Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:38, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрена сущность и применение стратегического менеджмента, а также стратегии ОАО «Газпром».
В первой теоретической части дана характеристика сущности стратегического менеджмента, определены её основные элементы, ключевые аспекты, концепции развития и предпосылки возникновения.
Во второй части рассмотрены способы реализации и применения стратегий, а также их преимущества и недостатки.
Во третьей части, практической, произведен анализ внутренних и внешних факторов деятельности ОАО «Газпром», выявлены слабые и сильные стороны, дана характеристика данного объекта исследования, рассмотрены нынешние и будущие стратегические планы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА…….……...………….6
1.1 Предпосылки возникновения стратегического менеджмента………………..6
1.2 Концепции стратегического менеджмента………………………………...…..7
1.3 Эволюция стратегического менеджмента…………………………………….10
1.4 Этапы развития систем управления организацией…………………………..12
1.5 Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации………….16
1.5.1 Понятие стратегического менеджмента…………………………………….16
1.5.2 Уровни стратегических решений……………………………………………17
1.5.3 Этапы формирования стратегий на малых и средних предприятиях….….18
2 ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА…………………..25
2.1 Преимущества применения стратегического менеджмента………………....25
2.2 Ограничения стратегического менеджмента…………………………..……..33
2.3 Стратегический выбор…………………………………………………………35
2.4 Сущность и система стратегического планирования………………………..40
3 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОАО «ГАЗПРОМ»………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….55
Основная общая цель обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма в конечном счете сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений.
Общефирменные цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.
- Конкретные и измеримые цели.
- Ориентация целей во времени.
- Достижение цели.
- Взаимно поддерживающие цели.
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
3 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОАО «ГАЗПРОМ»
3.1 Общая характеристика ОАО «Газпром»
«Газпром» – один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности.
Специфика «Газпрома» заключается в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России у «Газпрома» есть возможность стать энергетическим мостом между рынками Европы и Азии, осуществляя поставки собственного газа и оказывая услуги по транзиту газа других производителей.
ОАО «Газпром» видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.
ОАО «Газпром» – это 20% мировой добычи газа, 90% добычи газа в РФ, 8% ВВП страны, 25% российского бюджета. 58% электроэнергии вырабатывается из газа «Газпрома». Стратегическая цель Газпрома – это гарантированные поставки газа потребителям внутри России и за рубежом и укрепление позиции компании на международном энергетическом рынке.
3.2 Добычная стратегия
Сейчас интересы сосредоточены в Ямало-Ненецком округе. Добыча газа в этом районе является приоритетной для "Газпрома" на ближайшие годы. Это хорошо известные месторождения: Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, а также Вынгояхинское, Песцовое и другие. Следующий шаг – это Обская и Тазовская губа. А дальше, на рубеже десятилетия, полуостров Ямал. Альтернативы Его освоение позволит держать планку добычи в 530 млрд. куб. м газа в год. Ну и к 2015 году – шельфы Баренцева и Карского морей. К этому же сроку отнесена и разработка Штокмановского месторождения.
В прошлом году было добыто 521 млрд. куб. м природного газа, прирост составил 10 млрд. куб. м, а с учетом того, что есть падение добычи на старых месторождениях, реальный прирост – около 35 млрд. куб. м. При этом прирост добычи в "Газпроме" произошел впервые за последние пять лет, а увеличение в таких объемах стало самым большим за последние десять лет. В этом году «Газпром» рассчитывает, что прирост составит еще 10 млрд. куб. м, а экспорт вырастет до 134 млрд. куб. м по сравнению со 129 млрд. в прошлом году.
Увеличение разведанных запасов по "Газпрому" в прошлом году составило 535 млн. т условного топлива. Это максимальный объем прироста разведанных запасов за последние десять лет. Цель компании – добиться того, чтобы прирост разведанных запасов превышал объемы годовой добычи. Другое дело, что нынешний уровень внутренних цен на газ делает нерентабельной разработку почти 70% разведанных запасов "Газпрома".
В 2002 году компания
могла бы добыть на 3,7 млрд. куб. м газа больше. Этого не произошло
по двум причинам: внутренний рынок не
востребовал газ летом и столкнулись
с ограничением по газотранспортным мощностям
за пределами России. Поэтому еще один
приоритет для «Газпром» – улучшение
газотранспортных мощностей как в России,
так и за ее пределами. Самые важные направления
– развитие мощностей «Голубого потока»
(газопровод в Турцию), который заработал
в конце прошлого года, газопровод Починки–Изобильное–
3.3 Стратегия в области добычи газа и нефти
К 2010 году объем добычи газа «Газпромом» составит не менее 570 млрд. куб. м, в 2015 году достигнет 610-615 млрд. куб. м, в 2020 году – 650-670 млрд. куб. м. Это качественно более высокий уровень, чем предусмотрено принятой всего несколько лет назад Энергетической стратегией Российской Федерации.
Уровень добычи газа будет обеспечиваться за счет ввода мощностей на действующих и новых объектах Надым-Пур-Тазовского региона: нижнемеловые залежи Заполярного и Песцового месторождений, ачимовские залежи Уренгойского месторождения, апт-альбские и нижнемеловые залежи Ныдинского участка Медвежьего месторождения, сеноманские залежи Западно-Песцового месторождения, вывод на проектную производительность Харвутинской площади Ямбургского месторождения и Южно-Русское месторождение.
Экономическая целесообразность их освоения обусловлена близостью развитой газодобывающей и газотранспортной инфраструктуры.
Извлечение метана из угольных пластов призвано стать одним из основных направлений стратегии расширения ресурсной базы «Газпрома». По предварительным оценкам прогнозные годовые объемы добычи в Кузбасском бассейне – крупнейшем метаноугольном бассейне мира – могут составить до 20 млрд. куб. м после 2020 года.
