Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 21:54, контрольная работа
Описание работы
В условиях профессиональной деятельности, как правило, мы имеем дело с трудовым коллективом. В коллективе складывается определенная система различных деловых и личных взаимоотношений, которые основаны на взаимном доверии и уважении людей, открытости, порядочности и т.п. Трудовой коллектив способен создавать для каждого сотрудника возможность развиваться как творческой личности.
Содержание работы
Введение.........................................................................................................3 Адаптация в трудовом коллективе ……………………….............………….......4 1.1 Сущность и структура трудовой адаптации..........................................4 1.2 Факторы трудовой адаптации................................................................7 1.3 Этапы трудовой адаптации. ..................................................................8 1.4 Управление трудовой адаптацией.......................................................12 Заключение....................................................................................................19 Список использованной литературы..........................................................22
- Активная адаптация предполагает,
что индивид сам стремится воздействовать
на среду с тем, чтобы изменить ее.
- Пассивная адаптация - индивид
не стремится к такому воздействию и изменению.
- Прогрессивные результаты адаптации
предполагают после завершения периода
ознакомления с организацией повышение
производительности труда, уровня дисциплины
и эффективные социальные коммуникации.
- Регрессивные результаты адаптации
возникают в случае пассивной адаптации
к среде с отрицательным содержанием.
Таким образом, из приложения
2 видно, что сложность, многоаспектность
и разнонаправленность процесса врабатываемости
нового работника в специфические организационные
условия требует от руководства компании
реализации эффективной политики управления
данным процессом и непрерывного мониторинга
его хода и результатов.
Рассмотрим основные этапы
адаптации нового работника Трофимов
Н.Г. Методы и приемы отбора кадров. // Кадры
предприятия. 2003 . - 8. с. 35-39. :
1. Оценка уровня подготовленности.
Она необходима для разработки
наиболее эффективной программы
адаптации. Работник, имеющий не
только специальную подготовку,
но и опыт работы в аналогичных
подразделениях других организаций,
будет проходить адаптацию в
минимальные сроки. Но и на
данном этапе возможны непривычные
для работника варианты решения
уже известных ему задач.
2. Ориентация, то есть
практическое знакомство нового
работника со своими обязанностями
и требованиями, предъявляемыми
к нему со стороны организации.
К этой работе должны привлекаться
как непосредственные руководители,
так и менеджеры по персоналу.
При этом менеджер по персоналу
помогает составить программу ориентации
и знакомит новичков с фирмой, ее историей,
кадровой политикой, условиями труда и
правилами, принятыми в организации. Непосредственный
руководитель объясняет задачи и требования
к работе, вводит работника в рабочую группу,
организует и поощряет помощь новичкам
со стороны опытных работников. Общая
программа ориентации предполагает формирование
представления о компании, ее целях, миссии,
приоритетах развития, проблемах. Здесь
же происходит ознакомление с традициями,
принятыми нормами и правилами. Работнику
демонстрируется разнообразие видов деятельности,
производимой продукции, предоставляется
необходимая информация о руководстве
организации.
3. Действенная адаптация.
На этом этапе новичок приспосабливается
к своему статусу, что обуславливается
его включением в межличностные
отношения с коллегами. Необходимо дать
новичку возможность активно действовать
в различных сферах, проверяя и апробируя
полученные знания об организации. Важно
максимально оказывать поддержку новому
сотруднику, регулярно вместе с ним проводить
оценку эффективности его деятельности
и взаимодействия с коллегами.
4. Функционирование завершает
процесс адаптации, характеризуется
постепенным преодолением производственных
и межличностных проблем и
переходом к стабильной работе.
При нормальном развитии процесса
адаптации этот этап наступает
после первого года работы.
Управление трудовой адаптацией
требует проработки в первую очередь трех
организационных элементов Ивонова Н.С.
Принципы отбора кадров психология поведения.
М.: Наука, 2002. 482 с.:
- структурного закрепления
функции управления адаптацией,
- разработки технологии
закрепления процесса управления
адаптацией,
- информационного закрепления
этого процесса.
1.4 Управление трудовой адаптацией персонала
Изучение отечественного опыта
показывает, что, как правило, специальной
службы, которая бы занималась вопросами
профориентации и адаптации в организации,
не существует. Формально функции по профориентации
выполняет специалист по подготовке кадров,
который работает с выпускниками подшефных
школ.
Вопросами адаптации занимаются
отдельные работники из разных подразделений.
Это инспектор отдела кадров, линейные
руководители или коллеги по работе.
