Технология принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 00:07, контрольная работа

Описание работы

В организационных структурах управления процессы принятия решений реализуются постоянно. Управленческие решения принимаются в ситуациях:
возникновения новых условий, обстоятельств, нарушающих нормальный режим функционирования организации с целью возврата ее на оптимальный уровень;
необходимости сохранения неизменными созданные условия, если режим функционирования организации оптимален

Содержание работы

Технология принятия управленческих решений……………………..2
Этапы проведения комплексного маркетинговое исследования…..14

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 91.17 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Технология принятия управленческих решений……………………..2
  2. Этапы проведения комплексного маркетинговое исследования…..14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1)Технология принятия управленческих решений. 

В организационных  структурах управления процессы принятия решений реализуются постоянно. Управленческие решения принимаются  в ситуациях:

  • возникновения новых условий, обстоятельств, нарушающих нормальный режим функционирования организации с целью возврата ее на оптимальный уровень;
  • необходимости сохранения неизменными созданные условия, если режим функционирования организации оптимален;
  • необходимости перевода организации на новый режим функционирования, обусловленный новыми целями.

Принятие  управленческого решения предполагает действия, направленные:

  • на восстановление контроля за ходом событий;
  • корректировку нормативов оценки деловой информации в соответствии с обстановкой;
  • использование открывшихся возможностей.

Управленческие  решения принимаются на всех уровнях  иерархической структуры предприятия. При этом определяются цели, формы  деятельности, ресурсы, возможности, трудности  и пути их преодоления. Все эти  моменты формируются в виде управленческого  решения.

Управленческое  решение – творческое, волевое действие субъекта менеджмента на основе знания объективных законов функционирования управляемой подсистемы, анализа информации о ее состоянии, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы.

Для управленческого  решения характерны:

  • целенаправленность;
  • волевой характер;
  • директивность;
  • конкретность.

Проблема  – ситуация, характеризующаяся таким  различием между желаемым и существующим состоянием управляемой подсистемы, которое препятствует ее развитию и  нормальному функционированию.

Констатация возникновения проблемы и ее описание заключаются в следующем:

  • конкретизация содержания проблемы;
  • локализация места возникновения проблемы;
  • определение момента возникновения проблемы;
  • установление тенденций развития проблемы от момента возникновения до констатации;
  • определение необходимости осуществления действий по устранению проблемы до выяснения причин ее возникновения.

Основные  способы распределения причин возникновения  проблемы:

  • выявление изменений в объекте управления и внешней среде, предшествующих возникновения проблемы;
  • выявление объектов, аналогичных рассматриваемому, где подобная проблема не возникла, и установление различий в объектах;
  • построение причинно-следственной диаграммы;
  • составление карты мнений.

Проблемы  могут быть вызваны следующими факторами:

  • неверные принципы, на которых базируется деятельность предприятия;
  • завышенные или заниженные критерии;
  • ошибки, допущенные при осуществлении текущей деятельности;
  • непредвиденные обстоятельства.

Основные  условия обеспечения высокого качества и эффективности управленческого  решения:

  • применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
  • изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
  • снабжение лица, принимающего решение, качественной информацией;
  • применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
  • структуризация проблемы и построение дерева целей;
  • обеспечение сопоставимости вариантов решений;
  • обеспечение много вариантности решений;
  • правовая обоснованность принимаемого решения;
  • автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
  • разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
  • наличие механизма реализации решения.

Виды  управленческих решений 

Отражая многогранность и сложность взаимодействия объективных и субъективных факторов, действующих в производственных системах, управленческие решения отличаются многообразием форм. Классификация  управленческих решений позволяет  систематизировать информацию и  ситуации (табл. 6.1).

Обычно  в принятии управленческого решения  присутствуют в различной степени  три момента: интуиция, суждение и  рациональность.

Способ  принятия управленческого решения, основанный только на суждении, не очень  надежен, так как здравый смысл встречается достаточно редко, хотя метод является достаточно дешевым и быстрым.

Суждение  очень часто невозможно соотнести  с ситуацией, которая прежде имела  место, а менеджер стремится действовать  так, как действовал раньше в другой ситуации, а потому рискует упустить хороший результат в новой  ситуации, сознательно или бессознательно отказываясь от ее детального анализа.

