Сущность понятия "Менеджер" и требования, предъявляемые к нему

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 23:46, реферат

Описание работы

Прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие “менеджмента”. Этот термин произошел от американского «management» – управление. Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Сущность понятий «менеджмент» и «менеджер»
2.Типы менеджеров
3.Требования, предъявляемые к менеджеру
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

менеджмент реферат.docx

— 30.17 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ

     1.Сущность  понятий «менеджмент»  и «менеджер»

     2.Типы  менеджеров

     3.Требования, предъявляемые к  менеджеру

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     С развитием рыночной экономики в  нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли  в нашу жизнь и в наш словарный  обиход, заменив такие термины, как  “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”1. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер. И менеджер порой является важнейшим человеком на фирме.

     1.Сущность  понятий «менеджмент»  и «менеджер»

     Прежде  чем говорить о менеджере и  его функциях, надо ввести понятие  “менеджмента”. Этот термин произошел  от американского «management» – управление. Менеджмент – это самостоятельный  вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем  рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением  принципов, функций и методов  экономического механизма менеджмента.

     Если  немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:

     изучение  рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг  и прогнозирование;

     производство  продукции с минимальными затратами  и реализация ее с максимальной прибылью;

       управление персоналом, следовательно,  знание социологии, психологии, а  также анализ информации и  разработка программ для достижения  поставленной цели.

     Я считаю, что основная функция менеджмента - это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет  сам директор, а в крупных - менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с  многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения  сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более  глобальных задач и проблем. С  другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше  директора.

     Но  чтобы достичь высокого уровня в  управлении, надо четко знать свои функции и что под ними подразумевается.

       Задачи и функции менеджмента реализуются только через деятельность особой категории специалистов, которых принято называть менеджерами.

       Менеджер - это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования фирмы. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.

           Часто возникает вопрос: кого считать менеджером? Термин "менеджер" может употребляться применительно к достаточно широкой категории сотрудников фирмы:

    • руководителям групп;
    • начальникам лабораторий, отделов, функциональных служб предприятий;
    • руководителям производственных подразделений;
    • администраторам различного уровня, координирующих деятельность различных подразделений и внешних партнеров;
    • руководителям предприятий, фирм в целом.

        Как записано во многих западноевропейских и американских руководствах, менеджерами являются люди, наделенные большим объемом работы, с которым они могут справиться лишь с помощью других людей. Так было раньше, так оно и есть и в наши дни. Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются только функции менеджера и методы его работы, однако следует иметь в виду, что менеджер не обязательно начальник. Менеджера делает менеджером не власть, не ранг, а вклад в деятельность всей организации и ответственность за её результаты. В любой современной организации быстрее всего растет группа людей, принадлежащих в этом смысле к менеджерам, но, как правило, не имеющих подчиненных: их решения носят рекомендательный характер и реализуются через других менеджеров-администраторов.

          Быть менеджером - значит разделять ответственность за успех предприятия. Человек, от которого не ожидают такой ответственности, - не менеджер. Менеджеры отличаются от других специалистов только этой ответственностью за работу всего предприятия. Разница между менеджером рыночных исследований с аппаратом 50 человек и исследователем рынка, который делает ту же работу без всякого аппарата, только в средствах, а не во вкладе и уж тем более не в функции. Оба менеджеры.     

             Казначей фирмы, ответственный за приток и использование денег, может не иметь ни одного подчиненного и работать с вкладчиками компании, с финансовыми учреждениями сам. За все время пребывания на посту он может не отдать ни одного приказа, его вклад чисто индивидуален - и, однако, он, без сомнения, менеджер.

           Менеджмент, таким образом, не имеет обязательной связи с делегированием власти. Задачи менеджмента автономны и коренятся в нуждах предприятия. Есть менеджерские посты, есть менеджерская работа, есть менеджерское мастерство, и есть отличимая от других менеджерская организация.

        Менеджеры - один из основных ресурсов фирмы. На полностью автоматизированной фирме может почти не быть рабочих - но менеджеры там будут.

