Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 22:35, реферат
В современном мире интенсивно развивается всё – науки, техника, образование и сам человек. В этом плотном информационном потоке сложно ориентироваться и выделять главное. Порой мы тратим слишком много времени на совершенно ненужные и неинтересные вещи. Как же нам правильно распределить время и силы? В этом нам поможет такая наука, как «Тайм-менеджмент». Итак, рассмотрим данную науку и выясним, как же верно планировать своё время.
Введение
1. Понятие тайм-менеджмента. Особенности тайм-менеджмента в России.
2. Воля, как необходимое психическое качество личности, её роль в самоорганизации. Развитие воли в филогенезе и онтогенезе.
3. Самоменеджмент.
Министерство образования РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный педагогический университет».
Кафедра коррекционной педагогики и психологии.
Реферат
«Тайм-менеджмент: формирование навыков самоорганизации».
Выполнила: Швыдкова А.А.,
студентка 11 группы ИД.
Проверила: Игнатенко О. Е.,
старший преподаватель кафедры
коррекционной педагогики и психологии.
Новосибирск 2014
Содержание
Введение
Введение
В современном мире интенсивно развивается всё – науки, техника, образование и сам человек. В этом плотном информационном потоке сложно ориентироваться и выделять главное. Порой мы тратим слишком много времени на совершенно ненужные и неинтересные вещи. Как же нам правильно распределить время и силы? В этом нам поможет такая наука, как «Тайм-менеджмент». Итак, рассмотрим данную науку и выясним, как же верно планировать своё время.
Тайм-менеджмент – это наука о том, как тратить время на главное[1,с 3].
Тайм-менеджмент – это технология, позволяющая использовать невосполнимое время вашей жизни в соответствии с вашими целями и ценностями [2,с 3].
Тайм-менеджмент, управление временем, – это некий род аскетической практики, технологии самосовершенствования, осознанного и осмысленного управления своей жизнью. Он требует такой же спокойной, уверенной включенности и самодисциплины, как воинское искусство или монашество[1,с 2].
Понятие времени интересовало человечество на протяжении всей истории, первыми, кто обратил внимание на его рациональное использование, были греческие философы. Проблема постановки целей, выбора приоритетов в делах, и разумного использования времени человеком была поставлена достаточно давно. Одним из первых этот самый вопрос поднял римский философ Луцилий Сенека[прентис,с 145]. В дальнейшем, принципами тайм-менеджмента успешно пользовались многие политические деятели, такие, как Бенджамин Франклин, использовавший выбор долгосрочных и краткосрочных целей.
Предпосылками возникновения современного тайм-менеджмента явилось интенсивное развитие общества и окружающей его информационной индустрии. Появилась потребность в четкой структуре, которая поможет ориентироваться в потоке информации. Как сформулировал западный тайм-менеджер Стивен Кови, «главными вещами нужно заниматься в первую очередь»[1,с 3]. Но, чтобы выделить главное, человеку нужен надёжный помощник, и таким помощником стал тайм-менеджмент.
Менеджмент в России, как и в любой другой стране, отражает ее исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. В силу исторических особенностей экономика нашей страны развивается скачкообразно. В советский период истории России отсутствовала частная собственность, в то время как наука управления производством и персоналом интенсивно и стремительно развивалась во всем мире.
Все российские
экономисты признают, что рациональное
использование времени
Применение принципов тайм-менеджмента связано не только с экономическими, но и с общественно-психологическими факторами. В нашей стране велик удельный вес затрат времени на выполнение рутинной работы. Это говорит о проблемах с делегированием у российских менеджеров. Многие из них не делегируют рутинную работу либо из-за того, что подчиненные и так загружены работой, либо из-за того, что считают, что сами выполнят эту работу лучше. В результате менеджеру не хватает времени на действительно важные, перспективные задачи.
Еще одна особенность в использовании рабочего времени заключается в том, что в российских компаниях более распространены дружеские отношения между коллегами. Многие предпочитают начинать рабочий день с неформального общения с коллегами, а не с важнейших дел; обсуждение условий контракта может плавно перейти в дружескую беседу.
В России сложился образ руководителя, как человека, у которого постоянно нет времени, и чем больше ему недостает времени, тем значительнее он кажется. Некоторые руководители, да и простые сотрудники, служащие, с восторгом заявляют, что они работают по 12-13 часов в сутки, выражая этим преданность своему делу. Объективно же, это говорит лишь о том, что человек не может расставить приоритеты и правильно организовать свое время. В основном то, насколько эффективно работник распоряжается своим временем, зависит от его личности, от того, хочет ли он упорядочить свою деятельность, последовательно внедряя в работу правила и принципы самоменеджмента, т.к. для этого не требуется никаких сверхъестественных усилий ни для русского менеджера, ни для человека любой другой страны.
