Сущность инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности инфляции, ее причин и видов, механизмов открытой инфляции, и демонстрация изменения уровня инфляции в России за последние годы.
Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
Раскрытие сущности инфляции, её причин, типов, видов, показателей инфляции.
Изучение самовоспроизводства открытой инфляции, инфляционных ожиданий. Взаимодействие инфляции спроса и инфляции издержек.
Рассмотрение особенностей развития инфляционных процессов в современной российской экономике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Сущность инфляции, её причины, типы и виды. Показатели инфляции…...5
2.Самовоспроизводство открытой инфляции, инфляционные ожидания. Взаимодействие инфляции спроса и инфляции издержек…………….……...18
3.Особенности развития инфляционных процессов в современной российской экономике. ………………………………..………………...……...22
Заключение…………………………………………………………………….....26
Практикум………………………………………………………………………..
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРС МАКРОЭК.docx

— 78.38 Кб (Скачать файл)

     При подавленной  инфляции государство, обеспокоенное  ростом цен, вступает в борьбу  с этим явлением. Оно устанавливает  тотальный административный контроль над ценами и доходами, замораживая их на определенном уровне.

     Особенностью  такой антиинфляционной политики  является не только решительность  государственных мер. Обращает  на себя внимание их неправильность. Государство борется не с деформациями  рынка, приведшими к превышению  совокупного спроса над совокупным  предложением, а с последствиями этих деформаций – ростом цен. Поэтому сохраняя причины инфляции, такие государственные меры становятся бесперспективными.

     В международной  практике в зависимости от величины роста цен принято деление инфляции на следующие виды:

  • нормальная инфляция – при темпе инфляции 3-3,5% в год;
  • умеренная, или ползучая инфляция, при темпе инфляции до 10% в год;
  • галопирующая инфляция- при темпе инфляции 20-200% в год;
  • гиперинфляция - при темпе инфляции 50% в месяц и более на протяжении более шести месяцев. При такой инфляции стоимость денег падает так быстро, что они уже не выполняют своих главных функций, растет бартер.
  • Эмиссионная инфляция, при которой рост денежной массы масштабно и мгновенно опережает товарную.

 Соотносительность роста  цен по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности их роста, выделяют следующие виды инфляции:

- сбалансированная;

-несбалансированная.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: если сырье подорожало в 10 раз, то соответственно увеличивается цена конечной продукции. Риск потери доходности несут только те предприниматели, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Несбалансированная инфляция – большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. В свою очередь по критерию ожидаемости или предсказуемости инфляции выделяют: ожидаемую и неожидаемую. Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее с достаточной степенью надежности; неожидаемая – возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен. [3, с. 541]

     Инфляция представляет  собой экономическое состояние  и процесс. Вполне понятно,  что экономическая теория оперирует  определенным показателем, с помощью  которого можно данный процесс  оценивать, измерять. Таким показателем выступает индекс цен, который представляет собой соотношение цен во времени, где цены базисного года принимают за 100%, а цены последующих лет пересчитываются по отношению к базисному году:

где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.

     Расчет индекса  - достаточно сложная задача. Необходимо  составить систему классификации  всех товаров и умело проводить  их группировки по определенным  признакам. Например, в России принято определять индексы потребительских цен по ряду товаров, включающих как правило, 70 видов наименований. [2, с.280]

Так по данным «Российской  газеты» инфляция в России с 2009 по 2011 год составила:

В 2009 году -8,8%;

В 2010 году-8,8%;

В 2011 году-6,1%. [6, http://www.rg.ru/2011/12/30/]

Индекс цен, рассчитываемый для неизменного набора товаров, получил название индекса Ласпейреса. Однако он не учитывает возможности  замены более  дорогих товаров  более дешевыми, т.е. происходит недооценка возможного изменения товарной структуры. Индекс, рассчитываемый для изменяющегося набора, т.е. учитывающий возможность взаимного замещения товаров, называется индексом Пааше. Но в индексе Пааше не отражается происходящее при этом снижение уровня благосостояния. Формула Фишера устраняет недостатки обоих индексов.

Индекс роста  цен по формуле Ласпейреса (I1):

I1=(P x Ot) / (Pb x Ob)

Индекс роста цен по формуле Пааше или неявный ценовой дефлятор ВНП (Ip):

Ip=( P x Ot) /  (Pb x Ot)

Индекс роста цен по формуле Фишера:

If=I1 x Ip.

If=[(P x Ot) / (Pb x Ob)] x [( P x Ot) /  (Pb x Ot)],

где Р1-цена t-го года; Pb-цена базисного года; О1-объем продукции, произведенной в t-м году; Оb-объем продукции произведенной в базисном году. [3, с. 541]

Индекс потребительских  цен рассчитывается в соответствии с Основными положениями о  порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные  услуги, оказанные населению, и определения  индекса потребительских цен, утвержденными  Постановлением Госкомстата РФ от 25.03.2002 N 23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индексы потребительских цен в 2012 году

 

 Период 

      В целом        

              В том числе на                

       Товары        

       Услуги        

 