     Основные  задачи менеджера на предприятии  сводятся к управлению объектом с  целью достижения целей организации (разработка организационной структуры  управления объектом в соответствии с его целями): обеспечение функционирования подсистемы снабжения;

          обеспечение функционирования производственной системы;

           обеспечение функционирования подсистемы сбыта продукции;

           ОФ финансовой подсистемы;

           ОФ инновационной подсистемы;

          ОФ социальной подсистемы;

     2.Типы менеджеров

            Характер деятельности конкретного  менеджера на предприятии определяется  составом делегированных ему  полномочий в принятии управленческих решений. Состав этот устанавливается в соответствии с принятой на предприятии системой разделения труда и специализации управленческих кадров. Принципиально в структуре любого предприятия можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: горизонтальное и вертикальное.

            Вертикальное разделение труда  менеджеров зависит от характера  осуществляемых процессов, масштабов  деятельности и выражается в  организационной структуре предприятия,  составе уровней менеджмента.  Как правило, на предприятии  можно выделить три иерархических  уровня менеджмента: высший, средний  и низший. Объем и значимость  последствий от принимаемых менеджером  на каждом уровне управленческих  решений возрастает по мере  перехода от низшего к высшему  менеджменту. К высшему менеджменту  относятся руководитель предприятия,  его первые заместители по  функциональным областям деятельности (НИОКР, производству, маркетингу и т. п.). Средний менеджмент состоит из руководителей подразделений, служб и административных органов предприятия и включает до 60% всей численности менеджеров на предприятии. К низшему уровню относятся руководители творческих групп, низовых лабораторий, производственных участков и т. п.

     Горизонтальное деление труда в менеджменте позволяет выделить линейных и функциональных руководителей.                                                                  

     Линейные  руководители — это менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений  в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня.

     Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения  в иерархической структуре организации (предприятия).

     Функциональные  руководители - это менеджеры, возглавляющие  отделы и службы в иерархической  структуре организации (предприятия), обеспечивающие возможность принятия решений линейными руководителями соответствующего иерархического уровня.

     Уровень функционального руководителя определяется иерархическим уровнем линейного  руководства, работу подразделения  которого он обеспечивает.

     Рыночная  экономика позволяет выделить в  среде менеджеров фигуры:

         предпринимателя;

         бизнесмена;

         коммерсанта.

     Предприниматель - основная фигура рыночных отношений, инновационная деятельность которой  связана с постоянным материальным риском при организации нового предприятия  или разработкой новой идеи, новой  продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу в условиях неопределенности рынка.

     Бизнесмен - субъект рыночных отношений, деловая  активность которого связана с наличием капитала (не только в денежной форме) и направлена на решение задач, связанных  с осуществлением операций обмена товаров  и услуг между уже существующими  рыночными структурами при использовании  сложившихся в практике форм и  методов свободной хозяйственной  деятельности.

     Коммерсант  — самостоятельный экономический  субъект рыночных отношений, специализирующийся на существующих в условиях рынка  видах посреднической деятельности, удовлетворяющей потребности общества и конкретной личности. 

     3.Требования, предъявляемые к  менеджеру

     В соответствии с различными уровнями к менеджерам предъявляются и различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена — устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена — постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации.

     Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить  на 6 основных блоков:

     1. Знание специальности:

         - знание технологии производственного  процесса и его функционирования;

         - знание теории менеджмента, основных  законов и приемов;

         - знание общей экономической  теории;

         - знание теории маркетинга;

         - а также общая эрудиция по  специальности;

         - знание науки психологии (очень  важно при работе с людьми);

     2. Личные качества:

         - умение быть в форме;

         - выносливость в состоянии неопределенности  и стресса;

         - выдержка в любой конфликтной  ситуации;

         - коммуникативность;

         - умение слушать;

         - интуиция;

         - приспособляемость к ситуации;

         - восприимчивость критики, самокритичность;

         - уверенность в себе;

         - авторитетность;

         - стремление к успеху и готовность  работать для этого;

         - возраст и внешние данные;

         - сила воли;

     3. Личные способности:

         - умение убеждать, пробивать свои  идеи (харизма);

         - умение распределять обязанности  и давать четкие указания;

         - умение стимулировать и мотивировать  работников;

         - легкость в общении, тактичность  и дипломатичность;

     4. Интеллектуальные способности:

         - ум и рассудительность;

         - творческий потенциал;

         - умение принять нужное решение;

         - логическое, структурное, системное  мышление;

         - интуиция;

     5. Рабочие приемы:

Информация о работе Сущность понятия "Менеджер" и требования, предъявляемые к нему