Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 00:23, контрольная работа
Задание: Предложите одну из мотивационных теорий для реализации цели одного из подразделений Вашей организации. Разработайте систему мотивационных влияний (экономических и неэкономических) для данного подразделения.
Так как удовлетворенность работой сотрудника в организации может возникнуть только при условии соответствия характеристик самой работы, условий труда, социально-психологической атмосферы индивидуальной структуре потребностей, интересов, ценностей, имеющих свою мотивационную составляющую, то мы считаем, что именно мотивация является базовой составляющей удовлетворенности сотрудника трудовой деятельностью в организации и, соответственно, одним из ключевых факторов, определяющих эффективность организационного поведения.
1. Сущность мотивации.
2. Основные теории мотивации.
3. Использование теории Портера - Лоулера для достижения цели организации.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский государственный университет технологий и управления
имени К.Г.Разумовского»
____ Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г.Разумовского в г. Мелеузе_РБ____
Контрольная работа
По дисциплине: Менеджмент
На тему: 4
02.10.2011 г.
Мелеуз-2011 г.
Задание
Предложите одну из мотивационных теорий для реализации цели одного из подразделений Вашей организации. Разработайте систему мотивационных влияний (экономических и неэкономических) для данного подразделения.
План
1. Сущность мотивации.
2. Основные теории мотивации.
3. Использование теории Портера - Лоулера для достижения цели организации.
1. Важнейшей задачей, которая
стоит перед современным российским бизнес-сообществом,
является разработка механизмов управления
организационным поведением сотрудника.
Организационное поведение будет эффективным,
если оно способствует достижению стратегических
целей организации, т.е. основной вектор
поведения всех сотрудников совпадает
с движением организации к достижению
ее стратегических целей. Однако достижение
этих целей будет возможно только при
обеспечении устойчивости этого движения.
Такую устойчивость поведению сотрудников
может придать удовлетворенность работой
(удовлетворенность трудом).
Мотивация - ключевой
фактор. Удовлетворенность трудом можно
считать одним из критериев поведения
сотрудника в организации с точки зрения
его эффективности: если степень удовлетворенности
трудом у сотрудника низкая, то и его поведение
в организации будет неэффективным. То
есть существует прямо пропорциональная
зависимость между такими категориями,
как удовлетворенность трудом и эффективность
организационного поведения сотрудника:
чем ниже степень удовлетворенности трудом,
тем менее эффективно его поведение в
организации .
Так как удовлетворенность
работой сотрудника в организации может
возникнуть только при условии соответствия
характеристик самой работы, условий труда,
социально-психологической атмосферы
индивидуальной структуре потребностей,
интересов, ценностей, имеющих свою мотивационную
составляющую, то мы считаем, что именно
мотивация является базовой составляющей
удовлетворенности сотрудника трудовой
деятельностью в организации и, соответственно,
одним из ключевых факторов, определяющих
эффективность организационного поведения
.
Под удовлетворенностью
трудом понимается не только ценностное,
но и эмоциональное отношение сотрудника
к своему труду. На степень удовлетворенности
трудом оказывают влияние такие социально-экономические
факторы (показатели), как рабочее время,
интенсивность и производительность труда,
условия труда, уровень заработной платы,
определенные параметры работы: срочность
и точность выполнения заданий, обязательность
в отношении других людей, мотивация и
др.
Мотивация в организации может
рассматриваться:
- как функция управления (мотивация изучается
как процесс побуждения к деятельности);
- как сила, побуждающая к действию (в этом
понимании мотивация сходна с понятием
"мотив").
Мотивация как функция управления - это процесс, с помощью которого руководство организации побуждает вести себя таким образом, чтобы стратегические цели данной организации были достигнуты, т.е. именно мотивация "побуждает" сотрудника к действию.
Существуют два типа мотивации:
- экономическая мотивация
- осуществляется посредством
- неэкономическая мотивация
- осуществляется с
Рассматривая мотивацию как силу, побуждающую к действию, т.е. практически как мотив, можно выделить такие функции мотивов трудовой деятельности, как:
-ориентирующую, направленную на выбор сотрудником типа поведения, наиболее приемлемого для него в данной ситуации;
-смыслообразующую, определяющую субъективную значимость выбранного сотрудником типа поведения;
-опосредующую, возникающую
на стыке внешних и внутренних мотивов
сотрудника, побуждающих его к действию
и влияющих на его поведение;
-мобилизующую - мобилизует внутренние
резервы сотрудника, необходимые для выполнения
различных видов деятельности;
-оправдательную, заложенную в отношении сотрудника к правилам, социальным нормам, ценностям и эталонам поведения, существующим в данной организации .
Таким образом, построение системы мотивации в организации дает возможность, с одной стороны, решить экономическую проблему, т.к. эффективная система мотивации позволяет повысить экономические показатели деятельности организации и двигаться в направлении ее стратегических целей, а с другой стороны, позволяет решить психологическую проблему, поскольку при ее построении должен учитываться такой показатель, как удовлетворенность трудовой деятельностью.
Мотивированность характеризует заинтересованное и действенное отношение к основной деятельности сотрудников в организации и включает в себя потребности, мотивы и ожидания. Поэтому, на наш взгляд, она является обязательной составляющей эффективного управления, когда во главу угла ставится работник, а не выполняемая операция .
Однако удовлетворение потребностей ведет к насыщению и снижению мотивации. Разрешение данной проблемы обусловливает использование работодателем комплекса материальных, нематериальных средств и методов формирования мотивации, поддерживающих заинтересованность работников на должном уровне.
Здесь важны все составляющие:
1) приложенные усилия (объем работы, ее интенсивность) - результаты - вознаграждение - удовлетворенность вознаграждением;
2) ожидания определенного
вознаграждения - поощрения в ответ
на достигнутый уровень
Мотив - внутренняя движущая
(побудительная) сила, направленная на
успешное выполнение поставленных задач.