Стратегия развития нефтяного бизнеса предусматривает рост годовой добычи нефти до 90-100 млн. т к 2020 году.
План выхода на уровень добычи 2020 г. предусматривает поэтапное вовлечение в эксплуатацию всех разведанных месторождений ОАО «Газпром нефть» (с учетом принадлежащих компании 50% акций ОАО «НГК «Славнефть» и ОАО «Томскнефть»), расширение ресурсной базы за счет ввода в эксплуатацию нефтяных месторождений, находящихся на балансе других компаний Группы Газпром, а также приобретения новых лицензий.
3.3 Освоение новых рынков
«Газпром» собирается диверсифицировать свой бизнес. Речь идет о диверсификации по рынкам, маршрутам транспорта и конечным продуктам. Сейчас ведутся переговоры о поставках газа в Великобританию. В 2005 году эта страна станет нетто-импортером газа: по прогнозам британского правительства, ей потребуется около 40 млрд. куб. м газа в год.
Возможны поставки газа
и в Швецию на рубеже десятилетий.
Планируется развивать
Но Европа была и будет
главным торговым партнером компании.
Финансовая стртегия «Газпрома»
Компания в этом году собирается реструктуризировать свою задолженность. В ней значительные объемы составляют краткосрочные заимствования – они будут переведены в среднесрочные и долгосрочные. Если говорить о новых финансовых рынках, то это США. Как раз сейчас «Газпром выходит с миллиардным займом (речь идет размещении облигаций на $1 млрд.). Чистую прибыль «Газпрома» планируется увеличить в этом году почти в 1,4 раза, до 147 млрд. руб. При этом заимствования будут сокращены почти в два раза. Программа сокращения затрат предусматривает экономию в этом году 40 млрд. руб. Программа очень конкретная, расписанная по всем подразделениям.
Валовой доход компании в прошлом году составил $26,7 млрд., 102% к плану. Себестоимость добычи по сравнению с плановыми цифрами снизилась на 3,5%. Чистая прибыль составила 108,7 млрд. руб. по всей группе "Газпрома". Итоги работы компании в 2002 году стали лучшими за последние десять лет.
3.4 Стратегическая цель ОАО «Газпром»
Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.
Принципы стратегии компании:
– повышение эффективности во всех звеньях производственной цепочки от добычи до сбыта природного газа, нефти и продуктов переработки;
– расширение и диверсификация деятельности (новые рынки, транспортные маршруты, продукты) за счет проектов, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью;
– соблюдение интересов всех акционеров ОАО «Газпром»;
– совершенствование корпоративного управления, повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности.
– персональная ответственность руководителей за принятые управленческие решения.
3.5 Стратегия в области прироста запасов
Стратегической задачей «Газпрома» в отношении ресурсной базы является сохранение паритета между приростом запасов и добычей на период до 2010 г. и обеспечение расширенного воспроизводства запасов в дальнейшей перспективе.
Геологическое изучение недр будет проводиться в районах с развитой газодобычей (Надым-Пур-Тазовский регион, Прикаспийская нефтегазоносная провинция); а также в новых газоносных районах: полуостров Ямал, шельф арктических морей, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
____________________
6 http://www.ecsocman.edu.ru/db/
3.6 Развитие нефтегазопереработки
«Газпром» нацелен на расширение производства продуктов газохимии, повышение извлечения ценных компонентов из газа и увеличение производства продуктов более глубокой степени переработки, а также на увеличение загрузки перерабатывающих мощностей. Планируется модернизация газоперерабатывающих мощностей, намечается создание новых производств по переработке природного газа с получением синтетического жидкого топлива, диметилового эфира и другой продукции.
3.7 Стратегия в области электроэнергетики
В электроэнергетике определены следующие стратегические цели: диверсификация рисков тарифного регулирования, оптимизация топливного баланса и достижение синергетического эффекта от совмещения газового и электроэнергетического видов бизнеса. Основное внимание планируется уделять увеличению доли угольной генерации нового поколения и повышению КПД в газовой генерации, что позволит обеспечить эффективное использование газа при растущих энергетических потребностях российской экономики.
Реформа электроэнергетики России предоставила «Газпрому» возможность приобретения электрогенерирующих мощностей. Группа Газпром уже консолидировала контрольный пакет акций ОАО «Мосэнерго» и планирует получить контроль над ОАО «ТГК-1», ОАО «ОГК-2», и ОАО «ОГК-6», а также меньшие доли участия в капитале ряда других генерирующих компаний.
Группа Газпром изучает возможности инвестирования в европейские электроэнергетические активы. Расширяется сотрудничество с энергоснабжающими компаниями, обладающими клиентской базой и комплексом технологий, которые помогут увеличить присутствие Группы на международном рынке энергетики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внешняя среда, в которой действуют ныне разнообразные по форме хозяйственные организации, становится качественно иной: постоянно повышается степень ее неопределенности, появляются неучтенные факторы риска. Управление должно быть теперь более приспособленным к рыночной саморегуляции. Все чаще говорят о новой роли менеджмента, новых подходах к стратегическому планированию и управлению.
Примеры использования
стратегического подхода к
Существует множество определений стратегии, но их можно свести к одному - как установленной на достаточно длительный период совокупности норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность организации, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность к выживанию в конкретной ситуации.
Стратегия выступает
не только в качестве инструмента
обоснования, выработки и реализации
долгосрочных целей и задач
В последние годы значительно изменилась парадигма разработки стратегии фирмы. Если раньше считалось, что стратегия должна быть известна лишь узкому кругу высших руководителей и не должна предаваться гласности, то в наши дни отдается предпочтение открыто сформулированной. Стратегия должна быть делом не только руководства фирмы, но и всех ее рядовых сотрудников.