Сущность экономической реформы в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:17, реферат

Описание работы

Процессы, происходящие в экономике Китая, на протяжении нес-кольких последних десятилетий привлекают к себе внимание специалистов и широкой мировой общественности. Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. Сейчас Китай опасен как располагающий дешевой рабочей силой конкурент, лишающий нас рабочих мест и доли рынков... В глазах слишком многих Китай остается угрозой. Однако и недруги Китая вынуждены признавать, что перемены, происходящие в этой стране, поразительны.

Файлы: 1 файл

Сущность реформы Китая -.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Вступление.

 

Заметный и постоянно  растущий интерес в мире вызывают экономи-ческие преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два  десятилетия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним  из древнейших государств в мире, впервые  за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии.

Необходимые внутренние предпосылки для этого есть. Китай  обладает большой территорией, является крупнейшей страной по численности населения; занимает важное геостратегическое положение, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Процессы, происходящие в экономике Китая, на протяжении нес-кольких последних десятилетий  привлекают к себе внимание специалистов и широкой мировой общественности. Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. Сейчас Китай опасен как располагающий дешевой рабочей силой конкурент, лишающий нас рабочих мест и доли рынков... В глазах слишком многих Китай остается угрозой. Однако и недруги Китая вынуждены признавать, что перемены, происходящие в этой стране, поразительны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность финансовой системы Китая.

После снятия железного занавеса в 1979 году, в Китае произошли фундаментальные изменения. Страна прошла путь от закрытой экономики с превалирующим сельскохозяйственным сектором и центральной плановой системой до быстрорастущей, ориентированной на рынок, открытой экономики. Многое было сказано и написано о так называемом "азиатском чуде". Однако роль Китайской финансовой системы в поддержании экономического роста не совсем ясна.

Основной задачей финансовой системы в экономике страны, по мнению западных экономистов, является размещение ресурсов среди инвесторов и фирм через различные каналы и механизмы для обеспечения максимального общественного благосостояния. В идеале, если финансовые рынки обеспечивают равное распределение рисков среди экономических агентов в рамках финансовой системы, то появляется возможность эффективного контроля над корпоративным управлением, а информация полностью прозрачна, что обеспечивает эффективное размещение капитала и поддерживает бесперебойное функционирование финансовой системы. Китайская финансовая система обладает своей спецификой, а ее фундаментальные отличия настолько существенны, что использование каких-либо шаблонов не является оптимальным. Корпоративное управление, бухгалтерские стандарты, защита кредиторов и акционеров находятся на нижайшем уровне, а банковская система недостаточно развита и по большей части неэффективна. Не так давно основанные Шанхайская фондовая биржа и Шеньженьская фондовая биржа, а также Сянганская фондовая биржа с внесенными в список торгов фирмами из основного Китая, набирают обороты, но их важность в плане финансирования крайне незначительна даже по сравнению с тем же банковским сектором. Учитывая несовершенство законов в области защиты частной собственности и прав инвесторов, неэффективность и ограниченность финансовой системы, Китай должен был бы давно столкнуться с экономическим упадком. Тем не менее, этого не произошло.

С 1979 года стала постепенно развертываться и непрерывно углубляться  реформа по расширению производственно-хозяйственной  самостоятельности. Увеличивая сначала права предприятий на базе государственно политики, она перешла затем к созданию механизма активного функционирования предприятий посредством конституциональной инновации. В результате предприятия стали товаропроизводителями и хозяйствующими субъектами, действующими на началах самохозяйствования и самоокупаемости.

В 1988 году в Китае началась маркетизация компонентов производства. В 90-е годы этот процесс ускорился. Стремительный выход на рынок  земли, капитала, рабочей силы вызвал необычайно быстрое развитие земельного, фондового, займового, трудового и других рынков. Постепенно сформировались также научно-технические и информационные рынки.

В настоящий момент по-прежнему контролируется совсем немного цен. Из промышленной продукции это, главным образом, цены на нефть, сталь и т.д. если взять сельскохозяйственную продукцию, то здесь государство контролирует лишь цены на несколько ее главных видов, например, на зерно и хлопок и притом только государственные закупочные. Сверхзакупочную продукцию крестьяне продают по рыночным ценам.

