Сущность, структура и основные черты менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 20:54, реферат

Описание работы

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления , мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов .

Содержание работы

1.Введение
2.Понятие менеджмента
2.1.Общие понятия
2.2.Задачи и цели менеджмента
2.3. Методы и модели управления
2.4.Виды менеджмента
3.Менеджмент в микро- и макроэкономике
4.Современные проблемы управления
5.Основные категории теории управления
6.Научные подходы к менеджменту
7.Принципы менеджмента
8.Цели и задачи управления организацией
9.Природа и состав функций управления
10.Управленческие решения
11.Технология управления
12.Заключение
13.Литература

Файлы: 1 файл

курсовая по ОЭФ.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)
  • согласованность  и  совместимость  целей ;
  • реалистичность  (достижимость);
  • понятность  для  исполнителя;
  • гибкость  (обратная  связь).

         Обязательную  процедуры  целевого  управления  составляет  построение  дерева  целей  и  задач.

   Задачи  управления,  сформулированные  в  результате  структуризации  целей  управления,  подразделяются  на  три  типа:

  • работа  с  людьми ;
  • работа  с  предметами;
  • работа  с  информацией.

 

Цели  организации  связаны  практически  со  всеми  категориями  управления  (рис . 2):


 


Технология      




 

 


 

       РИС .2 .  Связь  целей  организации

с  основными  категориями  теории 

управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 . Природа  и  состав  функций  управления.

 Функция  (  дословно  -  действие )  применительно  к  управлению  характеризует  виды  управленческой  деятельности  ,  возникающие  в  процессе  разделения  и  специализации  труда  в  сфере  управления  .

     Очевидно,  что  в  любом  виде  управленческой  деятельности  (функции  управления)  можно  выделить  задачи  управления  и  входящие  в  них  процессы  и  операции.  Принятие  решений  является  первичной  функцией  менеджмента  и  в  то  же  время   это  составная  часть   любой  функции  управления.

Функции  управления  можно  условно  разделить  на  общие  и  специальные.  Количество  и  состав тех  и  других  не  определены. 

   Иногда  все  общие  функции  управления  объединяют  в  следующие  группы:

  • планирование ;
  • организация;
  • оперативное  управление;
  • мотивация;
  • контроль;
  • координация.

    Общность  этих  функций  управления  подчеркивается  их  повторяемостью  или  цикличностью  в  процессах  управления,  поэтому  общие  функции  можно  назвать  и  типовыми     элементами    управленческого    цикла.

    Чаще  всего  управленческую  деятельность  подразделяют  на  четыре  основные  функции управления:

            планирование ( выбор  целей  и  план  действий  по  их  достижении ) ;

  • организация  ( распределение  задач  между  подразделениями  или  работниками  и  установление  взаимодействия  между  ними ) ;
  • мотивация  (  стимулирование  исполнителей  к  осуществлению  запланированных  действий   и  достижению  поставленных  целей ) ;
  • контроль  (  соотнесение  реально  достигаемых  или  достигнутых  результатов  с  запланированными ) .

       Эти  четыре  основные  функции  управления  объединены  связующими  процессами  коммуникации  и  принятия  решений.

     Планирование  является  важной  функцией  управления.  К  главным  принципам  планирования  относятся  все  научные  подходы  к  менеджменту. Их  соблюдение  является  обязательным  условием  разработки  обоснованного  плана.

К  дополнительным  принципам  планирования  относятся:

  • ранжирование  объектов  по  их  важности ;
  • сбалансированность  плана ;
  • согласованность  плана  с  параметрами  внешней  среды ;
  • преемственность  стратегического  и  текущего  планов ;
  • социальная  ориентация  плана ;
  • автоматизация  планирования ;
  • экономическая  обоснованность  показателей;
  • обеспечение  обратной  связи  системы  планирования  при  управлении.

    В  целом  функция  планирования  осуществляется  в  современных  организациях  на  двух  уровнях:

  • стратегическом ;
  • оперативном .

   Следующей  функцией  управления  является  организация  управленческих  процессов . Эти  процессы  подразделяются  на  :

  • основные ;
  • вспомогательные ;
  • обслуживающие .

     К  обслуживающим  управленческим  процессам  относятся:

  • накопление ;
  • контроль ;
  • передача  предмета  труда.

     К  вспомогательным   управленческим  процессам  относятся:

  • операции,  в  результате  которых  создаются  нормальные  условия  для  выполнения  основных  и  обслуживающих  процессов.

    Основными  условиями  рациональной  организации  управленческих  процессов  являются:

  • пропорциональность ;
  • непрерывность;
  • параллельность;
  • прямо точность;
  • ритмичность;
  • концентрация  однородных  предметов  труда  в  одном  месте;
  • гибкость  процесса.

   Мотивация - процесс  побуждения  себя  и  других  людей  к  деятельности  для  достижения  целей  организации  и  личных  целей .

В  теориях  мотивации  выявлены  основные  виды  потребностей,  побуждающих  людей  к  действию,  особенно  при  определении  объема  и  содержания    работы. При  разработки  концепций   наибольшее  значение  имели  работы  А.Маслоу  ,  Ф.Герцберга  и  Д . МакКлелланда .

