Предприятие
может изменять уровень тарифной
ставки при соответствующих межразрядных
соотношениях и базовой ставке
первого разряда, определяемой
прожиточным минимумом. Происходит
переход от прямого регулирования
индивидуальной или средней заработной
платы к налоговому методу
регулирования средств на оплату
труда. Размер индивидуальной
заработной платы должен определяться
количеством труда работника
и объемом заработанных предприятием
средств на оплату труда. Норма
времени становится средством
распределения и стимулирования
мотивации трудовой деятельности,
в чем и проявляется ее экономическая
значимость.
Не имея
прямой связи с заработком
работника, норма времени по
существу становится производственно-необходимым
временем для выполнения технологического
процесса при условии эффективного
использования материальных и
трудовых ресурсов и соблюдении
качества продукции (услуг), т.е.
призвана выполнять функцию регулятора
производственного процесса (цикла)
изготовления продукции (оказания
услуг). В этом качестве целесообразно
использовать нормы трудовых
затрат) для оперативного управления
производством, определения трудоемкости
продукции (услуги), расчета роста
производительности труда, сравнительного
анализа и сопоставления результатов
труда, оценки уровня техники
и технологии, организации производства
и труда и, в конечном счете,
оценке уровня менеджмента данного
предприятия (организации, фирмы).
Система управления
нормированием труда
Современные
направления социально-экономического
развития общества, изменения в
хозяйственном механизме обусловливают
переход от планомерно-сознательного
способа установления норм к нерегулируемому
свыше. На практике такой переход выражается
в передаче функций управления нормированием
труда на уровень предприятий, отказе
государственных органов от целенаправленного
процесса воздействия на теорию и практику
разработки, внедрения и пересмотра норм
труда (исключение составляют предприятия
государственной формы собственности).
На уровне
предприятий тенденция изменения
способов установления норм проявляется
несколько иначе. Усиление плановых
начал в деятельности предприятия
и одновременно усиление процессов
децентрализации, передачи полномочий
и ответственности непосредственным
исполнителям, развитие форм самоуправления
приводит к возрастанию количества
норм труда, установленных смешанным
способом. Норма труда все больше
выступает как информационная
база, на основе которой принимаются
управленческие решения в маркетинговой
деятельности предприятия, планировании,
технологической подготовке производства,
организации труда, управлении
персоналом, организации заработной
платы, повышении эффективности
использования рабочего времени
и др.
Систему
управления нормированием труда
на любом уровне народного
хозяйства можно представить
в виде совокупности норм, нормативных
материалов и методических разработок
по труду; организаций, осуществляющих
деятельность в области нормирования
труда, и их кадрового состава;
методов, способов и конкретных
действий по установлению норм
труда (рис. 3).
Под смешанным
способом подразумевается одновременный
процесс установления норм вышестоящей
структурой и в результате
самонормирования труда.
Цель управления
системой нормирования труда
- обеспечение функционирования
общей системы управления, как
в масштабах общества, так и
отдельного предприятия, эффективным
инструментом упорядочивания хозяйственной
деятельности, отвечающей требованиям
рыночной экономики, стратегии
деятельности предприятия.
Объектом
управления вышеназванной системы
выступает конкретный механизм
разработки и применения норм
труда на разных уровнях народного
хозяйства.
Формами
выражения процесса управления
нормированием служат расширение
сферы нормирования труда, обеспечивающее
измерение и оценку трудовых
затрат при всех видах деятельности
и разновидностях выполняемых
работ; соблюдение высокого качества
устанавливаемых норм труда, их
максимальное приближение к необходимым
затратам труда; обоснование норм
труда с учетом технико-технологических,
организационных, психофизиологических,
социальных, экономических (рыночных)
факторов; гуманизация норм труда.
Сегодня
система управления нормированием
труда находится в кризисном
положении, которое характеризуется
устареванием нормативных и научно-методических
разработок и нормативов; нарушением
взаимодействия организаций и
структур, занимающихся нормированием
труда, а порой, и их ликвидацией;
сокращением, а по некоторым
направлениям и полным прекращением
проведения исследований и разработок;
снижением кадрового потенциала
работников, занимающихся нормированием
труда, их естественной убылью,
которая практически не восполняется.