Во-вторых, в результате преобразования унитарного общественного сектора, существовавшего не один год, сложилась картина совместного развития различных секторов экономики при доминировании социалис-тической общественной собственности.

В-третьих, создана начальная  форма косвенного макрорегулирования. Китай отказался от макроуправления  времен плановой экономики, когда главным  было прямое, натуральное управление. Контроль над экономикой посредством  чисто административных рычагов постепенно сменялся рыночным регулированием, осуществляемым главным образом на основе экономических и юридических мер.

В-четвертых, важные сдвиги произошли в области социального  обеспечения. До реформы место работы рабочих и служащих представляло собой «малое общество». На данный момент в Китае сформирована система социального обеспечения, основанная на совместном участии государства, организаций и граждан.

Сейчас Китай вступил  в «период рекордно высокого уровня слияний и приобретений», в ходе которого около 90 % государственных предприятий страны перейдут в частные руки, т.е. будут приватизированы. Правительство надеется, что частные владельцы помогут сделать убыточные компании, лежащие тяжелым бременем на китайской экономике, рентабельными. Также один из путей решения этой проблемы — создание малых предприятий, развитие индивидуального сектора, что может решить проблему трудоустройства от 50 до 80 млн. человек, занятых на производстве в городах страны.

Значительные изменения  произошли в инвестиционной политике. Система мобилизации и распределения инвестиционных ресурсов в период до начала осуществления политики реформ основывалась на полном изъятии в госбюджет прибыли предприятий и дальнейшем распределении средств между регионами, отраслями, предприятиями. Ассигнования в экономику носили безвозмездный характер при упоре на административные методы хозяйственного управления. В период осуществления реформы были диверсифицированы источники финансирования. Наряду с государственными средствами активно используются средства коллективных, индивидуальных, частных и совместных предприятий, накопления населения.

Осуществляется децентрализация  государственных капиталовложений в сторону увеличения роли источников финансирования, находящихся в руках  местных властей и государственных предприятий.

Бюджетное финансирование все в большей степени заменяется кредитованием капиталовложений, которое  осуществляется специализиро-ванными  банками.

Частными предприятиями, согласно законодательству КНР, являются хозяйства с числом наемных работников, превышающим восемь человек. Частный сектор стал развиваться на базе индивидуального сектора. В программных документах КНР отмечается, что необходимо поощрять развитие частного сектора, так как он функционирует в рамках экономики, основанной на общественной форме собственности, и не может занять господствующие позиции в стране, а определенное развитие частного сектора стимулирует производство, увеличивает занятость, оживляет рынок. Большую хозяйственную самостоятельность получили предприятия коллективного сектора. В настоящее время коллективным сектором охвачена почти вся сельская местность и большая часть городов.

Раньше главным транспортом  для жителей Пекина на узких улочках  столицы был велосипед, а сегодня  ее дороги, которые не в пример российским несопоставимо лучше и шире, заполонили новенькие «Ауди», «Фольксвагены Пассат», «Тойоты», «Ситроены» и американские «Бьюики». Причем все эти машины китайской сборки. Решение производить собственную сборку сопровождалось достаточно жесткими налоговыми санкциями, направленными на снижение импорта автомобилей в страну, и, наоборот, льготными условиями для иностранных автомобилестроителей. В результате Китай вышел на четвертое место в мире по количеству произведенных автомобилей, и это, надо полагать, далеко не предел.

В 1995-2000 гг. производство автомобилей возросло с 1,45 до 2,07 млн., в том числе легковых – с 323 до 607 тыс. (темп роста 19%). Количество частных автомобилей в 2010 г. достигло 6,26 млн. (темп роста в среднем 20% в год).

Не менее эффективно решается в том же Пекине и жилищный вопрос. Человек, не бывавший в каком-нибудь районе китайской столицы хотя бы пару недель, рискует не узнать ее – целые жилые кварталы, состоящие из традиционных по сути карточных домиков и грязных двориков, буквально в одну ночь сносятся бульдозерами. А на их месте как грибы вырастают небоскребы и супермаркеты. При этом в Китае сохраняется бесплатное муниципальное жилье. Для желающих приобрести собственные хоромы существует доступная система кредитования.