Стимул - внешний побудитель
для активизации процессов деятельности.
Мотивация - процесс
инициирования и поддержки определенных
побуждений и интересов сотрудников в
организации, заставляющих их активно
действовать с определенной целью. При
этом потребность и интересы выступают
как внутренние, а цель - как внешний аспект
мотивации.
Процесс мотивации - система
стимулов, скоординированных по величине
и периодичности, адекватных результатам
деятельности и удовлетворяющих основной
группе потребностей, актуальных в данный
период времени.
Основные мотивационные теории
В рамках анализа организационного
поведения, с нашей точки зрения, представляют
наибольший интерес следующие теории
мотивации.
1. Содержательные теории
К содержательным теориям мотивации можно отнести теорию Г. Мюррея, основанную на отношении "индивид - среда". В концепции мотивации Г. Мюррея основными понятиями являются "потребность со стороны личности" и "давление со стороны ситуации". При этом давление - это воздействие со стороны внешней среды, представляющее "набор" стимулов, которые могут носить для сотрудника как угрожающий, так и полезный характер. Давление делится на реальное и воображаемое .
По мнению
Г. Мюррея, потребности можно разделить
на первичные и вторичные. Для обеспечения
нормальной жизнедеятельности индивида
необходима реализация таких первичных
потребностей, как потребность в воде,
пище, сексуальных отношениях, избегание
холода и т.д., что обеспечивает потребности
индивида как живого существа, и таких
вторичных потребностей, как потребность
в независимости, защите, уважении, с реализацией
которых удовлетворяются потребности
индивида как личности, как члена социальной
группы, организации, общества.
Из вышесказанного
можно сделать вывод, что вторичные потребности
наиболее важны в процессе мотивации сотрудников
организации.
Несомненным плюсом теории Г. Мюррея является
то, что он разработал перечень вторичных
потребностей, включив в него агрессию,
аффилиацию (общение), доминирование, достижение,
защиту, игру, избегание вреда, избегание
неудач, независимость, неприятие (отторжение),
осмысление ситуации, поиск помощи (зависимости),
покровительство, понимание, порядок,
привлечение к себе внимания, противодействие,
сексуальные отношения, уважение.
По нашему мнению, перечень потребностей, разработанный Г. Мюрреем, вполне можно использовать при разработке методик измерения мотивов и в процессе управления организацией.
Наиболее
известной является теория А. Маслоу, который
первым разработал 5-ступенчатую иерархию
(пирамиду) потребностей.
Иерархия потребностей
выстраивается следующим образом:
1) наивысший уровень - потребности самоактуализации
(самореализации), т.е. реализация собственных
возможностей и способностей;
2) потребности уважения и самоуважения.
Существует потребность индивида в достижении,
в признании, в одобрении со стороны социума;
3) социальные потребности - это потребности
в социальных связях и принадлежности
к определенным социальным группам, принятии
человека этими, как правило, референтными
для него группами и идентификации с ними;
4) потребности в безопасности. Это уже
базовые потребности, хотя в период кризиса,
социальной и экономической неопределенности
эти потребности становятся очень актуальными;
5) физиологические потребности
- потребности, удовлетворение которых
обеспечивает физическое существование
человека.
Мотивационная теория
А. Маслоу отличается от других точек зрения
тем, что классификация предусматривает
дифференциацию поведения не на отдельные
мотивы, а на группы мотивов, которые представляют
собой упорядоченную, целостную иерархию
согласно их роли в развитии личности.
Исходя из представленных
выше базовых теоретических положений,
руководитель организации должен обеспечить
мотивацию к труду каждого конкретного
сотрудника организации путем удовлетворения
его важнейших потребностей таким образом,
чтобы это способствовало достижению
стратегических целей всей организации
или ее подразделений.
Таким образом, следуя
логике А. Маслоу, службы персонала, организовав
определенным образом условия деятельности
и систему вознаграждений, могут обеспечить
переход мотивации на уровень самореализации,
тем самым создавая механизм, формирующий
эффективное организационное поведение.
Модель А. Маслоу в настоящее время широко
распространена в организациях разного
профиля при определении способов стимулирования
работников.
Еще одной важной содержательной
теорией мотивации является теория Ф.
Херцберга, в которой он выделяет два фактора
индивидуальной мотивации: насущные (актуальные)
и мотивационные. К первым он относит поддерживающие
необходимые жизненные и производственные
условия: деньги, рабочие условия, производственные
отношения. Ко вторым - саму деятельность,
компетенцию, признание, ответственность.
При этом насущные факторы создают базу
для работы мотивационных. Именно при
"пересечении" внутренних и внешних
факторов появляется реальный мотивационный
момент, побуждающий к деятельности в
рамках организации. В деятельности служб
персонала существуют эффективные технологии,
основанные именно на этой теории мотивации
.
К содержательным теориям
мотивации относится и теория Д. Мак-Клелланда,
согласно которой в мотивации работников
преобладают потребности в успехе, причастности
к власти. Потребность успеха удовлетворяется
процессом доведения работы до успешного
завершения (а не провозглашением успеха
работника). Люди с такой потребностью
обычно берут ответственность за поиск
решения проблемы на себя и желают, чтобы
достигнутые ими результаты поощрялись
вполне конкретно. Им надо только делегировать
соответствующие полномочия, чтобы они
имели возможность проявлять инициативу.
Работники, для которых характерна потребность
в причастности, ориентированы на создание
позитивных отношений в организации (подразделении),
оказании помощи другим. Их привлекает
работа, которая будет давать им обширные
возможности социального общения. Потребность
власти выражается в желании воздействовать
на других людей, оказывать влияние.