Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 17:06, реферат
В настоящее время современный менеджмент является всесторонней системой. Современный менеджмент включает в себя такие операции, как планирование издержек, производства, сбыта, и финансовое планирование или по-другому планирование прибыли. Менеджмент позволяет так спланировать деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными издержками в условиях изменчивости состояния рынка.
Сущность современного менеджмента
В настоящее время современный менеджмент является всесторонней системой. Современный менеджмент включает в себя такие операции, как планирование издержек, производства, сбыта, и финансовое планирование или по-другому планирование прибыли. Менеджмент позволяет так спланировать деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными издержками в условиях изменчивости состояния рынка.
Современный менеджмент представляет собой особую отрасль знаний и профессиональной подготовки предпринимателей, руководителей и специалистов во всех сферах деятельности.
В наше время современный менеджер это управляющий, наделенный властью, руководящий коллективом людей; это лидер, способный привлечь с внимание людей и вести их за собой, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции; это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внешние и внутренние конфликты; это - инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить обстановку и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение; это - просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В настоящее время продолжает развиваться как практика, так и теория менеджмента. При этом изменения в практике менеджмента приводят к соответствующему развитию теории. В то же время развитие теории, в свою очередь, оказывает влияние на практику менеджмента. Люди, управляющие другими людьми, принимают решения, основываясь на собственном представлении об управлении, о принципах менеджмента и о технологиях воздействия на объект управления. В этом смысле теория менеджмента как бы предшествует практике. В то же время теория развивается в соответствии с практикой управления, так как реальные закономерности в управлении сначала утверждаются на практике, а лишь затем описываются теорией.
Практика современного менеджмента изменяется, прежде всего, под влиянием изменений в экономике. Одной из фундаментальных особенностей современной экономической жизни является ускорение динамики процессов, увеличение темпа изменений. Изменения касаются как технологий, ассортимента и качества выпускаемых товаров и услуг, так и способов организации многих экономических процессов. В этих условиях необходимо быстро перестраивать всё управление процессами, чтобы обеспечивать высокий темп приспособления к постоянно и быстро изменяющимся процессам.
В настоящее время каждая организация испытывает ощутимые воздействия динамично меняющейся внешней среды. Эти воздействия могут носить различный характер: конкуренты начали производить ту же самую услугу по новой технологии с меньшими издержками; появилась новая замещающая услуга, обеспечивающая у потребителя больший спрос; изменился курс валют; инфляция обесценила всю полученную прибыль; учетная ставка процента внезапно повысилась и т.д. В таких условиях необходимо средствами управления обеспечить гибкость организации, ее адаптивность и эффективную приспособляемость.
Новые подходы к управлению переносят акцент управленческих воздействий на инновационные процессы, на коммуникации, на маркетинг, на развитие интеллектуального капитала. Адаптация, приспособляемость стали жизненно важными и необходимыми свойствами любой организации.
На эффективность современного производства в значительной мере влияет плотность потока изобретений новых продуктов и новых технологий. В этих условиях начинают по-новому действовать коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, изменяется их менеджмент. Менеджмент становится все в большей мере инновационным, он ориентируется на управление нововведениями, а также на собственное саморазвитие: каждый год возникают и распространяются новые подходы, новые технологии менеджмента, в то время как старые частично забываются, а частично – становятся общей рутинной практикой.
Еще одно фундаментальное изменение современного мира – становление и развитие экономики, основанной на знаниях. Человечество вступает в эру, когда его будущее определяется тем, насколько широко и результативно используются знания. В эпоху индустриального развития продукция создается из сырья, комплектующих и энергии под воздействием труда работников и именно этими составляющими определяется вновь созданная стоимость. Сегодня стоимость возникает не только и не столько из физических ресурсов, сколько из интеллектуальных ресурсов, из знаний, которые проявляются в новых продуктах, в новых технологиях, в новых навыках, в качественно новой мотивации, в новых отношениях между всеми участниками производственных и экономических процессов. В XXI веке интеллектуальный потенциал, знание становится доминирующим фактором достижения социально-экономических результатов. Традиционные факторы – земля, труд и капитал – в современной экономике действуют только при условии эффективного использования знаний. К знаниям в данном контексте относятся не только те знания, которые преподаются в вузах, но и идеи, как должно быть организовано производство, как должен быть сделан продукт, для каких продуктов имеется скрытый спрос и пр. Эти знания проявляются в навыках людей и закрепляются в виде патентов, лицензий, организационных структур, методов взаимодействия предприятий и учреждений.
Интеллектуальная работа,
специальные знания и коммуникации
становятся не только основными факторами
создания добавленной стоимости, но
и факторами
В связи с этим менеджмент становится инновационным по своей сути. В свою очередь, инновационный характер менеджмента требует постоянного обучения персонала. Каждый работник вынужден учиться в процессе всей своей трудовой жизни, постоянно осваивая новые приемы труда и новые подходы к решению постоянно возникающих новых производственных задач. Обучение становится непрерывным процессом. Объектом обучения всё в большей мере становится техника решения проблем и новые технологии управления. В передовых организациях обучаются не только отдельные люди, но и целые команды, в процессе этого обучения приобретаются и генерируются не только индивидуальные, но и коллективные знания и навыки.