Интуитивные решения основаны на ощущении того, что выбор человека правилен. Характерны для оперативного управления.

Таблица 6.1

Классификация управленческих решений

 

В основе решений, основанных на суждении, лежат знания, осмысленный опыт прошлого и здравый смысл. Характерны для оперативного управления.

Рациональные  решения основаны на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Характерны для стратегического и тактического управления.

Менеджер, ориентирующийся только на интуицию, становится заложником случайности, и  его шансы на правильный выбор  решения не очень высоки.

Управленческие  решения принимаются людьми, а  потому их характер во многом зависит  от личности менеджера, непосредственно  участвующего в их разработке.

Уравновешенные  решения принимает менеджер, внимательно и критически относящийся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.

Импульсивные  решения характерны для менеджера, который легко генерирует самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить.

Инертные  решения – результат осторожного поиска менеджера. В них уточняющие и контролирующие действия преобладают над генерированием идей, где трудно обнаружить оригинальность, новаторство, блеск.

Если  менеджер не нуждается в тщательном обосновании своих гипотез, уверен в себе, то может не испугаться любых  трудностей и принять рискованные решения.

Осторожные  решения появляются тогда, когда менеджер тщательно оценивает все варианты, критично подходит к делу. Решения не отличаются новизной и оригинальностью.

Требования, предъявляемые к  управленческому  решению 

Принимаемое менеджером управленческое решение  должно отвечать следующим требованиям:

  • быть научно обоснованным, компетентным;
  • приниматься на основе достоверной, полной и своевременной информации с анализом и оценкой возможных альтернатив;
  • быть непротиворечивым;
  • иметь ясную направленность и адресность;
  • отличаться своевременностью и быстродействием;
  • обладать точностью и ясностью;
  • быть контролируемым;
  • иметь комплексный характер;
  • обладать полномочностью;
  • быть экономичным и эффективным.

Процесс подготовки и реализации управленческого  решения предусматривает выполнение в определенной последовательности целого ряда работ, включающих фазу принятия и фазу реализации управленческого  решения (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Алгоритм подготовки и реализации управленческих решений

При разработке управленческого решения очень  важно правильно выбрать критерии – показатели, характеризующие варианты решений и используемые для оценки и выбора.

Очень важно при этом определить вес (значимость) критерия – количественное выражение  относительной важности каждого  используемого для оценки и выбора критерия в сравнении с остальными критериями.

Действенность принимаемого менеджером управленческого  решения существенно зависит  от правильного выбора степени участия  подчиненных в принятии и осуществлении  решения. При этом возможно как полное неучастие подчиненных (решение  принимается менеджером единолично), так и совместная с менеджером выработка и принятие решения (коллективное решение).

Основные  факторы выбора степени участия  – квалификация подчиненных, их добросовестность и ответственность.

В системе  принятия управленческих решений выделяют управленческую операцию и управленческую процедуру.

Управленческая  операция – технологически нерасчленимый процесс обработки управленческой информации, поступающей в данное структурное подразделение (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Управленческая операция

Управленческая  процедура – комплекс взаимосвязанных в определенном порядке управленческих операций и документов, направленных на достижение фиксированной цели (рис. 6.3).

Сложность и взаимозависимость технических, организационных, социально-экономических  и других аспектов управления привели  к необходимости разработки специальных  методов, облегчающих обоснование  и выбор управленческих решений  в условиях неопределенности.

Для устранения неопределенности, причиной которой  является наличие многих критериев, используют опыт, интуицию лица, принимающего решения.

Под неопределенностью  понимается неполнота  или неточность информации об условиях реализации решения, в том  числе связанных  с ними затратах и  результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации решения неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.

Рис. 6.3. Управленческая процедура

Информационное  обеспечение управленческих решений 

Ценность  и своевременность управленческого  решения в огромной степени зависят  от способности менеджера в нужный момент произвести сбор, анализ и толкование информации.

 

Информационное  обеспечение – одна из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы менеджмента. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие «коммуникация».

Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми.

Цели  коммуникаций:

  • обеспечение эффективного обмена информацией между объектом и субъектом менеджмента;
  • совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;
  • создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами, для координации их задач и действий;
  • регулирование и рационализация информационных потоков.

Информация о работе Технология принятия управленческих решений