Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:51, реферат
Результатом работы менеджера является управленческое решение. От того, каким будет это решение зависит вся деятельность организации, зависит и то, будет ли достигнута поставленная цель или нет. Поэтому принятие менеджером того или иного решения всегда представляет собой определенные трудности. Это связано и с ответственностью, которую берет на себя менеджер, и с неопределенностью, которая присутствует при выборе одной из альтернатив. Принятие решений не является прерогативой только менеджеров. В конце концов, все мы буквально каждый день принимаем решения. Правда, не все наши решения такие судьбоносные, как те, которые приходится принимать менеджерам компаний
Выявление проблемной ситуации
— исходный пункт подготовки и
принятия управленческого решения.
Конечным результатом процесса принятия
управленческого решения
Под управленческим решением принято понимать:
процесс нахождения связи между существующим состоянием системы (процесса, явления) и желательным, определяемым целью управления;
акт выбора, осуществляемый менеджером с помощью определенных правил;
результат выбора, который представляет собой предписание к действию.
Управленческое решение можно рассматривать как один из видов мыслительной деятельности и проявление воли менеджера. Оно имеет следующие признаки:
возможность выбора одного варианта из множества; если нет вариантов, то нет и выбора и, следовательно, нет и управленческого решения;
наличие цели: бесцельный выбор не может рассматриваться как управленческое решение;
необходимость волевого акта менеджера при выборе управленческого решения, так как он формулирует его через борьбу мотивов и мнений.
Разработка управленческого решения включает этапы его подготовки, принятия и реализации.
Подготовка управленческого решения — это сбор, обработка и формирование информации, необходимой для нахождения запланированного результата.
В процессе подготовки управленческого
решения уточняются цели, выбираются
критерии его оценки, собирается, обрабатывается
и анализируется информация, осуществляется
поиск возможных вариантов
Под принятием управленческого решения понимается выбор по определенным критериям лучшего варианта, его утверждение менеджером и документальное оформление.
Реализация — это система действий, связанная с осуществлением управляющего воздействия по определенному организационному плану.
Одна из важнейших характеристик
управленческого решения — его
эффективность. Под эффективностью
управленческого решения
Эффективность управленческого решения возрастает, если увеличивается степень достижения целей и уменьшаются затраты ресурсов.
Главные требования, предъявляемые к управленческим решениям:
четкая целевая направленность;
адресность, т.е. управленческие решения должны быть ориентированы на конкретный объект управления, на конкретных исполнителей;
актуальность, т.е. потребность в конкретном управленческом решении в данный момент времени в связи с наличием определенной проблемной ситуации;
оперативность — своевременность разработки и реализации управленческого воздействия;
точность — степень предвидения результата достижения цели;
результативность — степень достижения намеченного результата;
обоснованность, т.е. достоверность полученной информации и реальность выполнения управленческого решения;
конкретность — формулировка
не должна допускать различных
непротиворечивость, строгая
согласованность и
сбалансированность прав и обязанностей менеджеров при принятии управленческих решений;
гибкость, подвижность, т.е. управленческое решение должно приниматься тогда, когда в нем есть необходимость, и обязательно отменяться, когда необходимость в нем отпала;
полномочность, т.е. строгое соблюдение менеджером тех прав и полномочий, которые ему предоставлены;
соответствие управленческого решения силам и способностям исполнителей.
Низкое качество принимаемых управленческих решений — одна из причин их невыполнения. Такие управленческие решения не учитывают необходимые условия для реализации соответствующего задания, производственные возможности, способности и загруженность исполнителей, ориентируют на нереальные сроки выполнения, не продуманы с точки зрения их производственной, технологической, экономической целесообразности.
Систематический анализ причин невыполнения заданий позволяет повысить эффективность последующих управленческих решений. Характер управленческих решений определяется спецификой производства и уровнем управления.
4 Причины принятия неэффективных решений
Современная практика процесса подготовки и воплощения в жизнь управленческих решений, содержит достаточно большое количество погрешностей на всех уровнях управления экономикой. Предопределяющее место в составе причин неэффективных управленческих решений занимает неосведомленность либо несоблюдение технологии их разработки и организации выполнения; не умение использовать существующие научные методы (исследования операций, системного анализа) применительно к особенностям деятельности предприятий лицами, разрабатывающими и принимающими управленческие решения. Происходит это по самым разным причинам: нелепости целей, сложности контроля, «обтекаемости» принимаемых мер, отсутствия, сроков выполнения, закрепляемости ответственности за конкретными лицами. По существу отмеченное свидетельствует о браке в управленческой деятельности, порождающем серьезные экономические и социальные последствия (упущенную возможность, нерациональные затраты времени и средств, безответственность, снижение трудовой активности, разложение здорового психологического климата в коллективах). Поэтому организация глубокой проработки управленческих решений, грамотное оформление и соблюдение методологических принципов проведения этой работы приобретают особую актуальность. Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую (субъекта на объект управления), что, в конечном счете, ведет к достижению поставленных целей.
Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.
