Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 17:27, контрольная работа
Управление - творческий процесс, и здесь важны не только знания общих основ теории управления и специальные знания , но и умение анализировать все составляющие данного процесса, и делать из их анализа правильные выводы.
Для эффективной организации управленческого процесса, недостаточно обладать даже высокой профессиональной квалификацией. Многое зависит от индивидуальных способностей управляющего, его умения работать с людьми, личной инициативы и самоорганизации, а также интуиции. Однако одним из важнейших аспектов управления выделяется данное утверждение " Хочешь эффективно управлять, прежде всего научись управлять собой ".
Введение
1. Планирование рабочего дня руководителя.
2. Техника телефонных разговоров.
3. Роль секретаря в организации труда руководителя.
4. Особенности деловой переписки.
Заключение
Список литературы
Вопрос № 32
ТЕХНИКА ЛИЧНОЙ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ
План
Введение
1. Планирование рабочего дня руководителя.
2. Техника телефонных разговоров.
3. Роль секретаря в организации труда
руководителя.
4. Особенности деловой переписки.
Заключение
Список литературы
Управление - творческий процесс,
и здесь важны не только знания общих основ
теории управления и специальные знания
, но и умение анализировать все составляющие
данного процесса, и делать из их анализа
правильные выводы. |
Цель : изучить социально-психологические
особенности организации управленческого
труда и техники личной работы руководителя.
1. Планирование рабочего
дня руководителя.
Эффективность трудовой деятельности
руководителя во многом определяется
правильной организацией его труда.
Специалист по вопросам организации труда
менеджеров Ален Лейкен дает следующие
рекомендации.
Первое, что нужно сделать утром, перед
началом работы - составить точный график
дня и список вопросов по их приоритетности.
План дня должен быть составлен в письменном
виде, иначе легко забыть задуманное в
лавине дел.
Вариант плана может быть представлен
в следующем виде:
Шифр |
Содержание работы |
Прио- |
Часы |
Поручить |
П |
Проект офиса |
А |
2 |
-- |
И |
Новое постановление о налогах |
Б |
Иванову | |
ПР |
Петров (письмо) |
Г |
0,5 |
-- |
Д |
Группа Сидорова |
В |
1 |
Краеву |
В означает визиты; Д - делегирование;
К - контроль;
П – задача находится в процессе выполнения;
ПК - поездки, командировки; ПР - письменная
работа, письма, диктовка; С - секретарь;
Т - телефонные разговоры; И - чтение отчетов,
инструкций, газет.
Руководитель может использовать и свои
сокращения. Приоритеты можно расставлять
с помощью букв А, Б, В. Часы проставляются
ориентировочно. Сначала составление
такого плана может отнимать у руководителя
определенное количество времени, но вскоре
эта работа будет выполняться достаточно
четко и быстро.
В конце рабочего дня рекомендуется подводить
итог сделанному.
При этом можно использовать метод «пяти
пальцев»: М - мизинец – «мизерный результат»;
Б - безымянный палец – «боялся, но напрасно»;
С - средний палец – «средненько я поработал»;
У - указательный палец – «упирался я хорошо»;
Б - большой палец вверх – «больше, чем
я, никто не сделает в этой ситуации".
Удобно проводить этот анализ по дороге
домой. Можно оценить прошедший день по
баллам: 5 - очень удачный день; 4 - удачный
день; 3 - удовлетворительный день; 2 - неудачный
день.
Руководителю следует проанализировать,
что именно помешало выполнению намеченного,
в чем заключаются недоработки, чему научил
прожитый день.
Организация труда руководителя тесно
связана с ходом всех процессов управления
и влияет на успех дела в целом.
Если руководитель постоянно занят текучкой,
поддается стихийному ходу событий, не
управляет собственным временем, то он
утрачивает способность отмечать главное
от второстепенного. В результате остаются
переменными многие важные или перспективные
вопросы.
Из-за плохой организации труда руководитель
вынужден увеличивать рабочий день до
10 - 12, а иногда и 14 часов. В итоге не остается
времени на самообразование, отдых, семью.
