Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:17, реферат
Процессы, происходящие в экономике Китая, на протяжении нес-кольких последних десятилетий привлекают к себе внимание специалистов и широкой мировой общественности. Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. Сейчас Китай опасен как располагающий дешевой рабочей силой конкурент, лишающий нас рабочих мест и доли рынков... В глазах слишком многих Китай остается угрозой. Однако и недруги Китая вынуждены признавать, что перемены, происходящие в этой стране, поразительны.
Достаточно широко распространено представление о финансовой слабости современного китайского государства. Эта точка зрения не соответствует реальному положению вещей.
По опубликованным оценкам МВФ и Всемирного банка, еще в середине 90-х годов ВВП КНР составлял примерно 50% от ВВП США. Таким образом, казалось бы, истина стала общедоступной. Но на самом деле эта оценка - тоже "политическая цифра".
Промышленное производство КНР в 1995 году, по любым методикам подсчета, было сравнимо с промышленным производством США. Конечная продукция сельского хозяйства Китая еще в 80-е годы превысила американскую. По объему строительно-монтажных работ КНР намного перекрывает США (уже в 1995 году производство цемента КНР в 6 раз превысило таковое в США).
Китайская политика в вопросе публикации экономической информации всегда придерживалась принципа: с одной стороны, нужно говорить правду, насколько это возможно в столь несовершенном мире, а с другой стороны, по возможности "щадить" чувства тех многочисленных элементов западной "элиты", которые нервно реагируют на чужие успехи, а затем проявляют склонность угробить и успехи, и "чужих". Это, вероятно, основная причина чрезвычайной сложности схем статистического учета в КНР, их низкой "прозрачности" и наличия в обороте основных статистических изданий данных, как говорят статистики, по разным учетным базам.
Сегодня в Китае в основном сформирована финансовая система, в которой урегулирование и контроль осуществляет центральный банк, а главными субъектами являются государственные банки. Разделены финансовые потоки политического и коммерческого характера, поддерживается сотрудничество между различными финансовыми учреждениями и их функциональная взаимодополняемость. Стабильному развитию финансового сектора способствуют важные реформы и поэтапное расширение его внешней открытости, начало которым положила политика реформ и открытости, проводящаяся с 1979 г.
Как уже отмечалось, финансовая система Китая крайне неразвита и неэффективна. Недавно сформированные фондовые рынки находятся на ранней стадии своего развития, а потому их вес пока незначителен. Банковская система, напротив, играет важную роль: отношение всего банковского кредита к ВВП по данным за 2003 год составляет 1.13, что даже выше, чем в Германии, где позиции банков традиционно сильны. Однако если рассматривать кредиты, выданные частному сектору (неформальным частным компаниям), данный коэффициент моментально снижается с 1.13 до 0.242. Это говорит о том, что банковские кредиты выдаются в основном государственным и коллективным компаниям. Более того, банковская система Китая неэффективна: ее накладные расходы составляют 12.2% от общего имущества, в то время как, скажем, во Франции этот показатель составляет 5.4%.
Подводя некий промежуточный итог, можно выделить три основных характеристики финансовой системы Китая:
1) значение финансовых рынков и банков невелико, но наблюдается его рост;
2) банки все же доминируют,
хотя их лидерство не
3) эффективность системы в целом остается низкой.
Что удивительно, несущественный объем рынков капитала никак не соотносится с огромным ростом производства в Китае. Откуда же китайские фирмы берут средства на его расширение? Для публичных, государственных и совместных предприятий основным источником средств, как уже отмечалось, является банковский кредит. Доход от выпуска акций этих фирм составляет лишь малую часть привлеченных средств. Для предприятий неформального сектора основными методами привлечения средств являются внутреннее финансирование и накопление капитала.