Умение организовывать рабочее, учебное и личное время очень важно. Развитие профессиональных и личностных качеств современного человека невозможно представить без навыков эффективной самоорганизации, экономии и оптимального использования времени. Тайм-менеджмент – междисциплинарный раздел науки и практики, изучающий проблемы оптимизации временных затрат, комплекс технологий и методик. Сферу его влияния полностью раскрывает понимание его как комплексной системы управления собой и своей деятельностью[4,с 2].
Самоорганизация напрямую связана с волей, поэтому сначала рассмотрим понятие воли.
Ещё Аристотель ввёл понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп [8,с 425].
Воля – психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий [6,с 201].
Способность к волевым действиям начинает возникать с переходом наших обезьяноподобных предков к трудовой деятельности. У животных нет воли. Воля – это специфически человеческая сторона психики, так как животные пассивно приспосабливаются к природе, и лишь для человека характерен труд – сознательная деятельность, направленная на подчинение и изменение природы [6,с 203].
Воля людей формировалась и изменялась в зависимости от общественно – исторических условий, в зависимости от условий материальной жизни общества. Воля человека, который энергично преодолевает препятствия, умеет гармонически сочетать свои личные и общественные цели и потребности, требует ёмкой работы над собой, в чём человеку помогают волевые качества личности [6,с 204].
К положительным волевым качествам личности относятся:
а) целеустремлённость – подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для её планомерного достижения;
б) решительность – способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению;
в) настойчивость – способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая препятствия на пути к ней;
г) выдержка – способность постоянно контролировать свое поведение.
д) дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.
е) самостоятельность – подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям [6,с 207].
Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства, с овладения ребенком произвольными движениями, в манипуляциях с игрушками и доступными предметами. Собственно волевое поведение начинает складываться тогда, когда ребенок выполняет такие элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а также такие, которых диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо.
Воля дошкольника развивается при выполнении простейших трудовых поручений, развивается и в коллективных играх, когда приходится подчиняться коллективу, правилам игры, сдерживать непосредственные побуждения.
С поступлением в школу начинается новый этап в развитии воли ребенка. Волевая деятельность школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, предъявляющей ребенку все новые и более серьезные требования. Учебная деятельность, во-первых, требует от школьника умения управлять своей психической деятельностью, во-вторых, учебная деятельность требует от школьника умения управлять своим поведением. Решающее значение в воспитании воли ребенка имеет руководство взрослых. Воспитание ответственности, долга — важное условие воспитания воли.
Основной путь воспитания воли школьника — организация его деятельности, в процессе которой ребенок учится делать волевые усилия. Большую роль в формировании воли школьников играет систематически организуемая учителем тренировка детьми волевого усилия. Только тот может проявить сильную волю в большом деле, кто долгим упражнением закалил ее на многих малых делах. Причем здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей.
Определенное значение имеет и самовоспитание школьников, упорная работа над развитием у себя волевых качеств. Основное правило, которое при этом должен усвоить школьник,— постепенность развития волевых усилий и постоянство работы над собой. Ученик должен знать, что и маленькие победы над собой делают человека более волевым. Необходимо неуклонно воспитывать привычку строго следить за собой, стараться преодолевать свои недостатки[6,с 210].
Итак, рассмотрев понятие воли, мы понимаем, что для самоорганизации человек должен обладать рядом положительных волевых качеств личности. Так как же правильно сформировать самоорганизацию?
Практика показывает, что наиболее эффективным приемом обучения является создание в ходе занятий такой ситуации, при которой обучающиеся, выступающие в качестве объекта управления, становятся субъектами, организующими и воспитывающими себя. При этом преподаватель стремится не к передаче знаний, а к выявлению и формированию умений учеников самоорганизоваться в учебно-воспитательном процессе. [7,с 3].
Для формирования навыков самоорганизации личности, развития потребности в решении поставленной проблемы, важно разнообразить традиционные формы обучения, используя инновационные приемы. В частности, можно использовать различные игры и игровые ситуации на занятиях, а также при подготовке к занятиям. [7,с 2].
Под управлением личным временем подразумевается управление собственной деятельностью, организация выполнения задач и распределения ресурсов.
Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Основная цель самоменеджмента – максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства. Самоменеджмент помогает выполнять работы с меньшими затратами, лучше организовать труд (следовательно, получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и, значит, уменьшить спешки и стрессы. У самоменеджмента есть определённый круг правил и функций:
Постановка целей
Постановка целей помогает сориентировать действия и поступки на эти цели и на их выполнение. Для этого цель должна описывает конечный результат, а не те действия, которые необходимо выполнить. Даже самый лучший способ работы безнадёжен, если человек заранее чётко не обозначил то, к чему он стремится. Осознание своих целей очень часто означает значительную самомотивацию для работы, т.к. цель даёт ясное представление о том, в каком направлении необходимо двигаться.
Информация о работе Тайм-менеджмент: формирование навыков самоорганизации