5 Методы оптимизации управленческих решений
Наиболее распространенными методами оптимизации управленческих решений являются: математическое моделирование, метод экспертных оценок, метод мозгового штурма (мозговая атака), теория игр.
Математическое моделирование применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. Широкое использование математических моделей позволяет дать количественную характеристику проблемы и найти оптимальный вариант ее решения.
Основными этапами оптимизации управленческого решения с помощью математических методов являются:
1) Постановка задачи.
2) Выбор критерия эффективности, который должен выражаться однозначно, например определенным числом, и отражать меру соответствия результатов решения поставленной цели.
3) Анализ и измерение переменных величин (факторов), влияющих на величину критерия эффективности.
4) Построение математической модели.
5) Математическое решение модели.
6) Логическая и экспериментальная проверка модели и полученного с ее помощью решения.
7) Разработка рекомендаций по практическому использованию полученных результатов.
Методы экспертных оценок применяются в тех случаях, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена математическими методами.
Экспертиза представляет собой исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок. Экспертное заключение оформляется в виде документа, в котором фиксируются ход исследования и его итоги. Во введении указывается,
кто, где, когда и в связи с чем организует и проводит экспертизу. Далее фиксируется объект экспертизы, указываются методы, примененные для его исследования, и полученные в результате исследования данные. В заключительной части содержатся выводы, рекомендации и практические меры, предлагаемые экспертами.
Наиболее эффективно применение метода экспертных оценок при анализе сложных процессов, имеющих в основном качественные характеристики, при прогнозировании тенденций развития торговой системы, при оценке альтернативных вариантов решения.
Метод мозгового штурма (мозговая атака) применяется в тех случаях, когда имеется минимум информации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения. Тогда приглашаются специалисты, имеющие отношение к данной проблеме, им предлагается участвовать в форсированном обсуждении ее решения. При этом строго соблюдаются следующие правила:
все высказываются по очереди;
говорят, лишь когда могут предложить новую идею;
высказывания не критикуются и не осуждаются;
все предложения фиксируются.
Обычно этот способ позволяет быстро и правильно решить возникшую проблему.
Разновидностью метода мозгового штурма является мнение жюри. Суть этого метода состоит в том, что к обсуждению проблемы привлекаются специалисты различных сфер деятельности, взаимодействующие между собой. Например, к решению о выпуске нового товар* привлекаются менеджеры производственного, коммерческого и финансового подразделений фирмы. Применение данного метода способствует генерированию новых идей и альтернативных вариантов.
Одним из методов оптимизации управленческих решений в условиях рыночной конкуренции является теория игр, суть которой состоит в моделировании воздействия принятого решения на конкурентов. Например, если с помощью теории игр руководство торговой фирмы приходит к выводу, что в случае повышения цен на товары конкуренты не сделают того же, то, вероятно, целесообразно отказаться от решения повысить цены, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.
Методы оптимизации
Выбор методов оптимизации управленческих решений в значительной мере зависит от информационного обеспечения менеджмента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К управленческим решениям
предъявляется ряд общих
Процесс подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений подразделяется на три фазы, каждая из которых в свою очередь включает определенные этапы. Так, фаза подготовки управленческого решения состоит из следующих этапов: уяснение проблемы, анализ исходной ситуации, постановка задачи, разработка, вариантов решения. Фаза принятия управленческого решения подразумевает два этапа: анализ предлагаемых вариантов и выбор оптимального варианта. Заключительная фаза — организация выполнения управленческих решений охватывает такие элементы, как доведение заданий до исполнителей, формирование и исполнение организационного плана, контроль исполнения.
В целях оптимизации
Предопределяющее место в составе причин неэффективных управленческих решений занимает неосведомленность либо несоблюдение технологии их разработки и организации выполнения; не умение использовать существующие научные методы (исследования операций, системного анализа) применительно к особенностям деятельности предприятий лицами, разрабатывающими и принимающими управленческие решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 В. Хойер. Как делать бизнес в Европе. М.: Издательство "Прогресс", 2000.
2 Бланк И.А. Торговый менеджмент. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Эльга, Ника-Центр,2004. – 784с.
3 Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле: Учеб. для сред. спец. учеб. Зав. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2002. – 238с.
4 Сорокина М.В. Менеджмент торгового предприятия. – СПб.: Питер, 2003. – 528с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).
5 Паркинсон, С. Нортког, Рустомжи М.К. Искусство управления. - Лениздат, 2003.
6 Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ "Банки и биржи", 2004.
7 Бреддик У. Менеджмент в организации. - М.: Инфра - М, 2000.-344с.
8 Майталь Ш. Экономика для менеджеров. - М.:"Дело",2000.-416с.
9 Якокка Л. Карьера менеджера. - М.: Прогресс, 2002.- 384с.
10 Кохно П.А. / Микрюков В.А./ Коморов С.Е. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2004.
11 Любинова Н.Г. Менеджмент - путь к успеху. - М.: ВО Агропромиздат, 2002.
12 Бланк И.А. Управление торговым предприятием.– М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 2001. – 416с.