Их главная цель - сделать процесс
адаптации, приспособления молодых работников
к предприятию как можно более коротким
и безболезненным. Отметим, что проведение
процессов как первичной, так и вторичной
адаптации не отличается большими особенностями,
т.е. все мероприятия похожи друг на друга
и выглядят следующим образом Федорова
А.Л. Психология отбора кадров. М.: Просвещение,
2003. 390 с. .
Процесс адаптации непосредственно
начинается в отделе кадров при приеме
и оформлении на работу. Инспектор отдела
кадров проводит небольшую беседу, в которой
в общих чертах знакомит с предприятием,
отделом или цехом, где предстоит работать
новичку. Затем он провожает нового работника
на его рабочее место и представляет непосредственному
руководителю. А тот, в свою очередь, проводит
знакомство с коллективом, с коллегами
по работе, с рабочим местом.
По своему усмотрению руководитель
может прикрепить к новичку наставника
из числа более опытных и старших работников.
Как правило, еще в течение месяца руководитель
проводит периодические беседы с новым
работником, интересуясь трудностями,
которые у того возникают, его успехами,
и дает систематическую оценку работы.
Контроль за ходом процесса адаптации
со стороны отдела кадров не проводится.
В некоторых организациях выдаются специальные
брошюры с описанием того или иного вида
производства, рабочего места, профессии
или должности.
Для достижения этих целей в
организациях целесообразно иметь в действующих
подразделениях по управлению персоналом
специалистов или самостоятельное подразделение
по управлению профориентацией и адаптацией
кадров. Штат такого подразделения должен
состоять как минимум из двух человек:
профконсультанта (профессиональная ориентация)
и менеджера по персоналу (отбор, подготовка
и адаптация работников). В осуществлении
процесса адаптации непосредственное
участие принимают линейные руководители.
Функции этого подразделения
должны быть ориентированы на работников,
которым нужна помощь в профессиональной
ориентации и переориентации, а также
выпускников подшефных школ, которые стоят
перед выбором своей дальнейшей профессии,
и на новых работников, пришедших в организацию
или поменявших место работы внутри нее.
Функции
управления трудовой адаптацией
персонала
изучать и прогнозировать
конъюнктуру рынка труда, проводить
мероприятия по адаптации к
нему, осуществлять соответствующую
переструктуризацию кадрового потенциала;
· участвовать в найме и отборе
персонала с использованием профессиограмм
и описаний работ, организовывать тестирование
и интервьюирование работников в целях
их лучшей профориентации;
· участвовать в расстановке
кадров по подразделениям, участкам, рабочим
местам, проведении ротации и внутрипроизводственных
перемещений кадров, формировании стабильного
трудового коллектива;
· участвовать в отборе лидеров
из числа молодых работников, обладающих
талантом организатора;
· организовывать взаимодействие
с региональной системой управления профориентацией
и адаптацией на взаимовыгодных условиях.
В обязанности профконсультанта
входят:
1. Профессиональная консультация
для работников организации;
2. Сбор, накопление информации,
изучение и прогнозирование конъюнктуры
рынка, престижности профессии;
3. Участие в найме и
отборе персонала;
4. Организация (совместно
с администрацией школ) работы
по профориентации школьников;
5. Налаживание связей
с ПТУ;
6. Организация оборудования
кабинета профориентации в организации;
7. Оказание помощи ПТУ
и школам по оборудованию тематических
стендов профориентации;
8. Организация разработки
профессиограмм;
9. Организация тематических
вечеров для школьников;
10. Проведение в школах
лекций, семинаров с приглашением
рабочих, руководителей, специалистов
управления организации;
11. Организация в школах
выставок литературы о выборе
профессии;
12. Проведение группового
обследования профессиональной
направленности школьников;
13. Организация лектория
для родителей школьников по
вопросам профориентации;
14. Проведение в организации
дня открытых дверей;
В обязанности менеджера по
персоналу входят:
1. Организация ознакомления
с организацией: характеристика; условия
найма; оплата труда;
2. Представление работника
руководителю, непосредственному начальнику,
инструктору по обучению;
3. Организация экскурсии
по рабочим местам;
4. Разъяснение условий
работы, ознакомление с функциями
(совместно с руководителем);
5. Организация обучения (совместно
с отделом обучения);
6. Введение в коллектив,
представление сотрудников (совместно
с руководителем).
Для новых работников организуется
специальный курс обучения и воспитания,
призванный наиболее быстро и рационально
адаптировать их к стилю и методам работы
в организации или в подразделении. Формами
адаптации могут быть лекционные и семинарские
занятия непосредственно в организации:
выездные занятия на специальной учебной
базе с приглашением специалистов и экспертов;
выездной групповой тренинг.
В работе по проведению адаптации
новых работников менеджер по персоналу
должен использовать специально разработанную
программу. Программа адаптации делится
на общую и специализированную. Общая
программа адаптации касается в целом
всей организации и затрагивает следующие
вопросы.
