Технопарки: понятие, классификация и перспективы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время стало очевидно, что уровень развития и динамизм инновационной сферы развитых стран определяют границы между бедными и богатыми, создают основу устойчивого экономического роста. Технологический процесс не только изменил масштабы и структуру производства индустриально развитых стран, но и оказал заметное влияние на качество жизни, взаимоотношения людей друг с другом и с окружающим миром.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Характеристика инновационной инфраструктуры
1.1 Понятие инновационной инфраструктуры
1.2 Понятие и сущность технопарков
1.2.1 Понятие технопарк
1.2.2. Причины создания технопарков
1.2.3 Деятельность технопарков
1.3 Классификация технопарков
2 Функционирование технопарков в РБ
2.1 История появления технопарков
2.2 Технопарки РБ
2.2.1 Национальный инфопарк
2.2.2 Парк высоких технологий
2.2.3 Технологический парк «Метолит»
2.2.4 Технологический парк «Могилев»
3 Перспективы развития технопарков в РБ
3.1 Существующие проблемы в деятельности технопарков Республики Беларусь и пути их решения
3.2 Резервы повышения эффективности белорусских технопарков и увеличения их роли в антикризисном регулировании национальной экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 61.84 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО»Белорусский государственный экономический университет»

Кафедра экономики промышленных предприятий

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема

Технопарки: понятие, классификация и перспективы развития в Республике Беларусь

МИНСК 2011

  • Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ

  • 1. Характеристика инновационной инфраструктуры

    • 1.1 Понятие инновационной инфраструктуры

    • 1.2 Понятие и сущность технопарков

      • 1.2.1 Понятие технопарк

      • 1.2.2. Причины создания технопарков

      • 1.2.3 Деятельность технопарков

    • 1.3 Классификация технопарков

  • 2 Функционирование технопарков в РБ

    • 2.1 История появления технопарков

    • 2.2 Технопарки РБ

      • 2.2.1 Национальный инфопарк

      • 2.2.2 Парк высоких технологий

      • 2.2.3 Технологический парк «Метолит»

      • 2.2.4 Технологический парк «Могилев»

  • 3 Перспективы развития технопарков в РБ

    • 3.1 Существующие проблемы в деятельности технопарков Республики Беларусь и пути их решения

    • 3.2 Резервы повышения эффективности белорусских технопарков и увеличения их роли в антикризисном регулировании национальной экономики

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Литература

технопарк инновационная инфраструктура

Введение

В настоящее время стало очевидно, что уровень развития и динамизм инновационной сферы развитых стран определяют границы между бедными и богатыми, создают основу устойчивого экономического роста. Технологический процесс не только изменил масштабы и структуру производства индустриально развитых стран, но и оказал заметное влияние на качество жизни, взаимоотношения людей друг с другом и с окружающим миром.

В современных условиях научно-технологическое развитие становится главным средством достижения экономического лидерства, важным инструментом в конкурентной борьбе, приносит значительный коммерческий успех. По данным независимой комиссии ООН Беларусь обладает научными разработками, коммерческая стоимость которых оценивается миллиардами долларов. Но проблема заключается не только в потере возможного коммерческого успеха, но, что еще более важно, в низком технологическом уровне национальной экономики или отсутствии системы эффективного использования интеллектуального ресурса и современного механизма продвижения наукоемкой продукции на мировой рынок.

На сегодняшний день в Беларуси регулирование научно-технологического развития осуществляется в двух направлениях:

Первое - совершенствование традиционных методов регулирования: формирование научно-технической политики, разработка и реализация научно-технических программ, повышение мотивации научно-технической деятельности и т. п.

Второе - использование новых подходов и методов регулирования научно-технологического развития, включающих таргетирование наукоемких отраслей, создание условий для трансферта высоких технологий и коммерциализации научно-технических разработок, формирование инновационной инфраструктуры, которая обеспечивает эффективную связь науки с производством, результат - выпуск инновационной продукции.

В настоящее время в Республике Беларусь имеются следующие элементы инновационной инфраструктуры: малые и средние научно-инновационные предприятия, технологические парки, инкубаторы и центры поддержки предпринимательства в системе Министерства предпринимательства Беларуси. Именно такие образования, по мнению зарубежных специалистов, являются «точками роста» современного технологического прогресса. На мой взгляд, рассмотрение и изучение технопарков в Республике Беларусь актуально и важно, т. к. в технопарк приходит новатор, бизнесмен с любой идеей, и с этого события начинается процесс ее материализации.

Целью данной работы является определение роли технопарков в современной экономике. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. изучить сущность технопарков,

2. проанализировать деятельность  технопарков в современной экономике,

3. выявить проблемы в  деятельности, а также разработать  предложения по повышению эффективности  технопарков и их развития.

Данная работа актуальна, так как в настоящее время во всем мире приоритетными становятся отрасли, связанные с высокими технологиями, внедрение которых позволяет странам резко увеличить социально-экономический потенциал, а современные инновационные структуры (технопарки) играют одну из главных ролей в данных процессах.

1. Характеристика инновационной инфраструктуры

2.1 Понятие инновационной инфраструктуры

Опыт зарубежных стран показывает, что доля высокотехнологической продукции, поставляемой на мировые рынки, находится в прямой зависимости от развитости национальной инновационной инфраструктуры.

