Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 00:23, контрольная работа
Задание: Предложите одну из мотивационных теорий для реализации цели одного из подразделений Вашей организации. Разработайте систему мотивационных влияний (экономических и неэкономических) для данного подразделения.
Так как удовлетворенность работой сотрудника в организации может возникнуть только при условии соответствия характеристик самой работы, условий труда, социально-психологической атмосферы индивидуальной структуре потребностей, интересов, ценностей, имеющих свою мотивационную составляющую, то мы считаем, что именно мотивация является базовой составляющей удовлетворенности сотрудника трудовой деятельностью в организации и, соответственно, одним из ключевых факторов, определяющих эффективность организационного поведения.
1. Сущность мотивации.
2. Основные теории мотивации.
3. Использование теории Портера - Лоулера для достижения цели организации.
Мотивация таких работников связана:
а) с компетентностью - повышением в должности, расширением полномочий и власти;
б) с положением, что означает
особый статус, "титул", атрибуты.
Стремление к личностному влиянию может
стать основой лидерства в небольших группах.
Содержательные теории
мотиваций базируются на удовлетворении
внутренних потребностей (побуждений),
заставляющих людей действовать определенным
образом (стремиться к цели).
2. Процессуальные теории
Процессуальные теории (модели) мотиваций основаны на поведении людей с учетом познаний и воспитания. Исходя из этого определяется, каких усилий будет стоить разрешение определенной проблемы.
Наиболее известными процессуальными теориями считаются теории ожидания и справедливости, создателями которых являются Дж. Хоманс, Г. Келли и Дж. Тибо, К. Арджирис.
Теория ожидания: ожидание рассматривается
как оценка работником вероятности определенного
события. В частности, работник согласен
затратить единицу труда, если она эквивалентна
ожидаемому вознаграждению, т.е., выполнив
эффективную работу, он ожидает получить
более солидное вознаграждение. Если работник
уверен, что его труды будут вознаграждены,
это будет достаточной мотивацией для
совершения усилий. На теории ожиданий
основаны многие премиальные схемы, а
также системы "грейдов и бенефитов"
дополнительных услуг, привилегий.
Теория справедливости:
люди субъективно определяют соотношение
обмена единицы труда на эквивалентную
единицу вознаграждения и сравнивают
с тем, что имеют другие работники, выполняющие
аналогичную работу. При этом степень
удовлетворения (неудовлетворения) в результате
этого сравнения оказывает значительное
(позитивное или негативное) влияние на
нашу мотивацию. Последняя зависит от
трех переменных факторов:
а) вклада работника;
б) вознаграждения, которое он получает;
в) как этот вклад (вознаграждение) выглядит по сравнению с вкладом (вознаграждением) других .
Здесь вполне адекватным будет
упоминание как теории социального обмена
Дж. Хоманса, так и теории взаимозависимости
Г. Келли и Дж. Тибо.
Если при сравнении
обнаруживается дисбаланс и несправедливость
(т.е. работник считает, что коллега получает
за эту же работу большее вознаграждение),
то у работника возникает психологическое
напряжение. Пока он не начнет понимать,
что получает справедливое вознаграждение,
работник будет уменьшать интенсивность
труда. Чтобы мотивировать его, необходимо
восстановить справедливость, устранив
дисбаланс. Однако восприятие и оценка
справедливости работником носит относительный
характер: разница вознаграждения может
быть обусловлена разной эффективностью
труда. В этом случае необходимо объяснять
тем сотрудникам, которые получают меньше,
что, когда их результативность достигнет
уровня других, они смогут рассчитывать
на такое же высокое справедливое вознаграждение.
Теория Л.Портера - Э.Лоулера. Данная теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть теории в том, что в ней введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами. Л.Портер и Э.Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения:
- Затраченные усилия
- Восприятие
- Получение результата
- Вознаграждение
- Уровень удовлетворенности
Содержание модели Портера - Лоулера сводится к следующему: чтобы достичь определённых результатов и получить достойное вознаграждение, человек затрачивает усилия, зависящие от его способностей, опыта и квалификации. При этом размер усилий определяется ценностью вознаграждения. Значительное влияние на результаты оказывает осознание человеком своей роли в процессе труда.