Избежать этого позволяет правильное
планирование и распределение рабочего
времени.
2. Техника телефонных
разговоров.
Телефонные разговоры занимают значительную
долю рабочего времени работников умственного
труда, и в первую очередь руководителей.
Возникает вопрос: как нужно организовывать
работу, чтобы телефон не отнимал, а экономил
время?
В Японии в школах и на курсах по подготовке
менеджеров обучают говорить по телефону
вежливо, как в храме; информационно, как
при закладке данных в компьютер; коротко,
как при отдаче команды идти в атаку.
Остановимся на основных методах работы
с телефоном.
1. Метод «отгораживания» заключается
в том, что нужно заранее отгородиться
от ненужных звонков или отодвинуть их
на более удобное время. Это достигается
путем информирования потенциальных абонентов
о том, когда им удобнее позвонить. Желательно,
чтобы все входящие звонки шли через секретаря
или автоответчик.
2. Метод «разговора без откладывания».
Если прорываются исключительно важные
звонки во время телефонных «часов приема»,
необходимо сразу выяснить:
а) кто твой абонент (должность, фирма);
б) причину звонка;
в) насколько срочно и важно дело абонента;
г) когда и по какому телефону ты сможешь
позвонить ему.
3. Метод «телефонного блока». Рекомендуется
выбирать 1-2 временных промежутка, например,
ближе к полудню или к вечеру, когда руководитель
сможет вести телефонные разговоры сериями,
блоками (метод телефонного блока).
Длительность телефонных блоков не должна
превышать 30 минут.
Преимущество разговора блоками заключается
в том, что не будут мешать входящие звонки,
т.к. линия будет заблокирована.
Для ускоренной подготовки телефонных
разговоров можно использовать телефонный
листок следующего вида:
Телефонный листок |
Дата | ||||
№ пп |
Партнер |
Тема |
Номер телефона |
Приоритетность |
Контроль за исполнением |
Для более детальной подготовки телефонного
звонка можно использовать следующий
бланк:
Цели:
1. Чего я хочу достичь (установить общие
и промежуточные цели разговора)
2. Кому я хочу позвонить (Ф.И.О., подразделение,
функция, № телефона)
3. Когда я хочу позвонить (утром, в скользящее
время, в обеденное время, в конце дня)
4. Какие вопросы я хочу задать (записать
основные пункты)
Документация
5. Какие документы мне потребуются (отчет,
обзор и т.п.)
6. Какие документы потребуются моему партнеру
(корреспонденция, проспекты, акты и т.д.)
При подготовке к особо важному или международному
разговору можно разработать специальный
бланк:
Дата ____________ № тел. ______________ Время ________________ Ф.И.О. абонента ______________________________ |
|||
Вопросы |
Прогнозируемые |
Ответы | |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. | |
Достигнутый результат, полученные сведения, дальнейшие действия ______________________________ ______________________________ ______________________________ | |||
Исполнители ______________________________ |
При подготовке к беседе по
служебному телефону следует продумать
следующие вопросы:
1. Какую главную цель я ставлю перед собой
в телефонном разговоре?
2. Могу ли я обойтись без этого разговора?
3. Готов ли к обсуждению предлагаемой
темы собеседник?
4. Уверен ли я в благополучном для меня
исходе разговора?
5. Что я хочу уяснить для себя?
6. Какие вопросы я буду задавать?
а) .......
б) .......
в) .......
7. Какие вопросы может задать мой собеседник?
а) ...…
б) .......
в) ..….
8. Какой исход устроит меня, его, обоих?
9. Какие приемы воздействия на собеседника
я буду использовать в разговоре?
10. Как я буду вести себя, если он:
а) перейдет на повышенный тон?
б) не отреагирует на мои доводы?
в) проявит недоверие к моим словам?
3. Роль секретаря
в организации труда руководителя.
Для облегчения труда руководителя
телефонные звонки посетителей и почтовая
корреспонденция должны проходить через
секретаря.
