Сущность и задачи нормирования труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 09:49, контрольная работа

Описание работы

С переходом на рыночные отношения вопросы организации нормирования труда стали прерогативой самих организаций. Это означает, что отношение к нормированию труда на предприятиях определяется их самостоятельной оценкой роли данной функции управления производством, однако это не означает, что государство должно уйти от этих проблем.
В Трудовом кодексе Российской Федерации (статья 159) работникам гарантируются: государственное содействие системной организации нормирования труда; применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учётом мнения выборного профсоюзного органа или устанавливаемых коллективным договором.

Содержание работы

Введение 3
1. Возникновение и развитие нормирования труда 3
2. Сущность и содержание нормирования труда в условиях рыночной экономики 5
3. Предмет нормирования труда 7
4. Значение нормирования труда в современных условиях 8
5. Задачи нормирования труда 10
6. Функции нормирования труда 12
7. Система управления нормированием труда 12
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН менеджмент.docx

— 49.00 Кб (Скачать файл)

      Предприятие  может изменять уровень тарифной  ставки при соответствующих межразрядных  соотношениях и базовой ставке  первого разряда, определяемой  прожиточным минимумом. Происходит  переход от прямого регулирования  индивидуальной или средней заработной  платы к налоговому методу  регулирования средств на оплату  труда. Размер индивидуальной  заработной платы должен определяться  количеством труда работника  и объемом заработанных предприятием  средств на оплату труда. Норма  времени становится средством  распределения и стимулирования  мотивации трудовой деятельности, в чем и проявляется ее экономическая  значимость.

      Не  имея  прямой связи с заработком  работника, норма времени по  существу становится производственно-необходимым  временем для выполнения технологического  процесса при условии эффективного  использования материальных и  трудовых ресурсов и соблюдении  качества продукции (услуг), т.е.  призвана выполнять функцию регулятора  производственного процесса (цикла)  изготовления продукции (оказания  услуг). В этом качестве целесообразно  использовать нормы трудовых  затрат) для оперативного управления  производством, определения трудоемкости  продукции (услуги), расчета роста  производительности труда, сравнительного  анализа и сопоставления результатов  труда, оценки уровня техники  и технологии, организации производства  и труда и, в конечном счете,  оценке уровня менеджмента данного  предприятия (организации, фирмы).

 

      Система управления нормированием  труда

 

      Современные  направления социально-экономического  развития общества, изменения в  хозяйственном механизме обусловливают  переход от планомерно-сознательного  способа установления норм к нерегулируемому свыше. На практике такой переход выражается в передаче функций управления нормированием труда на уровень предприятий, отказе государственных органов от целенаправленного процесса воздействия на теорию и практику разработки, внедрения и пересмотра норм труда (исключение составляют предприятия государственной формы собственности).

      На  уровне  предприятий тенденция изменения   способов установления норм проявляется   несколько иначе. Усиление плановых  начал в деятельности предприятия   и одновременно усиление процессов   децентрализации, передачи полномочий  и ответственности непосредственным  исполнителям, развитие форм самоуправления  приводит к возрастанию количества  норм труда, установленных смешанным  способом. Норма труда все больше  выступает как информационная  база, на основе которой принимаются  управленческие решения в маркетинговой  деятельности предприятия, планировании, технологической подготовке производства, организации труда, управлении  персоналом, организации заработной  платы, повышении эффективности  использования рабочего времени  и др.

      Систему  управления нормированием труда   на любом уровне народного  хозяйства  можно представить  в виде совокупности норм, нормативных  материалов и методических разработок  по труду; организаций, осуществляющих  деятельность в области нормирования  труда, и их кадрового состава;  методов, способов и конкретных  действий по установлению норм  труда (рис. 3).

      Под смешанным  способом подразумевается  одновременный  процесс установления норм вышестоящей  структурой и в  результате  самонормирования труда.

      Цель  управления  системой нормирования труда  - обеспечение функционирования  общей системы управления, как  в масштабах общества, так и  отдельного предприятия, эффективным  инструментом упорядочивания хозяйственной  деятельности, отвечающей требованиям  рыночной экономики, стратегии  деятельности предприятия.

      

      Объектом  управления вышеназванной системы   выступает конкретный механизм  разработки и применения норм  труда на разных уровнях народного  хозяйства.

      Формами  выражения процесса управления  нормированием  служат расширение  сферы нормирования труда, обеспечивающее  измерение и  оценку трудовых  затрат при всех видах деятельности  и разновидностях выполняемых  работ; соблюдение высокого качества  устанавливаемых норм труда, их  максимальное приближение к необходимым  затратам труда; обоснование норм  труда с учетом технико-технологических,  организационных, психофизиологических, социальных, экономических (рыночных) факторов; гуманизация норм труда.

