Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:23, лекция
1.1. История возникновения стратегического менеджмента
1.2. Стратегический менеджмент как области науки и практики управления
1.3. Виды стратегического управления
Белгород 2009
1.1. История возникновения
1.2. Стратегический менеджмент как области науки и практики управления
1.3. Виды стратегического управления
Развитие стратегического
Появление стратегического
менеджмента и его использовани
Таблица 1.1.
Этапы развития систем управления
Период |
С 1900 г. |
С 1950-х г.г. |
С 1970-х г.г. |
С 1980-х г.г. | ||||
Параметр |
Виды систем управления | |||||||
бюджетирование |
долгосрочное планирование |
стратегическое планирование |
стратегический менеджмент | |||||
Допущения |
Прошлое повторяется |
Тенденции сохраняются - экстраполяция |
Новые явления/ тенденции предсказуемы |
по слабым сигналам | ||||
Тип изменений |
Медленнее реакции фирмы |
Сравним с реакцией фирмы Адаптация |
Быстрее реакции фирмы | |||||
Процесс |
Циклический |
Реальное время | ||||||
Основа управления |
Контроль отклонений, комплексное управление |
Предвидение роста, основ и возможностей |
Изменение стратегических факторов |
Учет развития рынка и внешней среды | ||||
Акцент в управлении |
Стабильность/ реактивность |
Предвидение |
Исследование |
Творчество |
Бюджетирование. До второй мировой войны руководители корпораций регулярно обсуждали и намечали планы развития своего бизнеса, однако формальное планирование ограничивалось лишь составлением ежегодных финансовых смет — бюджетов по статьям расходов. Бюджеты составлялись по каждой из крупных производственно-хозяйственных функций (НИОКР, маркетингу, капитальному строительству, производству); по отдельным структурным единицам в рамках корпорации: отделениям, заводам и т.д. Аналогичные бюджеты и в современной экономике служат основным инструментом распределения внутрикорпоративных ресурсов и контроля текущей деятельности. Особенностью бюджетно-финансовых методов является их краткосрочный характер и внутренняя направленность. При использовании лишь бюджетно-финансовых методов главной заботой менеджеров являются текущая, прибыль и структура затрат. Выбор таких приоритетов, естественно, создает угрозу долгосрочному развитию организации.
Долгосрочное планирование. В 50-х — начале 60-х годов XX в. характерными условиями хозяйствования американских компаний являлись высокие темпы роста товарных рынков, относительно высокая предсказуемость тенденций развития национального хозяйства. Эти факторы обусловили необходимость расширения горизонта планирования и создали условия для развития долгосрочного планирования. Стержневая идея метода — составление прогноза продаж фирмы на несколько лет вперед. При этом в связи с медленным нарастанием характеристик изменчивости внешней среды долгосрочное планирование основывалось на экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций развития фирмы. Главный показатель — прогноз сбыта — базировался на экстраполяции продаж в предыдущие годы. Далее, на основании контрольных цифр, заданных в прогнозе продаж, определялись все функциональные планы по производству, маркетингу, снабжению. Наконец, все планы агрегировались в единый финансовый план корпорации. Главная задача менеджеров состояла в выявлении финансовых проблем, ограничивающих рост фирмы.
Этот подход, более известный у нас как метод «планирования от достигнутого», широко использовался в условиях централизованного управления советской экономикой. Главными ориентирами для предприятий являлись заданные сверху объемы производства, а не объемы продаж, как в рыночной экономике, достижение которых, как правило, лимитировалось ограниченными ресурсами.
Стратегическое планирование. В конце 60-х годов прогнозы на основе экстраполяции стали все более расходиться с реальными цифрами. Постановленные оптимистические цели не сходились реальными итогами. Оказалось, что долгосрочное планирование не работает в условиях динамично изменяющейся внешней среды и жесткой конкуренции.
В системе стратегического
планирования отсутствует предп
Главным в стратегическом планировании является анализ внутренних возможностей организации и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации.
Можно сказать, что цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции организации на динамику рынка и поведение конкурентов.
Стратегический менеджмент. К 90-м годам большинство корпораций по всему миру начали переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Процедуры стратегического менеджмента используются крупными, средними и малыми предприятиями, коммерческими и некоммерческими организациями
Стратегический менеджмент — это процесс принятия и осуществления комплекса стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование организации на изменение внешних факторов, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития. Центральным звеном стратегического менеджмента является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.