При этом секретарь должен владеть следующей
информацией:
а) время, когда руководителю нельзя мешать;
б) с какими абонентами его соединять;
в) с кем нужно соединить в любое время;
г) с какими абонентами соединять только
в приемные часы;
д) когда следует "пропускать" частные
звонки.
Правила взаимодействия руководителя
и секретаря
1. Не упускать случая положительно оценить
усилия секретаря.
2. Спрашивать и учитывать его (ее) мнение
по той или иной проблеме. Иногда можно
услышать интересные предложения.
3. Дать ему (ей) возможность проявить себя
в том, что он(а) может и хочет делать, например,
предложить самостоятельно отвечать на
текущую почту.
4. Не оправдываться перед теми, кто жалуется
на твоего секретаря по поводу того, что
он(а) не соединяет или не пропускает. Не
делать замечания секретарю по этому поводу,
т.к. он(а) защищал(а) тебя от бесполезных
звонков и визитеров.
5. Быть по возможности предсказуемым:
а) сообщать секретарю, куда уходишь и
когда вернешься;
б) все документы держать в определенном
месте, известном секретарю;
в) регулярно спрашивать секретаря не
нуждается ли он(а) в твоей помощи по какому-либо
вопросу;
г) информировать секретаря по основным
вопросам, ибо большинство секретарей
очень уязвимы из-за отсутствия достаточной
информации и не могут ответить на самые
простые вопросы. Информированность секретаря
не только облегчает взаимоотношения
с заочными и очными клиентами, но и позволяет
ему выглядеть в лучшем свете.
6. Квалифицированный секретарь не любит
бездельничать, и плох тот руководитель,
который не может обеспечить его (ее) работой.
4. Особенности деловой
переписки.
Важное место в деятельности руководителя
занимает деловая переписка. Официальное
письмо - это документ, который должен
быть стандартизирован.
Зачастую деловые люди, прекрасно выражая
свои мысли в устном общении, не могут
грамотно изложить их на бумаге.
В 20-е годы в нашей стране была сделана
первая попытка разрбатывать общесоюзный
стандарт на деловое письмо. Вторая попытка
была предпринята в 1970 г., но в 1971 г.ГОСТ был отменен. Однако необходимость
стандарта на деловое письмо остается
до сих пор ощутимой.
Руководителю следует изучить пособия
по служебной корреспонденции и иметь
справочники по литературному редактированию.
Если это сложно, ему необходимо запомнить
главное: писать нужно просто и понятно,
а стиль не должен быть тяжеловесным.
Перед написанием письма следует уточнить
следующие моменеты:
а) вид письма (сопроводительное, письмо-заказ,
ответ на запрос партнера, извинение за
задержку, рекламное письмо и т.п.);
б) должны ли тебе ответить;
в) уверен ли ты, что письмо придет в срок?
Если нет, то не лучше ли отправить его
факсом или позвонить по телефону?
г) ясно, ли ты представляешь, о чем писать?
Правила для написания деловых писем
1. Пиши логично, последовательно и убедительно,
чтобы читающий не терял время.
2. Тон письма должен быть корректным, никаких
двусмысленностей, никаких грубостей,
даже если адресат неприятен тебе или
враждебно настроен.
3. Избегай ненужных сокращений, неточностей.
Слова должны быть простые и понятные
адресату.
4. Письмо оформляй так, чтобы оно привлекло
внимание секретаря.
5. Помни, что даже мелкое несоблюдение
правил (штамп, печать, бланк) может сделать
письмо неполноценным с юридической точки
зрения.
Руководитель крупной фирмы тратит на
работу с входящей и исходящей корреспонденцией
более часа в день. При нерациональной
постановке дела впустую теряется много
времени.
Правила работы с входящей корреспонденцией
1. Предварительную рассортировку входящей
почты должен производить секретарь.
2. Все, что не представляет ценности для
фирмы, не подлежит обработке и хранению,
следует выбрасывать.