      Сегодня  система управления нормированием   труда находится в кризисном  положении, которое характеризуется  устареванием нормативных и научно-методических  разработок и нормативов; нарушением  взаимодействия организаций и  структур, занимающихся нормированием  труда, а порой, и их ликвидацией;  сокращением, а по некоторым  направлениям и полным прекращением  проведения исследований и разработок; снижением кадрового потенциала  работников, занимающихся нормированием  труда, их естественной убылью, которая практически не восполняется.

      На  государственном  уровне основными  направлениями  решения вышеназванных проблем  являются: совершенствование системы  управления нормированием труда,  направленное на определение  и более четкое разграничение  направлений исследований и разработок  соответствующих организаций, устранение  дублирования и переориентацию  их деятельности на рыночные  условия хозяйствования; улучшение  управления нормативным хозяйством, предполагающее комплектование  новыми нормативными документами,  систематизацию и создание справочно-поискового  аппарата наличия, классификации  и индексации документов по  видам и направлениям использования,  создание системы оперативного  оповещения, организацию системы  организационно-методического руководства; автоматизация работ в области нормирования труда, направленная на создание электронных баз данных в едином центре, доступных на тех или иных условиях заинтересованным специалистам, как государственных предприятий, так и предприятий других форм собственности; улучшение кадрового состава нормировщиков путем их академической и производственной подготовки, профессионального отбора.

      На  уровне  предприятия основными принципами  управления системой нормирования  труда  выступают самостоятельность,  рациональность и эффективность.

      Самостоятельность  предполагает, что само предприятие   определяет необходимость применения  системы нормирования труда или   ее элементов, осуществляет выбор  методов  нормирования труда  и видов применяемых  нормативов, устанавливает степень  широты  распространения системы  нормирования, решает вопрос о привлечении  консалтинговых фирм для разработки  и корректировки норм и т.  д.

      Принцип  рациональности предполагает определение   масштабов применения нормирования  труда с точки зрения влияния  на основные производственные, экономические  и социальные показатели деятельности  предприятия.

      Принцип  эффективности требует от управления  нормированием труда соизмерения   затрат, связанных с обеспечением  ее функционирования на предприятии,  с  конкретным результатом  использования  данной системы.  Причем такое соизмерение   необходимо вести на всех уровнях   организационной структуры предприятия  с расчетом величины экономической  эффективности применения методов  нормирования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Заключение

 

      При разработке  данного курсового проекта   был проведен анализ нормирования  труда как основного фактора  по совершенствованию организации  труда с целью облегчения и  повышения производительности.

      В этой  связи можно отметить, что нормирование  труда должно основываться на  достижениях науки и передовом  опыте, систематически внедряемых  в производство. Она позволяет  наилучшим образом соединить  технику и людей в едином  производственном процессе, обеспечивает  наиболее эффективное использование  материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности  труда, способствует сохранению  здоровья человека.

      Мировой  опыт свидетельствует о постоянном  расширении сферы применения  нормирования труда. В зарубежной  практике, как правило, лишь небольшие  предприятия с численностью работающих  до 50 человек не применяют нормы  труда, ограничиваясь соблюдением  элементарных правил организации  труда. Зарубежные специалисты  отмечают, что внедряя и совершенствуя  нормы труда, предприниматели  получают значительный эффект, выражающийся  в увеличении объемов выпуска  и повышении качества продукции  (услуг) при неизменных производственных  мощностях, в росте прибыли  за счет сокращения издержек, а также социальный эффект  за счет снижения текучести  кадров, уменьшение числа трудовых  конфликтов.

      Таким образом,  нормирование труда, являясь   инструментом учета, анализа и  планирования трудозатрат, влияет  на издержки и соответственно  на прибыль предприятия. Разработка  нормативов и норм труда включает  различные методы, среди которых  наиболее перспективным считается  метод микроэлементного нормирования. Однако в последние годы, в  связи с усилением значимости  теории качества трудовой жизни,  наблюдается отказ от мелочного  регламентирования трудовых движений  ради обогащения труда и снижения  монотонности в работе. В России  ослабление внимания к нормированию  труда вызвано объективными причинами  реформирования экономики. В перспективе  каждое предприятие должно будет  строить свою систему нормирования  труда, учитывающую как ее общеметодологические  основы, так и особенности труда  в отрасли. В настоящее время  законодательно установлено, что  работа по совершенствованию  нормирования труда является  прерогативой работодателя. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

Трудовой  Кодекс РФ

Макарова Л. Н. Методические указания по написанию курсовых проектов. – М.: МГУП, 2002.

Бычин В.Б., Малинин С.В. Нормирование труда: Учебник./ Под ред. Одегова  Ю.Г. - М.: Экзамен, 2003.

Владимирова Л.П. Экономика  труда: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательский Дом «Дашков  и Ко», 2002.

Остапенко Ю. М. Экономика  труда: Учебное пособие.-2-е изд.,- М.: Инфра-М, 2007.

Пашуто В. П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: Учебно-практическое пособие. - М.: Кнорус, 2005.

 

 


Информация о работе Сущность и задачи нормирования труда