Стратегический менеджмент как система состоит из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и выбора стратегической позиции и оперативного управления в реальном масштабе времени. Стратегический менеджмент в отличие от стратегического планирования является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль. Осуществление стратегии — это ключевая часть стратегического управления, так как при отсутствии механизмов реализации стратегический план остается лишь фантазией. И. Ансофф пишет: «Стратегическое планирование — это управление по планам, а стратегический менеджмент — это управление по результатам», таким образом, делая акцент в стратегическом менеджменте на постоянном слежении за внешней средой и получаемыми результатами.
В стратегическом менеджменте рассматриваются способы изменения внешней среды, а не только адаптации к ней (процесс управления должен быть упреждающим, а не реактивным). При упреждающей стратегии менеджеры пытаются воздействовать на события во внешнем окружении, а не просто реагировать на них. Указанные факторы объясняют стремление крупного бизнеса влиять на принятие политических, экономических, законодательных и иных изменений на макро- и микроуровне.
Стратегический менеджмент включает элементы всех предшествующих систем управления, т.е. предполагает составление бюджетов, использование экстраполяции для оценки относительно стабильных факторов, применение элементов стратегического планирования, а также адаптацию стратегических решений, осуществляемых в реальном масштабе времени.
Стратегический менеджмент — область науки и практики управления, предназначением которого является обеспечение развития организаций в быстроменяющихся условиях внешней среды. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения о реконструкции предприятия, о внедрении новшеств (новая продукция, новые технологии), об организационных изменениях (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями), о выходе на новые рынки сбыта, о приобретении, слиянии предприятий и т.д.
Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия организации. Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:
В отличие от оперативного менеджмента стратегический менеджмент имеет ряд существенных отличий (табл.1.2.).
Таблица 1.2.
Сравнение стратегического и оперативного менеджмента
Характеристика |
Оперативный менеджмент |
Стратегический Менеджмент |
Миссия, предназначение |
Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации. |
Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц. |
Объем концентрации внимания менеджмента |
Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов. |
Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении. |
Учет фактора времени |
Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу. |
Ориентация на долгосрочную перспективу. |
Подход к управлению персоналом |
Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций. |
Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия. |
Критерии эффективности управления |
Прибыльность и рациональность использование производственного потенциала. |
Своевременность и точность реакция организации на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменения окружения. |
Содержанием процесса стратегического менеджмента являются:
- определение назначения (миссии и видения) и главных целей бизнеса фирмы;
- анализ внешней среды фирмы;
- анализ ее внутренней обстановки;
- выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ);
- анализ портфеля диверсифицированной фирмы;
- проектирование организационной структуры фирмы;
- выбор степени интеграции и систем управления;
- определение нормативов поведения фирмы в отдельных сферах ее деятельности;
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии организации;
- совершенствование стратегии, структуры, управления.
Если стратегия компании разработана правильно, то она является трудно копируемой и информация о характеристике основных стратегий может быть распространена среди любых заинтересованных групп (сотрудников предприятия, клиентов, инвесторов и т.п.), конфиденциальной информацией являются детали стратегического плана.
Стратегическое управление имеет ряд недостатков и ограничений на использование: во-первых, стратегическое управление не дает точной и детальной картины будущего; во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем; в-третьих, в настоящем нужны большие затраты времени и ресурсов, для того чтобы на предприятии начал осуществляться процесс стратегического управления, а результат будет получен в более или менее отдаленном будущем; в-четвертых, при осуществлении стратегического управления нельзя ограничиваться даже очень хорошей, отлаженной системой стратегического планирования
В зависимости от степени нестабильности внешней среды по 5 - бальной шкале (5 баллов соответствует максимальной степени нестабильности) Ансофф И. выделяют виды (системы) стратегического управления, приведенные в таблице 1.3.
Таблица 1.3.
Нестабильность среды и виды управления
Степень нестабильности внешней среды |
Виды стратегического управления |
сравнительно невысокая степень (2.5 -3.0) |
1. управление
на основе экстраполяции |
средние значения (3.0 – 3.5) |
2. управление
на основе предвидения 3.управление посредством выбора стратегических позиций |
существенная степень нестабильности (3.5 – 5.0) |
4. ранжирование стратегических задач 5. управление по слабым сигналам 6. управление в условиях стратегических неожиданностей, |
Информация о работе Сущность стратегического менеджмента и виды стратегического управления