Два других важных источника
финансирования: государственный бюджет
и иностранные инвестиции. Как
и все социалистические страны, Китай
полагался на командно-плановую систему
при распределении средств
Одной из наиболее важных функций финансовой системы является приобретение и использование информации для наиболее успешного размещения ресурсов. В системе США, в связи с наличием большого количества публичных компаний, а также жестких требований по доступности информации, присутствует высокая степень открытости информации. В дополнение к общедоступной информации, существуют институты, где финансовые аналитики собирают информацию из всех источников, включая закрытые, и их прогнозы и рекомендации относительно покупки или продажи акций также способствуют процессу предоставления информации. Информация, как правило, быстро отражается в котировках акций. С другой стороны, в ориентированных на банковский сектор системах Германии и других стран континентальной Европы, финансовые рынки предоставляют очень мало информации. В США основная доля информации предоставляется непосредственно инвесторам, в то время как в Германии – их посредникам в банковском секторе.
Считается, что более качественная и открытая информация улучшает эффективность распределения и всеобщее благосостояние. Эта предпосылка получает сейчас большую поддержку в США, где принимаются меры по улучшению стандартов бухгалтерской отчетности и прозрачности информации, в связи с банкротством Enron и рядом других скандалов. Однако информационная эффективность может негативно сказаться на благосостоянии инвесторов. Чрезмерная открытость информации, которая может оказаться изменчивой и даже противоречивой, приводит к спекуляциям и колебаниям цен на акции, что ведет к неоправданным рискам и расходам со стороны инвесторов. В этом отношении, определенная непрозрачность информации может быть полезна. В финансовой системе Германии, например, лишь несколько компаний являются публичными и информация о них довольно скупа.
Китай находится в процессе улучшения бухгалтерских и информационных стандартов для публичных компаний. Этот процесс, безусловно, важный, не должен быть форсирован, и определенные уроки должны быть извлечены из опыта других стран. Однако основные проблемы здесь – острая нехватка в Китае независимых профессиональных аудиторов, юристов, а также отсутствие эффективной судебной системы, которая могла бы защитить активы компаний от растраты и других махинаций. Таким образом, улучшение прозрачности информации пока не является первостепенной задачей для Китая.
Финансовые кризисы часто сопровождают развивающуюся финансовую систему. До 20 века банковские кризисы, валютные кризисы и обвалы на фондовых рынках часто случались в Европе и в США. Банковские кризисы, когда банки не обладали достаточными ликвидными активами для удовлетворения спроса потребителей, были особенно разрушительными. Однако с образованием центральных банков в этих странах была достигнута определенная финансовая стабильность..
После вступления в ВТО,
Китай находится под постоянным
давлением, которое вынуждает его постепен
В Китае корпоративное управление в формальном секторе осуществляется с помощью партийных чиновников и довольно нерационально. В неформальном же секторе сформировались специфические механизмы управления, не понятные большинству наблюдателей.
Законодательная база в Китае тоже крайне неразвита. Меры по защите прав акционеров, прав собственности и авторских прав почти не предусмотрены. Все вышесказанное относится, в том числе к формальному сектору в экономике. Однако неформальный сектор, где, по сути, вообще не действуют никакие законы, даже самые плохие и неэффективные, развивается в несколько раз быстрее. Из этого следует, что существуют какие-то неформальные механизмы, согласно которым действуют экономические субъекты. Эти механизмы основаны на деловой репутации, отношениях с клиентами и ряде других факторов. Так, финансирование фирм в неформальном секторе происходит часто совершенно нестандартными методами. Начальный капитал обычно собирают с привлечением родственников, друзей и других заинтересованных лиц. Более зрелые фирмы обычно берут кредит у своих деловых партнеров и у других компаний, с которыми они имеют дело. Как правило, эти кредиты нигде не регистрируются, отсутствует какая-либо их контрактная основа. Заграничные инвесторы несут значительные риски, в связи с возможными банкротством фирмы, обманом или политическими рисками, но процент по этим негласным сделкам обычно высок и при положительном исходе дела крайне выгоден для инвесторов. Конкуренция среди китайских фирм, особенно на начальных этапах их становления, крайне высока. Выигрывает здесь фирма с лучшей репутацией, наиболее эффективным управлением и более обширными связями.