В современном мире работники имеют дело, прежде всего, со знаниями, данными и информацией, а не с физическими предметами труда. Эту закономерность подметил один из признанных авторитетов современного менеджмента П.Друкер. Он обратил внимание на появление в современных предприятиях нового вида работника - интеллектуального работника. П.Друкер особый упор делает на том, что этот новый работник принципиально отличается от работника индустриальной эпохи. И это отличие заключается, прежде всего, в том, что для него не подходит жесткий менеджмент, основанный на тейлоризме. В новых условиях ответственность за эффективность перекладывается на плечи самого работника, и его работа нуждается в определенной автономности. Неотъемлемым императивом работника, действующего в интеллектуальном, наукоемком производстве, становятся инновации. Обязательным элементом работы становится собственное обучение и обучение других. В совокупном капитале всё больший удельный вес занимает интеллектуальный капитал. Соответственно всё большая часть управленческого воздействия направлено именно на нематериальные активы предприятий.
На рубеже XX и XXI веков возникло новое направление в практике менеджмента – так называемый менеджмент знаний. Это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять. Знания проникают во все сферы и все стадии экономического процесса, и их уже сложно отделить от продукта или услуги. Знания сегодня – это не только то, что знает человек. Под знанием в современном мире понимается также и то, что «знает» организация в целом. Сюда включаются ее нематериальные активы, а также коллективные знания и коллективный опыт персонала организации в целом.
Одной из центральных идей управления знаниями является более эффективное использование уже существующих знаний. Важно не изобретать то, что уже изобретено, а активно и широко использовать имеющийся опыт. Широкое распространение в мировой практике получил бенчмаркинг.
Бенчмаркинг – особая управленческая технология, которая состоит в том, что в практику работы организации внедряются технологии, стандарты и методы работы лучших организаций–аналогов. В процессе бенчмаркинга осуществляется поиск организаций (предприятий), которые показывают наивысшую эффективность, обучение их методам работы и реализация передовых методов в собственных условиях. Бенчмаркинг есть систематический процесс выявления лучших организаций, оценки их продукции и методов производства с целью использования передового опыта этих организаций.
Еще одной особенностью
современного производственного процесса
стало то, что изменился предмет
труда у большинства
Получают развитие разнообразные специальные виды менеджмента: муниципальный менеджмент, риск-менеджмент, университетский менеджмент, менеджмент уборки мусора, финансовый менеджмент, менеджмент репутации компании, менеджмент лояльности потребителя, бренд-менеджмент, менеджмент имиджа, инвестиционный менеджмент, инновационный менеджмент, реинжиниринг бизнеса, антикризисное управление и другие. По всем этим видам специального менеджмента написаны отдельные учебные пособия. Во многих случаях становление самостоятельного вида специального менеджмента предполагает выработку специфических для данного вида деятельности особых приемов, методов и технологий управления. Все специальные виды менеджмента имеют в большой мере прикладной характер и их развитие в значительной мере опирается на обобщения практики управления в соответствующих специальных сферах.
Общей тенденцией развития
менеджмента сегодня стало расп
В государственном секторе происходят те же изменения, что и в коммерческом секторе. Ключевой тенденцией является ускорение перемен. Точно так же, как в коммерческой сфере меняются обстоятельства функционирования любой коммерческой организации (меняются технологии производства, появляются новые товары и услуги, меняются методы управления, распространяются новые социальные технологии и финансовые инновации), так и в деятельности государственных учреждений изменяются обстоятельства их функционирования (меняются цели и приоритеты развития, меняется финансовая среда, появляются новые способы обустройства общественной жизни, изменяются функции деятельности государственных учреждений).
Особенно ярко эти процессы видны на примере России: обстоятельства деятельности многих государственных учреждений за последние несколько лет успели измениться весьма существенным образом. Но и во всем мире условия деятельности государственных учреждений меняются весьма быстро. Так, например, меняются функции государственных учреждений (все большее число прежних функций передается государственным и частным агентствам), меняются методы управления (в деятельность государственных учреждений проникают новые методы и приемы управления, такие, как группы качества, стратегическое планирование, гибкие временные структуры, маркетинг и др.). Менеджмент в передовых государственных учреждениях и организациях общественного сектора характеризуется гибким распределением функций и ответственности, плоскими организационными структурами, малыми командами, массовым и постоянным обучением персонала. Обучение в этих организациях рассматривается как особый вид трудовой деятельности. При этом обучение не ограничивается формальными видами: активно применяется обучение в процессе деятельности, в том числе в процессе взаимодействия с внешними организациями и клиентами.
В государственную службу внедряются некоторые приемы практического управления из сферы обслуживания населения, в частности, развивается маркетинг муниципальных услуг, в практику работы государственных учреждений постепенно внедряются стандарты обслуживания. В практику работы государственных учреждений проникает технология создания команд, то есть гибких временных творческих групп, ориентированных на создание нового или совершенствование старого “продукта”.
Еще одной фундаментальной тенденцией развития современного менеджмента является расширение объектов менеджмента в связи с тем, что современная теория и практика исходит из расширенного представления о сути предприятия и о его границах. Современное представление о предприятии объединяет технологические и ментальные факторы, а также такие явления, как культура предприятия, его институты, когнитивная система, события, опыт других людей и компаний. Все это в современной практике деятельности предприятий становится объектом менеджмента. Другими словами, менеджмент включает в себя сегодня не только управление производственными процессами, но и целенаправленное формирование и развитие культуры предприятия, развитие таких институтов внутри организации, как доверие и творческая атмосфера продуктивной групповой работы, развитие организационных связей внутри организации и за ее пределами, развитие инновационной способности микроколлективов, использование опыта других организаций. Другими словами, границы традиционного менеджмента расширяются.