Сущность и виды управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:51, реферат

Описание работы

Результатом работы менеджера является управленческое решение. От того, каким будет это решение зависит вся деятельность организации, зависит и то, будет ли достигнута поставленная цель или нет. Поэтому принятие менеджером того или иного решения всегда представляет собой определенные трудности. Это связано и с ответственностью, которую берет на себя менеджер, и с неопределенностью, которая присутствует при выборе одной из альтернатив. Принятие решений не является прерогативой только менеджеров. В конце концов, все мы буквально каждый день принимаем решения. Правда, не все наши решения такие судьбоносные, как те, которые приходится принимать менеджерам компаний

Файлы: 1 файл

реферат менеджмент.docx

— 39.27 Кб (Скачать файл)

Выявление проблемной ситуации — исходный пункт подготовки и  принятия управленческого решения. Конечным результатом процесса принятия управленческого решения является программа действий, варианты способов действий, планы работы.

Под управленческим решением принято понимать:

процесс нахождения связи  между существующим состоянием системы (процесса, явления) и желательным, определяемым целью управления;

акт выбора, осуществляемый менеджером с помощью определенных правил;

результат выбора, который  представляет собой предписание  к действию.

Управленческое решение  можно рассматривать как один из видов мыслительной деятельности и проявление воли менеджера. Оно  имеет следующие признаки:

возможность выбора одного варианта из множества; если нет вариантов, то нет и выбора и, следовательно, нет и управленческого решения;

наличие цели: бесцельный выбор  не может рассматриваться как  управленческое решение;

необходимость волевого акта менеджера при выборе управленческого  решения, так как он формулирует  его через борьбу мотивов и  мнений.

Разработка управленческого  решения включает этапы его подготовки, принятия и реализации.

Подготовка управленческого  решения — это сбор, обработка  и формирование информации, необходимой  для нахождения запланированного результата.

В процессе подготовки управленческого  решения уточняются цели, выбираются критерии его оценки, собирается, обрабатывается и анализируется информация, осуществляется поиск возможных вариантов управленческого  решения.

Под принятием управленческого  решения понимается выбор по определенным критериям лучшего варианта, его  утверждение менеджером и документальное оформление.

Реализация — это система  действий, связанная с осуществлением управляющего воздействия по определенному  организационному плану.

Одна из важнейших характеристик  управленческого решения — его  эффективность. Под эффективностью управленческого решения понимают отношение степени достижения поставленных целей к совокупности временных, людских, денежных и других ресурсов, затраченных на его принятие и реализацию.

Эффективность управленческого  решения возрастает, если увеличивается  степень достижения целей и уменьшаются  затраты ресурсов.

Главные требования, предъявляемые  к управленческим решениям:

четкая целевая направленность;

адресность, т.е. управленческие решения должны быть ориентированы  на конкретный объект управления, на конкретных исполнителей;

актуальность, т.е. потребность  в конкретном управленческом решении  в данный момент времени в связи  с наличием определенной проблемной ситуации;

оперативность — своевременность  разработки и реализации управленческого  воздействия;

точность — степень  предвидения результата достижения цели;

результативность — степень  достижения намеченного результата;

обоснованность, т.е. достоверность  полученной информации и реальность выполнения управленческого решения;

конкретность — формулировка не должна допускать различных толкований, т.е. должна отвечать на вопросы, как  действовать, когда и где;

непротиворечивость, строгая  согласованность и преемственность  управленческих решений;

сбалансированность прав и обязанностей менеджеров при принятии управленческих решений;

гибкость, подвижность, т.е. управленческое решение должно приниматься  тогда, когда в нем есть необходимость, и обязательно отменяться, когда  необходимость в нем отпала;

полномочность, т.е. строгое  соблюдение менеджером тех прав и  полномочий, которые ему предоставлены;

соответствие управленческого  решения силам и способностям исполнителей.

Низкое качество принимаемых  управленческих решений — одна из причин их невыполнения. Такие управленческие решения не учитывают необходимые условия для реализации соответствующего задания, производственные возможности, способности и загруженность исполнителей, ориентируют на нереальные сроки выполнения, не продуманы с точки зрения их производственной, технологической, экономической целесообразности.

Систематический анализ причин невыполнения заданий позволяет  повысить эффективность последующих  управленческих решений. Характер управленческих решений определяется спецификой производства и уровнем управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4  Причины принятия неэффективных решений

Современная практика процесса подготовки и воплощения в жизнь  управленческих решений, содержит достаточно большое количество погрешностей на всех уровнях управления экономикой. Предопределяющее место в составе  причин неэффективных управленческих решений занимает неосведомленность  либо несоблюдение технологии их разработки и организации выполнения; не умение использовать существующие научные  методы (исследования операций, системного анализа) применительно к особенностям деятельности предприятий лицами, разрабатывающими и принимающими управленческие решения. Происходит это по самым разным причинам: нелепости целей, сложности контроля, «обтекаемости» принимаемых мер, отсутствия, сроков выполнения, закрепляемости ответственности за конкретными лицами. По существу отмеченное свидетельствует о браке в управленческой деятельности, порождающем серьезные экономические и социальные последствия (упущенную возможность, нерациональные затраты времени и средств, безответственность, снижение трудовой активности, разложение здорового психологического климата в коллективах). Поэтому организация глубокой проработки управленческих решений, грамотное оформление и соблюдение методологических принципов проведения этой работы приобретают особую актуальность. Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую (субъекта на объект управления), что, в конечном счете, ведет к достижению поставленных целей.

Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным  работником аппарата управления, а  тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.

