Сущность системного подхода в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Понятие “система” широко используется в науке, технике и повседневной жизни, когда говорят о некоторой упорядоченной совокупности любого содержания. Система является фундаментальным понятием, как системотехники, так и базовых теоретических дисциплин (теории систем, исследования операции, системного анализа и кибернетики). Система — это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, а также знании о природе, обществе и т. п.

Содержание работы

Сущность системного подхода в менеджменте………………………………….3
Понятие стратегического менеджмента. Осуществление управления портфельной стратегией…………………………………………………………..7
Задача………………………………………………………………………………11
Тест………………………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)


 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное  государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего  профессионального  образования

«Всероссийский заочный финансово-экономический институт»

(ВЗФЭИ)

Филиал ВЗФЭИ в г.Туле

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Менеджмент»

Вариант № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2012 г.

 

                                       Содержание

 

Сущность системного подхода в менеджменте………………………………….3

Понятие стратегического менеджмента. Осуществление управления портфельной стратегией…………………………………………………………..7

Задача………………………………………………………………………………11

Тест………………………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность системного подхода в менеджменте.

Понятие “система” широко используется в науке, технике и повседневной жизни, когда говорят о некоторой упорядоченной совокупности любого содержания. Система является фундаментальным понятием, как системотехники, так и базовых теоретических дисциплин (теории систем, исследования операции, системного анализа и кибернетики). Система — это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, а также знании о природе, обществе и т. п.

Основные признаки систем

Каждый объект, чтобы его можно было считать системой, должен обладать четырьмя основными свойствами или признаками (целостностью и делимостью, наличием устойчивых связей, организацией и эмерджентностью).

1. Целостность и делимость. Система — это прежде всего целостная совокупность элементов. Это означает, что, с одной стороны, система - целостное образование и, с другой — в ее составе отчетливо могут быть выделены целостные объекты (элементы). При этом следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это в лучшем случае объекты, обладающие системнозначимыми свойствами. При вхождении и систему элемент приобретает системноопределенное свойство взамен системнозначимого. Для системы первичным является признак целостности, т. е. она рассматривается как единое целое, состоящее из взаимодействующих частей, часто разнокачественных, но одновременно совместимых.

2. Наличие устойчивых связей. Наличие существенных устойчивых связей (отношений) между элементами или (и) их свойствами, превосходящих по мощности (силе) связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему, является следующим атрибутом системы. Система существует как некоторое целостное образование, когда мощность (сила) существенных связей между элементами системы на интервале времени, не равном нулю, больше, чем мощность связей этих же элементов с внешней средой. Для информационных связей оценкой потенциальной мощности может служить пропускная способность данной информационной системы, а реальной мощности - действительная величина потока информации. Однако в общем случае при оценке мощности информационных связей необходимо учитывать качественные характеристики передаваемой информации (ценность, полезность, достоверность и т. п.).

3. Организация. Это свойство характеризуется наличием определенной организации, что проявляется в снижении энтропии (степени неопределенности) системы H{S} по сравнению с энтропией системоформирующих факторов H{F), определяющих возможность создания системы.

4 .Эмерджентность. Эмерджентность предполагает наличие таких качеств (свойств), которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности.

Наличие интегрированных качеств показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью. Отсюда можно сделать выводы:

1) система не сводится к простой совокупности элементов;

2) расчленяя систему на отдельные части, изучая каждую из них отдельности, нельзя познать все свойства системы в целом.

Любой объект, который обладает всеми рассматриваемыми свойствами можно называть системой. Одни и те же элементы (в зависимости от принципа, используемого для их объединения в систему) могут образовывать различные по свойствам системы. Поэтому характеристики системы в целом определяются не только и не столько характеристиками составляющих ее элементов, сколько характеристиками связей между ними. Наличие взаимосвязей (взаимодействия) между элементами определяет особое свойство сложных систем — организованную сложность. Добавление элементов в систему не только вводит новые связи, но и изменяет характеристики многих или всех прежних взаимосвязей, приводит к исключению некоторых из них или появлению новых.

