Сущность и содержание основных принципов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 03:02, контрольная работа

Описание работы

Деятельность любой организации, как в период кризиса, так и после него требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.

Содержание работы

1. Сущность и значение управления. Управление и менеджмент
1.1. Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы)
1.2. Модель управления
1.3. Природа управления. Цели и задачи менеджмента
1.4. Виды менеджмента
Список литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент_Контрольная_Ира_23.11.docx

— 69.34 Кб (Скачать файл)

 

       В основе менеджмента лежит система  экономических законов, закономерностей  управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный  характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.

       Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

       Каждый  руководитель должен знать и постоянно  осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов  природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов  и согласование своих действий с  проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном  случае его ожидает неудача или  крах.

       Различают общие и специфические законы управления.

       К общим законам управления относятся:

  • закон специализации управления;
  • закон интеграции управления;
  • закон экономии времени;

       Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.

       Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения  другой.

       На  данном уровне развития теории среди  законов управления можно выделить:

  • закон единства и целостности системы управления;
  • закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
  • закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;
  • закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;
  • закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.

       Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.

       Законы  и закономерности устанавливают  общие, существенные и необходимые  связи между изучаемыми явлениями.

       Все закономерности управления можно разделить  на две группы. К первой относятся  закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй - закономерности менеджмента.

       К закономерностям управления относятся:

  • единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);
  • пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);
  • централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));
  • соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).

       Исходя  из функционального деления работы по управлению, выделяют следующие  виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика и т.д.

       Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.

       Методы  управления: административные, экономические, социально-психологические.

       Принципы  управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

       Автором первых принципов управления был  А.Файоль. Содержание этих принципов представлены в таблице 2.

 

       Таблица 2 - Принципы управления по А.Файолю
 Принцип  Содержание  принципа
 1 Разделение  труда  Специализация работ для эффективного использования труда работающего
 2 Полномочия  и ответственность  Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность  за выполнение работы
 3 Дисциплина  Выполнение  условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций  к нарушителям дисциплины
 4 Единоначалие  Получение распоряжений и отчет только перед одним  непосредственным начальником
 5 Единство  действий  Объединение действий с одинаковой целью в  группы и работа по единому плану
 6 Подчиненность  личных интересов  Преимущество  интересов организации перед  индивидуальными интересами
 7 Вознаграждение  Получение работниками  справедливого вознаграждения за работу
 8 Централизация  Достижение  лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией
 9 Скалярная  цепь  Передача  распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную  цепь команд ("цепь начальников")
 10 Порядок  Рабочее место  для каждого работника и каждый работник на своем месте
 11 Справедливость  Справедливое  проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи
 12 Стабильность персонала  Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу
 13 Инициатива  Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ
 14 Корпоративный дух  Гармония  интересов персонала и организации (в единении-сила")

 

       Концепция менеджмента по Э.М. Короткову  основывается на следующих принципах:

       а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств  ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;

       б) принцип генетической определенности, который требует при решении  любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и  последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что  же дальше?";

       в) принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды, как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы - и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа;

       г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов;

       д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом матрешки". В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь -очень важная проблема в методологии практического управления;

       е) принцип разделения системообразующих и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов;

       ж) принцип соотносительности. Его  содержание заключается в том, что  для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов  и частей. Это соотношение может  меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных  соотношений, соотношений технических  средств, видов информации, затрат времени  и пр.;

       и) принцип коммуникативности заключается в том, что объект управления - социально-экономическая система существует благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах их совместной деятельности определяет функционирование и развитие системы.

       Принципы  системного подхода должны занимать центральное место в методологии  управления, служить связующим звеном методологии и организации управления.

 
1.2. Модель  управления
 

       Модель - продукт моделирования, то есть процесса, в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет).

       В зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок  и задач, которыми руководствуется  автор (создатель), модель управления и  экономические модели также могут  совершенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать  оригиналу и отражать авторскую  точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении  ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она  отражает и объясняет реально  происходящие явления.

       Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

       Выделяют  следующие основные модели управления:

  • по виду преобладающей собственности на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная;
  • по степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либеральная), рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного управления с элементами рынка (плановая);
  • по характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая;
  • по критерию "встроенности" человека в систему производительных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;
  • по территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская;
  • по принадлежности к соответствующим школам менеджмента: школа научного менеджмента, школа рациональной бюрократии, административная школа, "классическая школа", школа НОТ, школа "человеческих отношений", мотивационная школа, школа "организационного поведения;
  • по роли и месту человека в системе управления: модель Д.Макгрегора, модель У.Оучи;
  • по отдельным управленческим признакам: модель 7С "Счастливый атом", модель управления по результатам, ситуационная модель;
  • по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная, вероятности, развития).

       Модель, отвечающая традициям и культуре должна органически сочетать в себе основы национального опыта с передовой управленческой теорией и практикой, выработанных и испытанных при решении аналогичных социально-экономических задач в передовых странах мира. Слепое копирование - и опасно, и неэффективно.

 

    1. Природа управления. Цели и  задачи менеджмента
 

       Практика  управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно  очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячилетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления.

Информация о работе Сущность и содержание основных принципов управления