Сущность и содержание основных принципов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 03:02, контрольная работа

Описание работы

Деятельность любой организации, как в период кризиса, так и после него требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.

Содержание работы

1. Сущность и значение управления. Управление и менеджмент
1.1. Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы)
1.2. Модель управления
1.3. Природа управления. Цели и задачи менеджмента
1.4. Виды менеджмента
Список литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент_Контрольная_Ира_23.11.docx

— 69.34 Кб (Скачать файл)
 

 
Содержание

  1. Сущность и значение управления. Управление и менеджмент
    1. Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции,     законы и закономерности, виды, методы, принципы)
    2. Модель управления
    3. Природа управления. Цели и задачи менеджмента
    4. Виды менеджмента

Список литературы 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.   Сущность и значение  управления. Управление  и менеджмент
 

       Последнее десятилетие XX века было для Украины весьма трагичным. Системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности украинского общества. Одна из главных причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения.

       Деятельность  любой организации, как в период кризиса, так и после него требует  управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней  со стороны других организаций и  в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны  интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.

       В условиях рыночных отношений меняются взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному  риску.

       Особенностью  современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

       Управление  есть элемент и одновременно функция  организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических  и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.

       Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

       Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку  необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение  управляющих воздействий.

       Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).

       Если управление - это воздействие, значит существуют:

  • среда (система управления);
  • средства (механизм управления);
  • действия (процесс управления).

       Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются  различия. Рассмотрим, в чем состоят  эти различия.

       "Менеджмент" - английское слово, в переводе  оно означает "управление". Тем  не менее в русском языке слова "управление" и "менеджмент" употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: "Я осуществляю менеджмент автомобиля". Мы говорим: "Я управляю автомобилем". Мы не говорим: "Они осуществляют менеджмент выплавки стали". Мы говорим: "Они управляют выплавкой стали".

       Слово "менеджмент" обычно употребляется  по отношению к людям, коллективам  и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в  формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.

       В соответствии с установившейся традицией  мировой литературы в области  управления, менеджменту дается широкая  трактовка в фундаментальном  Оксфордском словаре английского  языка.

       Менеджмент - это:

  1. способ, манера общения с людьми;
  2. власть и искусство управления;
  3. особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;
  4. орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.

       Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

       В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как  управление производством и как  совокупность принципов, методов, средств  и форм управления производством, с  целью повышения его эффективности  и прибыльности.

       Менеджмент  можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван  рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых  в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей.

       Кроме того, менеджмент -

  • это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;
  • это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;
  • это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.

       По  мнению Короткова Э.М., менеджмент - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление, по его мнению - это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.

       Наиболее  распространенные подходы к определению  сущности менеджмента определены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Подходы к определению сущности менеджмента

 

       Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. 

    1.   Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции,     законы и закономерности, виды, методы, принципы)

 

       Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.

       Основные  категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.

       Объектом  управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

       Субъекты  управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).

       Характеристику  объектов менеджмента проводят с  позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней  объекта/22/.

       При этом различают следующие виды объекта  управления:

  • операция;
  • проект;
  • система.

       Функциональные  области деятельности объекта:

  • маркетинг;
  • производство;
  • финансы;
  • кадры;
  • НИОКР.

       Уровни  объекта управления:

  • рабочее место;
  • участок;
  • цех;
  • производство;
  • предприятие;
  • объединение.

       По  признаку содержания различают менеджмент:

  1. нормативный - предусматривающий разработку и реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурсной нише рынка и формирование общих стратегических намерений;
  2. стратегический - предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией;
  3. оперативный менеджмент - предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

       Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления (рисунок 2).

 

Рисунок 2 - Место категории "функции управления" в управленческом процессе

 

       Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся  однородностью целей, действий или  объектов их приложения.

       Классификация функций управления представлена в  таблице 1.

 

       Таблица 1- Классификация  функций управления
 Критерий  классификации  Состав функций  управления
 1 Содержание управленческой деятельности  Прогнозирование и планирование
 Организация
 Активизация (мотивация, стимулирование)
 Контроль
 Координация
 Регулирование
 Исследование
 2 Организационная роль функции  Функции интеграции (объединения)
 Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации)
 3 Направление деятельности  Интрафункции
 Инфрафункции (направленность на внешнюю среду)
 4 Сферы развития объекта управления  Управление  экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.)
 Управление  социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера  и пр.)
 Управление  организационными процессами (изменения  в организации, перераспределение  обязанностей и др.
 Управление  технологическими процессами (использование  техники, новые технологии и пр.)
 5 Этапы производственного процесса  Управление  подготовкой производства
 Управление  процессом производства
 Управление  обеспечением производства
 Управление  процессами реализации продукции
 6 Тип  производства  Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства
 7 Масштаб времени  Стратегическое  управление
 Текущее (тактическое) управление
 Оперативное управление
 8 Этапность процесса управления  Целеполагание
 Определение ситуации
 Определение проблемы
 Решение
 9 Основные факторы производственного  процесса  Управление  продуктом
 Управление  персоналом
 Управление  информацией

Информация о работе Сущность и содержание основных принципов управления