3. Удобно устроить ящик для почты с тремя
отделениями: "к немедленному исполнению",
"к повторному рассмотрению", "в
архив".
4. Если руководитель берет письмо дважды
в день, это означает, что нет рациональной
обработки почты.
Правила работы с исходящей корреспонденцией
1. Хорошо экономят время готовый бланк,
штемпель или наклей-ка с трафаретной
надписью.
Образец бланка выглядит следующим образом:
Знак фирмы |
Стандартный вариант ответа |
_______________ Подпись |
3. Руководитель должен избегать ненужного бумагооборота. Писать и диктовать нужно как можно меньше, и только самое необходимое. Грамотная работа с корреспонденцией позволит сэкономить время и значительно облегчит труд руководителя.
Заключение
Профессия « Менеджер» , содержание которой составляет управленческая деятельность , ориентированная на условия рыночной экономики , представляет собой сложное образование. Для овладения этой профессией необходимо самые высокоорганизованные из личностных качеств и способностей , обладать самыми сложными из практических умений и навыков . Профессию « менеджер» отличает сложность в содержании и разделении труда , характерная для управленческой деятельности , отсутствие четких приоритетов оценки квалификации , взаимосвязь профессии менеджера с особенностями личности ее носителя. Будучи продуктом общего разделения труда , управленческая деятельность сама предполагает такое разделение , что отражает сложность этой профессиональной сферы деятельности.
В современной теории существует множество различных концепций профессии « менеджер» , акцентирующих внимание либо на требование компетентности , либо на особенностях ролей , присущих труду менеджера в организации.
Компетентность научно – профессиональные качества менеджера предполагают наличие у него специального образования , широкой общей и специальной эрудиции ,постоянное повышение своей научно- профессиональной подготовки . При этом компетентность имеет отношение к конкретному менеджеру , а компетенция к определенной должности.
Ролевое содержание управленческого труда отличается широким разнообразием и представляет большой интерес для понимания сущности профессии « менеджер». Так, М. К . Мескон и соавторы называют 10 ролей выполняемых руководителем , в рамках таких групп , как межличностные , информационные , роли , связанные с принятием решения . В частности в группе межличностных ролей выделяют роль « связующего звена» среди связанных с принятием решений – роль распределителя ресурсов . Э.М. Коротков называет такие роли ,присущие труду менеджера , как : концептолог , инноватор , организатор , эксперт. Ролевое развитие выступает в качестве важного условия успешной карьеры менеджера.
Литература
1. Власова Н. ...И проснешься
боссом. Справочник по психологии управления,
том 3 – Новосибирск: Икор, 1994. – 86-98.
2. Зигерт В., Ланг Н. Руководить без конфликтов;
- М.: Экономика, 1990. - С. 133-144.
3. Ефимова О. Секретариат – основное звено
делопроизводственной службы.// Упр. перс.
– 2000. – №2(44). – С. 46-48.
4. Кузнецова Т.В. Профессиональный язык
секретаря, или речевая техника коммуникаций.
// Упр. перс. – 2000. - № 2 (44). – С. 22-24.
5. Кузнецова Т.В. Психологические аспекты
выбора секретаря-референта для современной
фирмы //Упр. персоналом – 2000.- № 2(44). –
С. 9-13.
6. Курс практической психологии / Автор-сост.
Р.Р.Кашапов. - Ижевск.: Изд-во Удм.ун-та,
1997. - С. 249-306.
7. Сухарев В. Этика и психология делового
человека. - М.: Гранд, 1997. - С.303 - 329.
8. Томпсон Л.П., Стрикленд А.Дж. Стратегический
менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 1999. - С.537-539.
9. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера,
успех. – М.: Прогресс, 1993. – С.185 – 195.
10. Щекин Г.В. Практическая психология
менеджмента. К.: Украина, 1994. – 400 с.
11.Мескан М.,Альберт М., Хедоури Ф. . Основы менеджмента / Пер. с англ .-М.: Дело, 1992.-702с.