1. Общее представление
об организации: приветственная
речь; тенденции развития, цели, приоритеты,
проблемы предприятия; традиции, нормы;
продукция и ее потребители; виды
деятельности; организация, структура,
связи; информация о высшем руководстве,
внутренние отношения.
2. Оплата труда в организации.
3. Дополнительные льготы,
виды страхования, выходные пособия;
пособия по болезни, болезням
в семье, пособия по материнству;
размер пенсии; возможности обучения
на работе.
4. Охрана труда и техника
безопасности: меры предосторожности;
правила противопожарной безопасности
и контроля; правила поведения
при несчастных случаях; здравоохранение
и места оказания первой медицинской
помощи.
5. Отношения работников
с профсоюзами; сроки и условия
найма; назначения, перемещения, продвижения;
права и обязанности работника;
выполнение постановлений профсоюзов;
дисциплина и взыскания.
6. Служба быта: питание; комнаты
отдыха; другие службы быта.
После реализации общей программы
адаптации проводится специализированная
программа адаптации. Она охватывает вопросы,
связанные конкретно с каким-либо подразделением
или рабочим местом. Обычно эту программу
проводят линейные руководители или наставники.
Эта программа включает в себя следующие
вопросы.
1. Функции подразделения:
цели и приоритеты; организация,
структура и функции; взаимоотношения
с другими подразделениями.
2. Обязанности и ответственность;
детальное описание текущей работы
и ожидаемых результатов; разъяснение,
почему эта конкретная работа
важна, как она соотносится с
другими видами работ в подразделении
и на предприятии в целом; длительность
рабочего дня и расписание; требования
к качеству выполняемой работы.
3. Правила-предписания: правила,
характерные только для данного
вида работы или данного подразделения;
правила техники безопасности; отношения
с работниками других подразделений; питание,
курение на рабочем месте; телефонные
переговоры личного характера в рабочее
время.
4. Осмотр подразделения:
местоположение кнопки пожарной
тревоги, входы и выходы; места
для курения; места оказания первой
помощи.
5. Представление сотрудникам
подразделения.
Данную программу можно использовать
как для первичной, так и для вторичной
адаптации. Так как адаптация молодых
работников, которые еще не имеют профессионального
опыта, отличается тем, что она заключается
не только в усвоении информации об организации,
но и в обучении самой работе, в программу
адаптации обязательно должно входить
обучение. Особые потребности в адаптации
испытывают сотрудники старшего возраста.
Они также нуждаются в обучении и их потребности
в чем-то схожи с потребностями молодых
работников, но им зачастую труднее вписаться
в коллектив. Свои особенности имеет адаптация
женщин, возвратившихся на работу после
отпуска по уходу за детьми, инвалидов,
сотрудников, вернувшихся после прохождения
учебных курсов. Все это нельзя оставлять
без внимания и необходимо учитывать при
составлении программ по адаптации.
Заключение
Адаптация - процесс знакомства
сотрудника с деятельностью и организацией
и изменение собственного поведения в
соответствии с требованиями среды, т.е.
процесс приспособления к новой среде.
Причины изменения условий трудовой деятельности
многообразны: поступление на новое место
работы, переход в другое подразделение,
на новую должность, внедрение новых форм
организации труда и т.д.
Следует различать активную
адаптацию, когда индивид стремится воздействовать
на среду, с тем чтобы изменить ее (в т.ч.
и те нормы, ценности, формы взаимодействия,
которые он должен освоить), и пассивную,
когда он не стремится к такому воздействию
и изменению.
Наиболее эффективной представляется
адаптация как процесс активного приспособления
индивида к изменяющейся среде с помощью
соответствующего управляющего воздействия
и использования различных средств (организационных,
технических, социально-психологических
и т.п.).
По своему воздействию на работника
различают прогрессивные результаты адаптации
и регрессивные. Последние имеют место
в случае пассивной адаптации к среде
с отрицательным содержанием (например,
с низкой трудовой дисциплиной).
Кроме того, различают первичную
производственную адаптацию, когда человек
впервые включается в постоянную трудовую
деятельность на конкретном предприятии,
и вторичную - при последующей смене работы.
Составляющие (компоненты) производственной
среды как объекта адаптации весьма многообразны.
Среди них можно выделить; условия труда
и его организацию, оплату труда и формы
материального стимулирования, содержание
труда, жесткость норм, психологический
климат в коллективе. Задача управления
адаптацией заключается в ускорении процесса
адаптации, снижении негативных моментов,
ее сопровождающих. Процедуры адаптации
персонала призваны облегчить вхождение
новых сотрудников в жизнь организации.