Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:23, лекция
1.1. История возникновения стратегического менеджмента
1.2. Стратегический менеджмент как области науки и практики управления
1.3. Виды стратегического управления
При управлении на основе экстраполяции тенденций и при стратегическом планировании одно из главных правил выбора стратегии состояло в том, что новые стратегии должны соответствовать накопленному потенциалу фирмы. Но при быстро изменяющихся условиях стало очевидно, что такая привязка к накопленному потенциалу фирмы ограничивает ее возможности стратегических действий. Зачастую фирмам не удавалось найти для себя перспективную отрасль такого рода, чтобы в ней можно было применить накопленный опыт. Хуже того, даже при обновлении конкурентных стратегий в рамках традиционной деятельности опыт фирмы нередко оборачивался слабостью и мешал усвоению нового. В тех случаях, когда планирование связано с необходимостью кардинального изменения возможностей общефирменного управления (например, требуется иной кругозор управляющих, другая культура и структура власти), реализация плана встречает сильное сопротивление внутри существующей организации. Если в ходе выполнения плана не принимать специальные меры для того, чтобы уменьшить это сопротивление, стратегическое управление не приведет к позитивным изменениям.
Стратегическое управление посредством выбора стратегических позиций представляет собой дальнейшее развитие системы стратегического планирования, ее приспособление к быстро изменяющимся и слабо предсказуемым условиям. В стратегическом управлении планирование изменения возможностей сочетается с планированием стратегии. Кроме того, отличие стратегического планирования от управления посредством выбора стратегических позиций состоит в систематическом преодолении сопротивления переменам в ходе реализации планируемой стратегии и планируемой смены организационных возможностей.
Управление путем ранжирования стратегических задач применяется:
- когда системы мобилизации возможностей (ресурсов предприятия) в расчете на ожидаемый ход событий не пригодны для реагирования на события, развивающиеся слишком быстро, чтобы можно было заранее подготовить и вовремя принять необходимые решения.
- чтобы справиться с быстроменяющимися задачами, обусловленными поведением правительства, конкурентов, развитием технического прогресса и т.п.,
Управление путем ранжирования стратегических задач предусматривает следующее:
а) самые срочные и важные задачи, требующие немедленного рассмотрения;
б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового цикла;
в) важные, но не срочные задачи, требующие постоянного контроля;
г) задачи, представляющие собой ложную тревогу и не заслуживающие дальнейшего рассмотрения;
Управление по слабым сигналам применяется при значениях нестабильности 4,5—5,0, когда ситуация меняется так быстро, что предприятие может опоздать с принятием рационального решения.
При высоком уровне нестабильности появляется необходимость готовить решения еще тогда, когда из внешней среды поступают слабые сигналы.
Слабыми сигналами принято называть проблемы, известные по ранним и неточным признакам, в отличие от сильных сигналов - очевидных и конкретных проблемы, выявленные в результате наблюдения. Для управления по слабым сигналам должно быть налажено наблюдение, выработано положительное отношение к переменам, готовность к принятию рискованных решений, умение опираться не на прошлый опыт, а на новый, приобретаемый опыт.
Управление в условиях стратегических неожиданностей применимы к ситуации (5.0), характеризующейся следующими признаками:
а) проблема возникает внезапно и вопреки ожиданиям;
б) она ставит новые задачи, не соответствующие прошлому опыту предприятия;
в) неумение принять контрмеры приводит либо к крупному финансовому ущербу, либо к ухудшению возможностей получения прибыли;
г) контрмеры должны быть приняты срочно, но обычный существующий на предприятии порядок действий этого не позволяет сделать.
Если предприятие предполагает, что уровень нестабильности может приблизиться к 5,0, оно должно заняться подготовкой системы чрезвычайных мер при стратегических неожиданностях.
Эта система предполагает следующие действия:
а) при возникновении стратегической неожиданности начинает работать коммутационная сеть связей для чрезвычайных ситуаций;
б) на время чрезвычайного положения перераспределяют обязанности высшего руководства: контроль и сохранение морального климата; обычная работа с минимальным уровнем срывов; принятие чрезвычайных мер;
в) вводится сеть оперативных групп;
г) проводится тренинг взаимодействия групп.
Приведенные системы (виды) стратегического управления нельзя рассматривать как взаимозаменяемые. Каждая из них применяется в определенных условиях, зависящих от степени нестабильности внешней среды. Поэтому предприятие должно быть готово к вводу в действие любой системы в зависимости от складывающихся обстоятельств. Готовность предприятия к использованию в той или иной ситуации адекватной системы стратегического управления определяется в первую очередь кадровым потенциалом, ресурсами организационной структуры управления. Тем не менее, поскольку стратегическое управление предполагает одновременные взаимоувязанные действия по выбору стратегии и соответствующему развитию потенциала предприятия, все остальные виды ресурсов, составляющие потенциал системы, становятся объектами стратегического управления.
Исследователи бизнеса обычно выделяют четыре этапа в развитии корпоративного управления: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и стратегический менеджмент.
Стратегический менеджмент — это процесс принятия и осуществления комплекса стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование организации на изменение внешних факторов, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.
В зависимости от степени нестабильности внешней среды И. Ансофф выделяет следующие виды стратегического управления:
Информация о работе Сущность стратегического менеджмента и виды стратегического управления