Технология и методы анализа среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 01:39, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ внешней и внутренней среды ПФ «Севергазгеофизика».
Задачами исследования являются:
исследование понятие среды организации;
характеристика основных методов анализа среды организации;
общая характеристика ПФ «Севергазгеофизика»;
анализ среды организации ПФ «Севергазгеофизика»;
разработка комплекса мер по повышению эффективности деятельности ПФ «Севергазгеофизика».

Файлы: 1 файл

Сагайдачный курсовая.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются несколько функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы8.

Маркетинг. При обследовании функций маркетинга заслуживают внимания семь общих областей для анализа и исследования:

  • доля рынка и конкурентоспособность;
  • разнообразие и качество ассортимента изделий;
  • рыночная демографическая статистика;
  • рыночные исследования и разработки;
  • предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;
  • эффективный сбыт, реклама и продвижение товара;
  • прибыли.

Финансы. Анализ финансового состояние может принести пользу организации и содействовать повышению эффективности процесса стратегического планирования.

Операции. Весьма важным для длительного выживания фирмы является непрерывный анализ управления операциями.

Человеческие ресурсы. Истоки большинства проблем в организациях могут быть в конечном итоге обнаружены в людях.

Технология проведения анализа внутренней среды организации включает в себя следующие элементы:

    1. Оценка действующих стратегий организации;
    2. Анализ использования потенциала организации;
    3. Стратегический стоимостный анализ;
    4. Общий анализ конкурентной позиции и конкурентной силы организации;
    5. Сравнительный анализ конкурентных преимуществ;
    6. Выявление сильных и слабых сторон организации;
    7. Определение стратегических проблем организации9.

Путем тщательного рассмотрения каждого из этих вопросов руководства может выявить потенциальные слабые зоны и предпринять соответствующие корректирующие меры. Если организация обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, она в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В противном случае следует добиться улучшения работы, потому что данная слабость с наибольшей вероятностью будет подвергать опасности будущую деятельность организации.

Внутренняя среда определяется количеством и качеством ресурсов, имеющихся в распоряжении организации. Кроме того, при анализе внутренней среды компании следует акцентировать внимание на ключевых компетенциях, которые приводят к формированию конкурентных преимуществ компании на рынке10.

Анализ внешней среды - процесс, предназначенный для контроля внешних факторов среды с целью определения перспективных возможностей организации и грозящих ее опасностей.

Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для нее благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения.

Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление при изучении внешней среды концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Но для того чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного  знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение11.

Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь получить отдачи от них. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и какие слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

Таким образом, анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые используются в стратегическом управлении.

Вряд ли можно назвать другой метод анализа состояния организации, который мог бы сравниться со SWOT-анализом по эффективности и простоте применения. Аббревиатура метода образована посредством соединения начальных букв от слов полного наименования: Strengths - Weaknesses - Opportunities - Threats (сила - слабости - возможности - угрозы)12.

Применяемый для анализа среды метод SWOT является довольно широко признанным подходом, позволяющим совместно провести изучение внешней и внутренней среды.

Метод SWOT позволяет установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и угрозами и возможностями, которые возникают во внешней среде. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которыми в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Под силой организации понимают совокупность умений работников организации, их навыков, опыта, организационных ресурсов, конкурентных возможностей и т.д. Все перечисленное - это активы организации в конкурентной борьбе. Слабость представляет собой отсутствие чего-то важного для функционирования организации или нечто, ставящее се в неблагоприятное условие. Это - пассивы.

Некоторые сильные стороны организации более важны, чем другие. Они могут быть использованы для формирования стратегии. В то же время сильная стратегия должна быть направлена на устранение слабых сторон. Главные достоинства организации заключаются в превращении ноу-хау (умений и опыта во всех сферах деятельности организации) в ее ключевые достоинства; в разработке новой продукции, услуг и нового сервиса; в понимании нужд потребителей и организации эффективной сбытовой системы.

Возможности организации заключаются в предоставляемых внешней средой условиях деятельности и проявляются в использовании сильных сторон организации и укреплении слабых сторон. Следует заметить, что возможности, которые организация не может реализовать, - это иллюзии. Угрозы проявляются:

  • в наличии более дешевых технологий конкурентов;
  • во внедрении конкурентами производства и реализации лучших продуктов;
  • в угрозах со стороны иностранных организаций;
  • в новых правилах, наносящих ущерб организации больше, чем другим;
  • в повышении процентных ставок, в возможном поглощении;
  • в демографических изменениях, в изменениях курсов иностранных валют;
  • в политических переменах в стране и т.д.

Анализ силы и слабости организации даст возможность установить связь между потенциалом и проблемами организации, с одной стороны, а с другой - между ее сильными и слабыми сторонами, что позволяет определить варианты успешного существования и перспектив развития организации.

Принципиально слабые стороны организации могут состоять: в отсутствии четкого видения перспектив развития и устаревших методах управления; недостатке умений и таланта ЛПР и низкой реализуемости принимаемых решений; недостаточной квалификации исполнителей и значительном дефиците бюджета организации; недостаточном имидже среди населения; неудовлетворительной информационной работе13.

В процессе проведения анализа эксперты прямо или косвенно (на уровне подсознания) рассматривают параметры внутренней среды, стараясь не забывать о воздействии факторов внешней среды, и наоборот.

В качестве параметров внешней оценки предлагается рассматривать ситуацию на рынке товаров и услуг, выполнять анализ внешнего бизнес-окружения и анализ той отрасли, в которой функционирует организация. В ходе процесса оценки удастся определить тс отличительные компетенции организации, которые могут лечь в основу стратегии развития организации.

PEST - анализ - это инструмент, предназначенный  для выявления:

- политических (Policy),

- экономических (Economy),

- социальных (Society),

- технологических (Technology) аспектов  внешней среды, которые могут  повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что  она регулирует власть, которая  в свою очередь определяет  среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST - Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.

PEST - Анализ не является общим  для всех организаций, так как  для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.

Наряду с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости организации для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

Метод составления профиля среды заключается в следующем.

В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается:

- оценка его важности для  отрасли по шкале: 3 - сильное значение, 2 - умеренное значение, 1 - слабое  значение;

- оценка его влияния на организацию  по шкале: 3 – сильное влияние, 2 - умеренное влияние, 1 - слабое влияние, 0 – отсутствие влияния;

- оценка направленности влияния  по шкале: +1 – позитивная направленность, -1 - негативная направленность.

Далее все три экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.

Анализ среды — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывет в окружении как лодка, не имеющая руля, весел или паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основное предназначение анализа - определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в настоящем и будущем, а также определить стратегические альтернативы. Целью анализа внешней среды является формирование альтернативных стратегических решений. Эти решения должны быть ориентированы на использования возможностей и защиту от угроз, связанных с изменением внутренней и внешней среды.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПФ «СЕВЕРГАЗГЕОФИЗИКА»

 

2.1. Общая характеристика  геофизической организации

 

Наиболее характерной чертой современной стратегии Газпрома в области научно-технического прогресса является ориентация его основных предприятий на задачи всемерной интенсификации процессов во всех звеньях технологической цепочки - от поисков и разведки месторождений до использования газа потребителями.

В этих условиях значительно возрастает роль и ответственность и роль геофизической службы ОАО "Газпром", как наиболее наукоемкой, насыщенной новыми технологиями и обязанной реализовать информационное обеспечение газовой отрасли по замкнутому технологическому циклу "Поиски - разведка - освоение - эксплуатация - мониторинг месторождений углеводородного сырья и объектов ПХГ".

Информация о работе Технология и методы анализа среды организации