Китай стремится стать ведущим и в отраслях, производящих ком-пьютерную оснастку и программное обеспечение. Пекин делает ставку на развитие новой информационной экономики, хотя это и может привести к ослаблению контроля правительства над системой связи и распределением информации. Китай также является крупнейшим рынком для продажи сотовых телефонов, сейчас их уже насчитывается 200 млн., и ежемесячно в стране продается в среднем около 2 млн. штук.

В Китае рост ВВП в 2010 году составил 9,1%, что является самым значительным показателем с 1997 года. Налоговые поступления в стране выросли в 2010 году на 20,3% (в 2002 году рост налоговых поступлений здесь составил 12,1%).1

Анализируя развитие китайской экономики, большинство  экспертов считают, что ее достижения стали возможны благодаря, прежде всего, стабильности и планомерному развитию страны, умелой инвестиционной политике Пекина. При этом на первое место они выводят верховенство авторитарного режима. Как известно, экономические реформы в стране подрывают жизнь миллионов людей и поэтому зачастую непопулярны. И если бы Китай был демократическим государством, то там, вероятно, возникло бы движение, оппозиционное реформам. Но страной правит авторитарный режим, и это обстоятельство позволяет ему быстро осуществлять радикальные изменения и добиваться ошеломляющих результатов.

Можно сделать вывод  о том, что Китай – это страна с огромным по-тенциалом, которым  она готова делиться на взаимовыгодных условиях с любым честным, авторитетным и грамотным партнером. Товары, произ-водимые в Китае, обладают как низкими, так и высокими качественными характеристиками, от чего зависит цена на те или иные товары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи, на решение которых  в первую очередь ориентирована  финансовая система Китая,- следующие.

Во-первых, это обеспечение экономики финансовыми ресурсами для развития за счет внутренних источников.

Во-вторых, это создание достаточно эффективного режима работы кредитной системы, делающего возможным  эффективную абсорбцию свободных  денежных средств и их перераспределение в интересах реального сектора.

В Китае он вполне может  развиваться на кредитной базе, и, как показывает опыт, развиваться  очень эффективно.

В-третьих, финансовая система  сконструирована таким образом, чтобы обеспечивать высокую эффективность системы внешнеэкономических взаимодействий КНР. Возможность крупномасштабных утечек капитала из страны исключена, и вместе с тем созданы финансовые предпосылки для того, чтобы китайская экономика могла эффективно абсорбировать свободные капиталы, обращающиеся на мировом рынке.

Важный момент - и юань, и гонконгский доллар эффективно защищены. Возможность управления курсом юаня извне исключена, гонконгского доллара - практически исключена.

В целом финансовая система КНР в том виде, какой  она имеет в последнее десятилетие, аналогична финансовой системе Японии в 50-е годы и Тайваня и Южной Кореи в 50-е-70-е годы, то есть в тот период, когда эти страны решали задачи модернизации и догоняющего развития. Этот тип финансовой системы, ориентированный на решение задач форсированного экономического развития, поэтому может быть назван дальневосточным.

Китайский вариант дальневосточного типа финансовой системы характеризуется  следующими основными особенностями:

- повышенный удельный  вес госсектора в финансировании  капиталовложений;

- значительные вариации  системы цен по горизонтали  в связи с огромными размерами  страны и разнообразием местных  условий;

- в связи с последним  условием - наличие сильных локальных  вариаций финансовой и соответственно  экономической политики.

Эта особенность китайской финансовой и экономической политики делает возможной эффективную адаптацию экономики к локальным факторам, и на этой основе способствует повышению ее эффективности и динамического потенциала.Задача либерализации финансовой политики как таковая исходит формально из принципа адаптации финансовой политики преимущественно к интересам краткосрочных инвесторов, которых в прошлом было принято именовать спекулянтами, а потому перед Китаем не стоит. В китайском предпринимательском сообществе слишком много людей, знающих что почем, что работает, а что не работает. Однако с течением времени финансовая система Китая и, прежде всего, его кредитная система будут постепенно либерализовываться - в той мере, в какой этого будет требовать экономическая обстановка..

Информация о работе Сущность экономической реформы в Китае