Вознаграждения могут быть внутренними: чувство удовлетворения от выполненной работы; чувство компетентности и самоуважении.
Вознаграждения могут быть внешние: повышение оплаты труда; премии; благодарность руководителя; продвижение по службе.
Восприятие вознаграждения определяет удовлетворённости, который влияет на поведение человека в будущем. Результативный труд ведёт к удовлетворению.
3. Использование теории Портера - Лоулера для достижения цели организации
Одной из лучших процессуальных теорий признана комплексная модель Портера - Лоулера, увязывающая затраченные усилия (через способности, характер и осознание своей роли) с результатами работы путем внутреннего и внешнего вознаграждения. Результативный труд ведет к удовлетворению и способствует повышению результативности. Высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его. Модель показывает на сколько важно объединить усилия, способности, результаты вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимосвязанной системы. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.
Для достижения цели ЗАО «Кондитерские изделия» будем использовать именно эту теорию. Данная организации занимается розничной продажей кондитерских изделий. Одной из главных угроз для нашей организации является рост числа конкурентов, поэтому генеральной линией развития организации является повышение конкурентоспособности.
Повышение конкурентоспособности даст возможность удержаться на рынке данного товара, а также удержать старых потребителей и привлечь новых. Для повышения конкурентоспособности необходимо реализовать следующие цели:
Маркетинг
1) расширение ассортимента товара;
2) заключение договора
с новыми поставщиками на
Персонал
1) повышение квалификации
имеющихся работников или
2) разработка системы стимулирования и мотивации.
Финансы
1) снижение издержек;
2) ускорение оборачиваемости.
Положение на рынке
1) повышение конкурентоспособност
Управление
1) введение новой должности старшего продавца
Согласно выбранной теории для достижения целей организации необходимо использовать вознаграждения работников, но вознаграждения должны соответствовать затраченным усилиям в соответствии с опытом и уровнем квалификации. Вознаграждение будет стимулом для того, чтобы сотрудники более ответственно подходили к работе, так как от их собственной работы зависит результат деятельности всей организации.
Руководители всегда осознают, что необходимо побуждать людей работать на организацию, но при этом считают, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. В некоторых случаях такая политика бывает успешной, хотя по существу она не верна.
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить возлагаемая им организация кто, как и когда, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовать потенциальные возможности группы работников. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Люди, трудящиеся в современных организациях, обычно гораздо более образованы и обеспечены, чем в прошлом, поэтому мотивы их трудовой деятельности более сложны и трудны для воздействия. Не существует единого рецепта выработки механизма эффективной мотивации работников к труду. Эффективность мотивации, как и другие проблемы в управленческой деятельности, всегда связана с конкретной ситуацией.
Стимулирование - это функция, связанная с процессом активации деятельности людей и трудовых коллективов, обеспечивает работников в повышении результатов своего труда. Эта функция используется для морального и материального поощрения работников в зависимости от качества и количества затраченного труда. Кроме того эта функция обеспечивает заинтересованность в достижении высокой эффективности работы всего предприятия.
Стимулирование может быть материальным и нематериальным. Материальное стимулирование в свою очередь может быть денежным (заработная плата, отчисления от прибыли, доплата, надбавки, компенсации, ссуды, льготные кредиты) и неденежным (социальное: медицинское обслуживание, страхование, путевки, питание, оплата транспортных расходов; функциональное: улучшение организации труда, улучшение условий труда). Нематериальное стимулирование включает в себя: социально - психологическое: общественное признание, повышение престижа; творческое: повышение квалификации, стажировки, командировки; свободное время: дополнительный отпуск, гибкий график работы.
В нашей организации в настоящее время заработная плата сотрудников зависит от выручки за месяц и составляет 5% , а план реализации составляет 800000 рублей в месяц. С учетом роста цен на продукцию можно увеличить план реализации до 850000 рублей и в случае его выполнения к зарплате начислять премию в размере 1%. Таким образом, заработная плата будет составлять не 5%, а 6% от выручки. Выплата премии будет являться дополнительным стимулом к тому, чтобы сотрудники выполняли план.
Список литературы