В % к  
преды- 
дущему 
месяцу 
2012   
года 

В % к   
декабрю 
2011   
года 

В % к   
соот-   
ветст-  
вующему 
месяцу  
2011    
года  

В % к  
преды- 
дущему 
месяцу 
2012   
года 

В % к   
декабрю 
2011   
года 

В % к   
соот-   
ветст-  
вующему 
месяцу  
2011    
года  

В % к  
преды- 
дущему 
месяцу 
2012   
года 

В % к   
декабрю 
2011   
года 

В % к   
соот-   
ветст-  
вующему 
месяцу  
2011    
года  

август 

100,1

104,6

105,9

99,9

104,2

105,9

100,6

105,7

106,2

июль   

101,2

104,5

105,6

100,7

104,3

105,5

102,7

105,1

105,9

июнь   

100,9

103,2

104,3

100,9

103,5

104,5

100,8

102,3

103,8

май    

100,5

102,3

103,6

100,5

102,6

103,6

100,7

101,5

103,7

апрель 

100,3

101,8

103,6

100,3

102,1

103,5

100,3

100,9

103,7

март   

100,6

101,5

103,7

100,6

101,8

103,6

100,4

100,6

103,9

февраль

100,4

100,9

103,7

100,5

101,1

103,7

100,0

100,2

103,9

январь 

   - 

100,5

104,2

   - 

100,6

104,0

   - 

100,2

104,7


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индексы потребительских цен в 2011 году

 

 Период 

      В целом        

              В том числе на                

       Товары        

       Услуги        

 

В % к  
преды- 
дущему 
месяцу 
2011   
года 

В % к   
декабрю 
2010   
года 

В % к   
соот-   
ветст-  
вующему 
месяцу  
2010    
года  

В % к  
преды- 
дущему 
месяцу 
2011   
года 

В % к   
декабрю 
2010   
года 

В % к   
соот-   
ветст-  
вующему 
месяцу  
2010    
года  

В % к  
преды- 
дущему 
месяцу 
2011   
года 

В % к   
декабрю 
2010   
года 

В % к   
соот-   
ветст-  
вующему 
месяцу  
2010    
года  

декабрь

100,4

106,1

   -  

100,5

105,2

   -  

100,3

108,7

   -  

ноябрь 

100,4

105,6

106,8

100,5

104,7

106,0

100,1

108,4

108,8

октябрь

100,5

105,2

107,2

100,6

104,1

106,5

100,1

108,3

109,0

сентябрь

100,0

104,7

107,2

100,0

103,5

106,6

  99,9

108,1

108,8

август 

  99,8

104,7

108,2

  99,5

103,5

107,8

100,3

108,2

109,0

июль   

100,0

105,0

109,0

  99,8

104,0

109,0

100,6

107,9

108,9

июнь   

100,2

105,0

109,4

100,1

104,2

109,6

100,7

107,2

108,8

май    

100,5

104,8

109,6

100,4

104,1

110,0

100,7

106,5

108,6

апрель 

100,4

104,3

109,6

100,4

103,7

110,1

100,5

105,7

108,2

март   

100,6

103,8

109,5

100,7

103,3

110,0

100,3

105,2

107,9

февраль

100,8

103,2

109,5

100,8

102,6

110,0

100,8

104,9

107,9

январь 

   - 

102,4

109,6

   - 

101,8

110,1

   - 

104,1

108,2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индексы потребительских цен в 2010 году

 

 Период 

      В целом        

              В том числе на                

       Товары        

       Услуги        

 

В % к  
преды- 
дущему 
месяцу 
2010   
года 

В % к   
декабрю 
2009   
года 

В % к   
соот-   
ветст-  
вующему 
месяцу  
2009    
года  

В % к  
преды- 
дущему 
месяцу 
2010   
года 

В % к   
декабрю 
2009   
года 

В % к   
соот-   
ветст-  
вующему 
месяцу  
2009    
года  

В % к  
преды- 
дущему 
месяцу 
2010   
года 

В % к   
декабрю 
2009   
года 

В % к   
соот-   
ветст-  
вующему 
месяцу  
2009    
года  

декабрь

101,1

108,8

   -  

101,3

109,1

   -  

100,4

108,1

   -  

ноябрь 

100,8

107,6

108,1

101,0

107,6

108,0

100,2

107,6

108,1

октябрь

100,5

106,8

107,5

100,7

106,5

107,3

100,0

107,4

108,0

сентябрь

100,8

106,2

107,0

101,1

105,8

106,6

100,0

107,4

108,0

август 

100,6

105,4

106,1

100,7

104,7

105,4

100,3

107,3

108,0

июль   

100,4

104,8

105,5

100,3

104,0

104,6

100,6

107,0

108,1

июнь   

100,4

104,4

105,8

100,4

103,7

104,9

100,4

106,4

108,4

май    

100,5

104,0

106,0

100,6

103,3

105,1

100,4

106,0

108,4

апрель 

100,3

103,5

106,0

100,3

102,7

105,2

100,2

105,6

108,4

март   

100,6

103,2

106,5

100,7

102,4

105,8

100,4

105,4

108,4

февраль

100,9

102,5

107,2

100,8

101,7

106,6

101,0

105,0

108,7

январь 

   - 

101,6

108,0

   - 

100,8

107,6

   - 

103,9

109,1

Информация о работе Сущность инфляции