На государственном
уровне основными направлениями
решения вышеназванных проблем
являются: совершенствование системы
управления нормированием труда,
направленное на определение
и более четкое разграничение
направлений исследований и разработок
соответствующих организаций, устранение
дублирования и переориентацию
их деятельности на рыночные
условия хозяйствования; улучшение
управления нормативным хозяйством,
предполагающее комплектование
новыми нормативными документами,
систематизацию и создание справочно-поискового
аппарата наличия, классификации
и индексации документов по
видам и направлениям использования,
создание системы оперативного
оповещения, организацию системы
организационно-методического руководства;
автоматизация работ в области нормирования
труда, направленная на создание электронных
баз данных в едином центре, доступных
на тех или иных условиях заинтересованным
специалистам, как государственных предприятий,
так и предприятий других форм собственности;
улучшение кадрового состава нормировщиков
путем их академической и производственной
подготовки, профессионального отбора.
На уровне
предприятия основными принципами
управления системой нормирования
труда выступают самостоятельность,
рациональность и эффективность.
Самостоятельность
предполагает, что само предприятие
определяет необходимость применения
системы нормирования труда или
ее элементов, осуществляет выбор
методов нормирования труда
и видов применяемых нормативов,
устанавливает степень широты
распространения системы нормирования,
решает вопрос о привлечении
консалтинговых фирм для разработки
и корректировки норм и т.
д.
Принцип
рациональности предполагает определение
масштабов применения нормирования
труда с точки зрения влияния
на основные производственные, экономические
и социальные показатели деятельности
предприятия.
Принцип
эффективности требует от управления
нормированием труда соизмерения
затрат, связанных с обеспечением
ее функционирования на предприятии,
с конкретным результатом
использования данной системы.
Причем такое соизмерение
необходимо вести на всех уровнях
организационной структуры предприятия
с расчетом величины экономической
эффективности применения методов
нормирования.
Заключение
При разработке
данного курсового проекта
был проведен анализ нормирования
труда как основного фактора
по совершенствованию организации
труда с целью облегчения и
повышения производительности.
В этой
связи можно отметить, что нормирование
труда должно основываться на
достижениях науки и передовом
опыте, систематически внедряемых
в производство. Она позволяет
наилучшим образом соединить
технику и людей в едином
производственном процессе, обеспечивает
наиболее эффективное использование
материальных и трудовых ресурсов,
непрерывное повышение производительности
труда, способствует сохранению
здоровья человека.
Мировой
опыт свидетельствует о постоянном
расширении сферы применения
нормирования труда. В зарубежной
практике, как правило, лишь небольшие
предприятия с численностью работающих
до 50 человек не применяют нормы
труда, ограничиваясь соблюдением
элементарных правил организации
труда. Зарубежные специалисты
отмечают, что внедряя и совершенствуя
нормы труда, предприниматели
получают значительный эффект, выражающийся
в увеличении объемов выпуска
и повышении качества продукции
(услуг) при неизменных производственных
мощностях, в росте прибыли
за счет сокращения издержек,
а также социальный эффект
за счет снижения текучести
кадров, уменьшение числа трудовых
конфликтов.
Таким образом,
нормирование труда, являясь
инструментом учета, анализа и
планирования трудозатрат, влияет
на издержки и соответственно
на прибыль предприятия. Разработка
нормативов и норм труда включает
различные методы, среди которых
наиболее перспективным считается
метод микроэлементного нормирования.
Однако в последние годы, в
связи с усилением значимости
теории качества трудовой жизни,
наблюдается отказ от мелочного
регламентирования трудовых движений
ради обогащения труда и снижения
монотонности в работе. В России
ослабление внимания к нормированию
труда вызвано объективными причинами
реформирования экономики. В перспективе
каждое предприятие должно будет
строить свою систему нормирования
труда, учитывающую как ее общеметодологические
основы, так и особенности труда
в отрасли. В настоящее время
законодательно установлено, что
работа по совершенствованию
нормирования труда является
прерогативой работодателя.
Список использованной литературы
Трудовой Кодекс РФ
Макарова Л. Н. Методические
указания по написанию курсовых проектов.
– М.: МГУП, 2002.
Бычин В.Б., Малинин С.В. Нормирование
труда: Учебник./ Под ред. Одегова
Ю.Г. - М.: Экзамен, 2003.
Владимирова Л.П. Экономика
труда: Учебное пособие. 2-е изд., перераб.
и доп.-М.: Издательский Дом «Дашков
и Ко», 2002.
Остапенко Ю. М. Экономика
труда: Учебное пособие.-2-е изд.,-
М.: Инфра-М, 2007.
Пашуто В. П. Организация,
нормирование и оплата труда на предприятии:
Учебно-практическое пособие. - М.: Кнорус,
2005.