Главной проблемой, как финансовой системы, так и Китая в целом, является отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы. Эта проблема все больше усугубляется из-за коррупции во властных структурах, нередко связанных не только с простыми частными предпринимателями, занятыми в неформальном секторе, но и с недобросовестными бизнесменами и криминальными авторитетами. Принятый недавно закон о защите прав частной собственности, безусловно, большой шаг, все же, немного запоздалый. Учитывая темпы экономического роста, основу которого составляет как раз неформальный сектор, китайскому следует правительству разработать план экстренных реформ.
Китай сумел обеспечить пока что продовольствием и одеждой свое стремительно растущее, крупнейшее в мире население; со своей дешевой продукцией легкой и радиотехнической промышленности он вышел на мировой рынок и продолжает укреплять на нем свои позиции, хотя внешнеторговое сальдо остается пока отрицательным; да, Китай — единственная страна социалистического лагеря, который смог добиться таких экономических достижений без ломки идеологии. Одновременно он же, вероятно и самый продвинувшийся вперед из их числа по освоенности рыночных методов хозяйствования.
Однако, очевидно, что китайская финансовая система нуждается в серьезных реформах. Неформальный сектор экономики в несколько раз опережает развитие формального, что приводит к тому, что образуются специфические финансовые механизмы, эффективные до поры до времени, но, по сути, нелегальные. Таким образом, государственные реформы не успевают за развитием частного сектора. Это приводит к тому, что правительство теряет контроль над ситуацией и не держит руку на пульсе экономической жизни страны. Реально финансовые потоки почти никем, кроме коррумпированных партийных чиновников и криминальных структур, не контролируются. В ближайшем будущем подобная ситуация перестанет удовлетворять иностранных инвесторов, за счет которых, во многом, зависит финансирование китайских предприятий.
В плане финансовой системы, упор следует вероятнее всего сделать на построение эффективного банковского сектора, который смог бы стать основным источником финансирования не только государственных предприятий. Что касается фондовой биржи, то в силу восточной специфики, она хоть и будет играть важную роль, вряд ли станет основой финансовой системы страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировая экономика – сложная, подвижная система, находящаяся в постоянном изменении. Особенно крупные изменения произошли за последнюю четверть века.
Китайская Народная Республика (КНР) – третье по размерам территории государство мира. Его площадь превышает 9,6 млн. кв. м. Китай делится на 26 провинций и три города центрального подчинения – Пекин, Шанхай, Тяньцзинь.
Развивающиеся страны в последние несколько лет превратились в настоящий локомотив мировой экономики: если мировое производство товаров и услуг в целом выросло в 2004г. на 5,1%, то развивающиеся страны вместе с посткоммунистическими увеличили совокупный ВВП в том же году на 6,6%.
Успехи экономического
развития Китая выражаются в росте
объемов промышленного
В целом, внешняя политика
Китая все более явно ориентируется
на всемирное политическое, идеологическое,
экономическое содействие созданию
благоприятных условий для мирн
Следует попытаться оценить ближайшие перспективы Китая. Если нынешние тенденции сохранятся, то через 20 лет Китай станет державой с крупнейшей мировой экономикой. Переход от состояния былого экономического застоя к индустриальной мощи подтвердит статус страны как мировой державы. Даже до перехода через такой рубеж Китай станет доминирующим производителем и экспортером в различных отраслях, от трудоемких до высокотехнологичных. Он станет также сильным игроком в категориях продукции, производство которой требует применения передовых технологий, и начнет играть важную роль в верхних эшелонах рынка. Сделанные в Китае автомобили станут обычным явлением на европейских дорогах, причем не только под знакомыми марками Ford и VW (которые уже продают автомобили китайского производства в Австралии), но и под брендами SAIC и Dongfend Motors. Выпущенные в Китае реактивные самолеты войдут в коммерческую авиацию, а полеты китайцев космос, хотя и не самые сложные, перестанут быть сенсацией.
Литература