудники понимали, как новая стратегия воздействует на их ежедневную работу и как они могут содействовать ее успешной реализации. Для этого служат персональные цели и стимулы по всей организационной структуре компании, которые должны быть приведены в соответствие со стратегией.
Информация о работе Сущность и особенности стратегического управления фирмой