Инновационная инфраструктура - это совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка. Инновационная инфраструктура является связующим звеном между результатами научных исследований и рынком, государством и предпринимательским сектором экономики. Основу инфраструктуры национальной инновационной системы составляют центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки и территории высоких технологий, фонды поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, фонды стартового и венчурного финансирования, центры подготовки специализированных кадров (персонала) и по информационному обеспечению инновационной деятельности и др [2].

Инновационная инфраструктура предполагает, в первую очередь, наличие в ней специфических рыночно-ориентированных субъектов хозяйствования, таких как технопарки, технополисы, инновационно-технологические центры, а также малые инновационные и венчурные предприятия.

В зависимости от ориентации технопарки, технополисы, инновационные центры и т. п. являются институциональными субъектами, главное назначение которых состоит в реализации инновационной деятельности, коммерциализации результатов НИОКР и их ускоренном продвижении в сферу материального производства, а также в создании благоприятных условий для инновационного развития экономики страны.

Инновационную инфраструктуру можно разложить на 4 составляющие:

1. Правовая инфраструктура:

- комплекс законов об  охране объектов интеллектуальной  деятельности и защите прав;

- правовые акты, стимулирующие  НИОКР в интересах промышленности  и регулирующие процессы передачи  результатов исследований в сферы  их использования;

- комплекс законодательных  актов, определяющих условия создания  и деятельности институтов поддержки  предпринимательского бизнеса;

- правовое обеспечение  деятельности малого и среднего  бизнеса.

2. Информационная инфраструктура: - справочная, патентная, конъюнктурная, аналитическая, техническая и рекламная  информация.

Основные информационные потребности - при решение вопросов, связанных с патентованием новшеств и проведением маркетинговых исследований.

3. Специализированные инновационные  центры: - бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные центры, центры поддержки предпринимательства и др.

4. Финансовые институты: - банки, инвестиционные институты, индивидуальные  инвесторы, венчурные фонды, бюджет  и др.

Рассмотрим подробнее элементы инновационной инфраструктуры. [1. стр 116]

Центры поддержки предпринимательства (ЦПП) в Республике Беларусь создаются как юридическое лицо на основе любых форм собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства. Нормативно-правовая база для деятельности ЦПП оговорены положением, утвержденным Советом Министров от 25.08.97. г. № 1111, разработанного на основе Закона Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республики Беларусь» от 16.10.96. г. № 685-XIII. К настоящему времени Министерством экономики при содействии Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов зарегистрировано 40 ЦПП, которые осуществляют сервисное обслуживание субъектов малого предпринимательства. Только в г. Минске работает 12 ЦПП.

Поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь обеспечивается принятием и реализацией ежегодной Программы государственной поддержки малого предпринимательства и функционированием развернутой по всей стране инфраструктуре поддержки малого предпринимательства.

В инфраструктуру входят областные и районные Центры поддержки предпринимательства, а также инкубаторы малого предпринимательства. Следует отметить, что с целью стимулирования деятельности для ЦПП помещения и офисное оборудование могут выделяться в безвозмездное пользование или на льготных условиях по арендной плате и коммунальным платежам, а также ЦПП пользуются правом первоочередного получения высвобождаемых производственных и иных площадей, земельных участков, льготных кредитов. За поддержкой к ЦПП в год обращается в среднем 10-50 МП. ЦПП в основном осуществляют информационные, консультационные, методические услуги, занимаются переподготовкой кадров, также проводят маркетинговые исследования. Однако ЦПП практически не оказывают такие услуги, как обеспечение МП квалифицированными кадрами и оказание финансовой поддержки. Зачастую это происходит не потому, что центр плохо наладил свою деятельность, а вследствие влияния «внешних» факторов, которые не дают возможность функционировать организации в соответствии с ее целями и задачами. Негативное влияние на развитие инновационной инфраструктуры оказывают некоторые направления государственной политики. В первую очередь к таким направлениям экономической политики было отнесено налоговое, денежно-кредитное, таможенное и бюджетно-финансовое.

В настоящее время в республике принят ряд законодательных и нормативных актов, касающихся сферы малого инновационного предпринимательства. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 244 предусмотрено существенное снижение налогов на прибыль и добавленную стоимость, таможенных пошлин и др. в случае производств и предприятий, основанных на новых и высоких технологиях.

Инкубатором малого предпринимательства (ИМП) является организация, которая создается на основе любых форм собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой самостоятельности. Основной задачей инкубатора является формирование благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства посредством создания организационно-экономических условий, стимулирующих их деятельность.

Инновационный центр, (ИЦ) представляет собой специализированный инкубатор малого предпринимательства, в котором субъектам малого предпринимательства дается возможность разрабатывать и использовать новые технологии и другие новшества, которые позволили бы им в будущем развивать собственное производство. Правовые и экономические основы организации и функционирования инкубаторов в Республике Беларусь определяет Положение «Об инкубаторах малого предпринимательства», утвержденное Советом Министров Республике Беларусь от 04.06.1997 №640. Инкубаторы очень важны для нашей страны, потому что они покрывают раннюю, наиболее рисковую стадию разработки высокотехнологичного продукта, которая у нас является одним из наименее развитых этапов инновационного процесса.

Информация о работе Технопарки: понятие, классификация и перспективы развития в Республике Беларусь