Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 14:44, контрольная работа

Описание работы

В условиях глобализации мировой экономики для большинства стран все более важными становятся проблемы, связанные с обеспечением открытости национальных экономик, интеграции их в мировое хозяйство. За счет этого они стремятся извлечь экономические выгоды от участия в международном разделении труда. Одним из эффективных инструментов, способствующих процессу инкорпорирования национальных экономик в мировое хозяйство, оживлению внешнеэкономической деятельности, стали зоны совместного предпринимательства, насчитывающие несколько видов. Среди них выделяются свободные экономические зоны (СЭЗ), которые позволяют странам реализовать, прежде всего, региональные преимущества в ускорении экономического роста, социально-экономическом развитии территорий, оказывать мультипликационное влияние на развитие всей национальной экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
Сущность и значение свободных экономических зон………………………....5
Разновидности свободных экономических зон………………………………...7
Заключение…………………………………………………………………………...13
Список используемой литературы………………………………………………....14

Файлы: 1 файл

Свободные экономические зоны.docx

— 41.88 Кб (Скачать файл)

Промышленно-производственные зоны относятся  к зонам второго поколения. Они  возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить  не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Промышленно-производственные зоны создаются  на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными  налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон  берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту Шэннон. Наибольший эффект от таких зон был получен в "новых индустриальных странах".

Логика образования экспортно-производственных зон была предопределена экономической  стратегией развивающихся стран, когда  с середины 1960-х годов возникла необходимость стимулирования промышленного  экспорта и занятости за счет притока  иностранных капиталов.

Технико-внедренческие зоны относят  к зонам третьего поколения (70-80-е  годы прошлого столетия). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются  национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых  и финансовых льгот.

Наибольшее число технико-внедренческих  зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии - технополисами, в Китае - зонами развития новой и высокой технологий.

Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк "Силикон Валли" (Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. К концу 2003 г. в США функционировало около 160 технопарков. Родственных им образований, именуемых "инкубаторами бизнеса" в конце 2002 г. насчитывалось более одной тысячи. В Европе к началу 2005 года было уже более 200 научных парков, причем они имелись практически во всех регионах3.

В Японии в рамках специальных правительственных  программ создано два десятка  технополисов на базе ведущих научных  организаций. В КНР подобные зоны создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В 2003 г. в Китае функционировало более 50 зон развития новой и высокой технологии. Характерно, что в азиатских "новых индустриальных странах" технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.

С 80-х годов прошлого столетия к  созданию научных парков подключились Индия, Малайзия, Таиланд и др. В  результате к началу 2004 г. в мире функционировало более 7 тыс. научных парков, включающих собственно научные парки, регионы науки, технополисы и "инкубаторы бизнеса".

Сервисные зоны представляют собой  территории с льготным режимом предпринимательской  деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных зон относятся  оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые  гавани (НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем  банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.

Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорной зоне, претендующей на получение налоговых и иных льгот, – не быть резидентом страны, где  находится оффшорный центр и  не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных  зон тем, что в них (в НГ) все  фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все  или некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается  более 300 оффшорных центров. Среди  них налоговых гаваней - около 70. К числу стран, где уже давно  функционируют оффшорные компании, относятся: Лихтенштейн, Панама, Норманские острова, остров Мэн (Британия), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, Западном Самоа, в Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.

Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который может и не взиматься при определенных условиях. Льготной режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.

Оффшорный бизнес концентрируется, как  правило, в банковском, страховом  деле, морском судоходстве, операциях  с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных  операций, в консалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности.

Деятельность оффшорных зон  оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные  центры зачастую являются местом отмыва "грязных денег" и разного рода банковских афер.

Комплексные зоны образуются путем  установления особого, льготного по сравнению с общим режимом  хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.

Комплексные свободные экономические  зоны появились сравнительно недавно, в начале 1980-х годов. Некоторые  из них были созданы с нуля, а  большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной  обрабатывающей промышленностью и  представляют собой новую, более  высокую, ступень развития. Отличие  комплексных свободных экономических  зон от других форм заключается в  больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной  торговли экспортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.

К комплексным СЭЗ можно отнести  пять специальных экономических  зон Китая, "открытые районы" КНР, а также бразильскую зону "Манаус", территорию "Огненная Земля" в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так  называемых "еврорегионов" как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государств, прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны, осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной области полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль в создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также Украина и Беларусь ("Карпаты", "Буг", "Померания").

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, рассмотрение мирового и отечественного опыта создания свободных экономических зон позволяет заключить следующее:

1. Проанализировав  данные мировой практики можно  сделать вывод, что создание  СЭЗ - весьма действенное направление  развития экономики отдельных  территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

2. Территории, наиболее благоприятные для размещения  СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи.

3. Вопрос  о свободных экономических зонах  в России до сих пор решался  недостаточно последовательно, при  отсутствии конструктивной концептуальной  основы и достаточной правовой  базы. Основной чертой этого процесса  была его жесткая политизированность  в ущерб экономической сути. Но  в последние годы намечается  стабилизация и установление  последовательности в становлении  и развитии свободных экономических  зон в РФ, расширение законодательной  базы, которая позволит чётко  функционировать и свободно осуществлять  свою деятельность на территории  России. В целом же, необходимо  продолжать намеченные реформы  в такой перспективной области,  как свободные экономические  зоны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., Маркетинг, 2005
  2. Горбунов А.Р. Оффшорный бизнес и создание компаний за рубежом. М., Анкил, 2002
  3. Данько Т.П. Свободные экономические зоны. М., Инфра-М, 2005
  4. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. М., ЮНИТИ, 2006
  5. Савин В.А. О свободных экономических зонах// Менеджмент в России и за рубежом- 2006 - №6

1 Савин В.А. О свободных экономических зонах// Менеджмент в России и за рубежом. 2006. №6. С.37-43

2 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 2005, C.138

3 Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. М., 2005, C.142

 


Информация о работе Свободные экономические зоны