 

    Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены  элементы,  внутренние  и  внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты  его функционирования,  а  цели  каждого   из   элементов,  исходя из общего предназначения объекта.

Системный подход можно рассматривать как принципиаль­ную позицию лица, принимающего решение или предъявляю­щего некоторые требования, соблюдение которых позволит эффективно исследовать систему, а для систем управления еще и разработать оптимальный алгоритм функционирования. Сис­темный анализ можно рассматривать как методологию иссле­дования систем, применение которой позволит выполнить тре­бования системного подхода.

Главное значение в системном подходе -  представлений о целостности систем.

Познать целое — значит раскрыть:

• сущность и специфику, т. е. присущие этому целому сис­темные качества;

состав, количественную и качественную характеристики элементов, их координацию, противоречивость, являющиеся важным источником движения и развития целого;

структуру, т. е. внутреннюю организацию, взаимосвязь элементов, установив при этом причины их определенного со­четания и взаимодействия, отличающиеся от других систем;

функции элементов и их влияние на функции целого;

интеграционные (целостные) факторы, обеспечивающие целостность системы, ее совершенствование и развитие, взаи­модействие с внешней средой и с более общим целым, частью которого она является;

историю данного целого, начало и источник возникнове­ния, становления, тенденции и перспективы развития, превра­щение его в новую целостную систему.

Системный анализ включает формулировку цели функцио­нирования системы, структурный анализ (декомпозицию) системы, разработку математической модели системы и ее эле­ментов (основатели школы Р. Акофф, С. Бир, Д.Форрестер и др.) решение моделей, сравнение альтернатив, выбор опти­мального решения, определение чувствительности решения к различным факторам.. Основа системного анализа — построение моделей, постановка задач оптимизации и решение их.

В зависимости от уровня управления требуются различные математические модели. Наиболее простые представляют собой аналитические зависимости между результатами деятельности объекта и затратами ресурсов. Они называются произ­водственными функциями. Такие модели на­ходятся, как правило, корреляционными методами и использу­ются для общей оценки улучшения тех или иных показателей в зависимости от различных факторов, влияющих на них. Управ­ление в этом случае заключается в поддержании факторов на том уровне, который обеспечивает улучшение производствен­ных показателей.

Балансовые модели, связываю­щие количественно ресурсы и продукцию, производственные мощности предприятия и общую их загрузку. Балансовые мо­дели используются для оценки загрузки мощностей, вариантов организационно-технических мероприятий, подбора производ­ственных мощностей и, главное, оценки выполнимости про­граммы всеми подразделениями, входящими в данную модель. Введение некоторого критерия и условий (ограничений) пре­вращает балансовую модель в линейную, которую оптимизиру­ют методами линейного программирования. Задачи последнего сложнее балансовых, так как включают модели ограничений также различной сложности.

Для сложных нелинейных задач большой размерности раз­работаны методы динамического программирования, методы теории игр и др.

Однако математический аппарат бессилен в выявлении про­блем, формулировании целей и не дает ощутимых результатов в решении слабоструктуризованных проблем. Кроме того, пре­увеличение роли математики может стать источником ошибок, особенно при решении социально-экономических задач.

 

              2.     Понятие стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент – это одно из направлений менеджмента, главная задача которого состоит в выработке генерального курса долгосрочных (перспективных) целей корпорации и  разработке конкретных программ для их достижения. Стратегический менеджмент рассматривает широкий круг вопросов, связанных проблемами управления  на стратегическом уровне. Существует несколько определений стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент — это набор решений и действий по формулировке и внедрению стратегии, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентное положение во внешней среде и достижение поставленных целей. Стратегический менеджмент -  обоснование   и   выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих  достижение  намеченных  целей

Стратегическое управление можно рассматривать как динамичес­кую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процес­сов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из друго­го (рис 1.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

                  Рис.1.Структура стратегического управления

 