5  Методы оптимизации управленческих решений

Наиболее распространенными  методами оптимизации управленческих решений являются: математическое моделирование, метод экспертных оценок, метод мозгового штурма (мозговая атака), теория игр.

Математическое моделирование  применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. Широкое использование математических моделей позволяет дать количественную характеристику проблемы и найти оптимальный вариант ее решения.

Основными этапами оптимизации  управленческого решения с помощью математических методов являются:

1) Постановка задачи.

2) Выбор критерия эффективности, который должен выражаться однозначно, например определенным числом, и отражать меру соответствия результатов решения поставленной цели.

3) Анализ и измерение переменных величин (факторов), влияющих на величину критерия эффективности.

4) Построение математической модели.

5) Математическое решение модели.

6) Логическая и экспериментальная проверка модели и полученного с ее помощью решения.

7) Разработка  рекомендаций   по   практическому  использованию полученных результатов.

Методы экспертных оценок применяются в тех случаях, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена математическими методами.

Экспертиза представляет собой исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок. Экспертное заключение оформляется в виде документа, в котором фиксируются ход исследования и его итоги. Во введении указывается,

кто, где, когда и в связи с чем организует и проводит экспертизу. Далее фиксируется объект экспертизы, указываются методы, примененные для его исследования, и полученные в результате исследования данные. В заключительной части содержатся выводы, рекомендации и практические меры, предлагаемые экспертами.

Наиболее эффективно применение метода экспертных оценок при анализе  сложных процессов, имеющих в  основном качественные характеристики, при прогнозировании тенденций развития торговой системы, при оценке альтернативных вариантов решения.

Метод мозгового штурма (мозговая атака) применяется в тех случаях, когда имеется минимум информации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения. Тогда приглашаются специалисты, имеющие отношение к данной проблеме, им предлагается участвовать в форсированном обсуждении ее решения. При этом строго соблюдаются следующие правила:

все высказываются по очереди;

говорят, лишь когда могут предложить новую идею;

высказывания не критикуются  и не осуждаются;

все предложения фиксируются.

Обычно этот способ позволяет  быстро и правильно решить возникшую  проблему.

Разновидностью метода мозгового  штурма является мнение жюри. Суть этого метода состоит в том, что к обсуждению проблемы привлекаются специалисты различных сфер деятельности, взаимодействующие между собой. Например, к решению о выпуске нового товар* привлекаются менеджеры производственного, коммерческого и финансового подразделений фирмы. Применение данного метода способствует генерированию новых идей и альтернативных вариантов.

Одним из методов оптимизации  управленческих решений в условиях рыночной конкуренции является теория игр, суть которой состоит в моделировании воздействия принятого решения на конкурентов. Например, если с помощью теории игр руководство торговой фирмы приходит к выводу, что в случае повышения цен на товары конкуренты не сделают того же, то, вероятно, целесообразно отказаться от решения повысить цены, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.

Методы оптимизации управленческих решений могут дополнять друг друга и использоваться комплексно при выработке важных управленческих решений.

Выбор методов оптимизации  управленческих решений в значительной мере зависит от информационного  обеспечения менеджмента.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К управленческим решениям предъявляется ряд общих требований, важнейшими из которых являются минимум  корректировок, сбалансированность прав и обязанностей менеджера, принимающего решение, единство распорядительства, согласованность, обоснованность, конкретность, полномочность, своевременности.

Процесс подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений подразделяется на три фазы, каждая из которых в свою очередь включает определенные этапы. Так, фаза подготовки управленческого решения состоит из следующих этапов: уяснение проблемы, анализ исходной ситуации, постановка задачи, разработка, вариантов решения. Фаза принятия управленческого решения подразумевает два этапа: анализ предлагаемых вариантов и выбор оптимального варианта.      Заключительная фаза — организация выполнения управленческих решений охватывает такие элементы, как доведение заданий до исполнителей, формирование и исполнение организационного плана, контроль исполнения.

В целях оптимизации управленческих решений используются методы математического моделирования, метод экспертных оценок, мозгового штурма (мозговая атака), теория игр.

Предопределяющее место  в составе причин неэффективных  управленческих решений занимает неосведомленность  либо несоблюдение технологии их разработки и организации выполнения; не умение использовать существующие научные  методы (исследования операций, системного анализа) применительно к особенностям деятельности предприятий лицами, разрабатывающими и принимающими управленческие решения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1  В. Хойер. Как делать бизнес в Европе. М.: Издательство "Прогресс", 2000.

2  Бланк И.А. Торговый менеджмент. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Эльга, Ника-Центр,2004. – 784с.

3  Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле: Учеб. для сред. спец. учеб. Зав. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2002. – 238с.

4  Сорокина М.В. Менеджмент торгового предприятия. – СПб.: Питер, 2003. – 528с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

5  Паркинсон, С. Нортког, Рустомжи М.К. Искусство управления. - Лениздат, 2003.

6  Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ "Банки и биржи", 2004.

7  Бреддик У. Менеджмент в организации. - М.: Инфра - М, 2000.-344с.

8  Майталь Ш. Экономика для менеджеров. - М.:"Дело",2000.-416с.

9  Якокка Л. Карьера менеджера. - М.: Прогресс, 2002.- 384с.

10  Кохно П.А. / Микрюков В.А./ Коморов С.Е. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2004.

11 Любинова Н.Г. Менеджмент - путь к успеху. - М.: ВО Агропромиздат, 2002.

12 Бланк И.А. Управление торговым предприятием.– М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 2001. – 416с.

 


Информация о работе Сущность и виды управленческих решений