По  теории  американского  психолога  А.Маслоу  все  потребности  можно  расположить  в  виде  строгой  иерархической  структуры  (рис .3) .

 



    


 

Вторичные            


потребности   


Первичные    

потребности

 

 

Рис . 3 . Иерархия  потребностей  по  А.Маслоу.

 

Последняя  функция  управления  -  контроль ,  который  устанавливает степень  соответствия  принятых  решений  фактическому  состоянию  системы  управления,  реально  достигнутых  результатов  и  целей  запланированным  ,  выявляет  отклонения  и  их  причины  . 

    Контроль  можно  классифицировать:

  • по  объектам  контроля ;
  • по  исполнителям ;
  • по  степени  охвата  объектов  контроля;
  • по  режиму  контроля;
  • по  времени  контроля;
  • по  периодичности  выполнения  контрольных  операций;
  • по  уровню  механизации  (автоматизации);
  • по  стадиям  жизненного  цикла  объекта.

 

 

10.Управленческие  решения.

      Решение  - это  социально – психологический  акт  выбора  одного  или  нескольких  вариантов  из  множества  возможных  .

     Управленческие  решения  классифицируются  по  следующим  признакам:

  • стадия  жизненного  цикла  товара ;
  • подсистема  системы  менеджмента ;
  • сфера  действия ;
  • цель ;
  • масштабность ;
  • Организация  выработки ;
  • продолжительность  действия ;
  • объект  воздействия;
  • методы  формализации;
  • формы  отражения;
  • способ  передачи;
  • уровень  управления.

Показателями  качества  управленческих  решений  являются:

  • энтропия ,  то  есть  количественная  определенность  связей  между  элементами  системы  менеджмента  и  решения ;
  • вероятность  риска  достижения  целей ;
  • количество  задействованных  при  формировании  решения  уровней  иерархии ;
  • применяемые  при  принятии  решения  современные  методы ;
  • затраты  на  принятие  и  реализацию  решения ;
  • эффективность  решения.

 

11.Технология  управления.

   Технология  управления  -- это  приемы  ,  способы  и  порядок  (  последовательность  ,  регламент )  выполнения  процесса  управления  в  целом  и  составляющих  его  функций  .  В  процессе  любой  технологии  предмет  труда  преобразуется  в  продукт  труда .

Предприятие  управляемое,  если  выработка  и  принятие  всех  управленческих  решений  осуществятся  прежде,  чем  закончатся  происходящие  в  данный  момент  процессы,  реализующие  ранее  принятые  управленческие  решения.

     Технология  управления  должна  учитывать  время  управленческих  циклов  и  их  рациональное  взаимодействие  с  производственными  циклами  и  жизненными  циклами  товаров. 

Технология  управления  должна   соответствовать  технологии  производства  и  реализации  товаров  (услуг),  обеспечивая  непрерывность  и  управляемость  их  процессов. 

Последовательность  выполнения  взаимосвязанных  функций  управления  -  это  суть  ,  технология  управленческого  труда  . 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 . Заключение.

Эффективное  становление  рыночных  отношений  в  России  во  многом  определяется  формированием  современных  управленческих  отношений  ,  повышением  управляемости  экономики .  Именно  менеджмент  ,  управление  обеспечивает  связанность  ,  интеграцию  экономических  процессов  в  организации  . 

Менеджмент  --  важнейшее  понятие  в  рыночной  экономике  .  Его  изучают  экономисты  ,  предприниматели  ,  финансисты  ,  банкиры  и  все  ,  кто  имеет  отношение  к  бизнесу  .

“ Управлять -  значит  вести  предприятие  к  его  цели  ,  извлекая  максимум  возможности  из  имеющихся  ресурсов  “ .   Специалистам  нового  времени  необходимы  глубокие  знание  по  менеджменту  ,  а  для  этого  нужно  четко  представлять  сущность  и  понятие  менеджмента .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Галькевич  Р.С.  Набоков  В.И.  Основы  менеджмента.  М . – 1998 .
  2. Менеджмент.  Под  редакцией  Максимцова  М.М.  Игнатьевой  А.В. М . – 1998 .
  3. Балабанов  И.Т.  Основы  финансового  менеджмента.  М . – 1995 .
  4. Веснин  В.Р.  Основы  менеджмента.  М . - -1997.
  5. Лэнд  П.Э.  Менеджмент  --  искусство  управлять.  М  . --  1995 .
  6. Розенберг  Д.М.  Бизнес, менеджмент. М . – 1997.
  7. Ховард  К. Коротков  Э. Принципы  менеджмента.  М . – 1996 .
  8. Фатхутдинов  Р.А.  Система  менеджмента.  М . – 1996 .
  9. Панасюк  А.Ю.  Управленческое  общение.  М . – 1990 .
  10. Кабанов  А.Я.  Управление  персоналом  организации.  М . – 1997 .
  11. Уткин  Э.А.  Управление  фирмой.  М . – 1996 .

 

 

 

 


 



Информация о работе Сущность, структура и основные черты менеджмента