Под стратегией обычно понимается набор наиболее общих правил, определяющих долгосрочные действия, которые обеспечивают выполнение миссии организации. При этом в качестве миссии выступает глобальная цель, определяющая причину существования организации. миссия как наиболее общая цель инвестирования в корпоративные акции может заключаться в следующем:

-сохранение или перераспределение собственности путем приобретения контрольных пакетов акций;

-обеспечение доступа к дефицитным видам продукции (услугам), имущественным и неимущественным правам;

-участие в управлении предприятием за счет приобретения крупных или блокирующих пакетов;

-защита инвестиций от инфляции;

-сохранение и прирост капитала;

-получение регулярного текущего дохода.

   Стратегический анализ («портфельный анализ») - является основным элементом стратегического планирования. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления.     

   Основным методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

Содержание стратегического менеджмента:

1.     Анализ внешней среды фирмы

2.     Анализ её внутренней обстановки

3.     Формирование миссии и целей фирмы

Выбор и разработка стратегии

1.                  Анализ портфеля диверсифицированной фирмы

2.                  Проектирование организационной структуры

3.                  Выбор степени интеграции и систем управления

4.                  Управление комплексом «стратегия — структура — контроль»

5.                  Определение нормативов поведения и политики фирмы в отдельных сферах её деятельности

6.                  Обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании

7.                  Совершенствование стратегии, структуры, управления

8.                  Основные этапы стратегического менеджмента:

9.                  Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы

10.             Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности

11.             Определение стратегии достижения целей деятельности

12.             Разработка и реализация стратегии

13.             Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий

Портфельная стратегия означает наличие у компании нескольких подразделений, или страте­гических хозяйственных единиц (СХЕ) и товарных линий, логически дополняющих друг друга. Каждая СХЕ имеет свою миссию, товарные линии, конкурентов и рынки сбыта.

Хозяйственный  портфель — совокупность отдельных  направлений деятельности и продуктов организации. Анализ хозяйственного портфеля — инструмент, с помощью которого руководство организации выявляет и оценивает различные направления сво­ей хозяйственной деятельности с целью вложения ресурсов в наиболее при­быльные из их числа и сужения или прекращения наиболее слабых направ­лений деятельности.

С целью выработки стратегий развития организации оценивается степень привлекательности различных СХЕ.  Обычно, такая оценка осуществ­ляется по двум параметрам: привлекательность рынка или отрасли, к которой принадлежит СХЕ, и сила позиции данной СХЕ на данном рынке или в дан­ной отрасли. Первый, наиболее широко распространенный, метод анализа СХЕ  основан на применении матрицы «скорость роста рынка — рыночная доля» (матрица Бостонской консультативной группы —  БКГ); второй — решетки планирования  СХЕ  (матрица корпорации «General Electric» или Мак-Кинзи). Матрица «скорость роста рынка — рыночная доля» предназна­чена для классификации СХЕ организации с помощью двух параметров: от­носительной рыночной доли, характеризующей силу позиции СХЕ на рынке (ось X), и скорости роста рынка, характеризующей его привлекательность (ось У) (рис. 2). Пересечение этих двух координат образует четыре квадранта. Если СХЕ  характеризуются высокими значениями обоих параметров, то они назы­ваются «звездами», их следует поддерживать и укреплять. Если СХЕ харак­теризуются высоким значением параметра Х и низким — У, то они называ­ются «дойными коровами» и являются генераторами денежных средств орга­низации, поскольку не требуется вкладывать средства в развитие рынка, но за ними нет будущего. При низком значении параметра Х и высоком — У СХЕ  называются «трудными детьми», их надо специаль­но изучать, чтобы установить, не смогут ли они при известных инвестициях превратиться в «звезды». Когда как параметр X, так и параметр У имеют низкие значения, то СХЕ называются «неудачниками», от них надо по воз­можности избавляться, если нет веских причин для их сохранения.

Информация о работе Сущность системного подхода в менеджменте