Технопарки: понятие, классификация и перспективы развития в Республике Беларусь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 12:00, курсовая работа
Описание работы
В настоящее время стало очевидно, что уровень развития и динамизм инновационной сферы развитых стран определяют границы между бедными и богатыми, создают основу устойчивого экономического роста. Технологический процесс не только изменил масштабы и структуру производства индустриально развитых стран, но и оказал заметное влияние на качество жизни, взаимоотношения людей друг с другом и с окружающим миром.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 1. Характеристика инновационной инфраструктуры 1.1 Понятие инновационной инфраструктуры 1.2 Понятие и сущность технопарков 1.2.1 Понятие технопарк 1.2.2. Причины создания технопарков 1.2.3 Деятельность технопарков 1.3 Классификация технопарков 2 Функционирование технопарков в РБ 2.1 История появления технопарков 2.2 Технопарки РБ 2.2.1 Национальный инфопарк 2.2.2 Парк высоких технологий 2.2.3 Технологический парк «Метолит» 2.2.4 Технологический парк «Могилев» 3 Перспективы развития технопарков в РБ 3.1 Существующие проблемы в деятельности технопарков Республики Беларусь и пути их решения 3.2 Резервы повышения эффективности белорусских технопарков и увеличения их роли в антикризисном регулировании национальной экономики ЗАКЛЮЧЕНИЕ
УО»Белорусский
государственный экономический университет»
Кафедра экономики
промышленных предприятий
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема
Технопарки:
понятие, классификация и перспективы
развития в Республике Беларусь
МИНСК 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Характеристика инновационной инфраструктуры
1.1 Понятие инновационной инфраструктуры
1.2 Понятие и сущность технопарков
1.2.1 Понятие технопарк
1.2.2. Причины создания технопарков
1.2.3 Деятельность технопарков
1.3 Классификация технопарков
2 Функционирование технопарков в РБ
2.1 История появления технопарков
2.2 Технопарки РБ
2.2.1 Национальный инфопарк
2.2.2 Парк высоких технологий
2.2.3 Технологический парк «Метолит»
2.2.4 Технологический парк «Могилев»
3 Перспективы развития технопарков в РБ
3.1 Существующие проблемы в деятельности
технопарков Республики Беларусь и пути
их решения
3.2 Резервы повышения эффективности белорусских технопарков и увеличения их роли в антикризисном регулировании национальной экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
технопарк инновационная инфраструктура
Введение
В настоящее время стало очевидно,
что уровень развития и динамизм инновационной
сферы развитых стран определяют границы
между бедными и богатыми, создают основу
устойчивого экономического роста. Технологический
процесс не только изменил масштабы и
структуру производства индустриально
развитых стран, но и оказал заметное влияние
на качество жизни, взаимоотношения людей
друг с другом и с окружающим миром.
В современных условиях научно-технологическое
развитие становится главным средством
достижения экономического лидерства,
важным инструментом в конкурентной борьбе,
приносит значительный коммерческий успех.
По данным независимой комиссии ООН Беларусь
обладает научными разработками, коммерческая
стоимость которых оценивается миллиардами
долларов. Но проблема заключается не
только в потере возможного коммерческого
успеха, но, что еще более важно, в низком
технологическом уровне национальной
экономики или отсутствии системы эффективного
использования интеллектуального ресурса
и современного механизма продвижения
наукоемкой продукции на мировой рынок.
На сегодняшний день в Беларуси
регулирование научно-технологического
развития осуществляется в двух направлениях:
Первое - совершенствование
традиционных методов регулирования:
формирование научно-технической политики,
разработка и реализация научно-технических
программ, повышение мотивации научно-технической
деятельности и т. п.
Второе - использование новых
подходов и методов регулирования научно-технологического
развития, включающих таргетирование
наукоемких отраслей, создание условий
для трансферта высоких технологий и коммерциализации
научно-технических разработок, формирование
инновационной инфраструктуры, которая
обеспечивает эффективную связь науки
с производством, результат - выпуск инновационной
продукции.
В настоящее время в Республике
Беларусь имеются следующие элементы
инновационной инфраструктуры: малые
и средние научно-инновационные предприятия,
технологические парки, инкубаторы и центры
поддержки предпринимательства в системе
Министерства предпринимательства Беларуси.
Именно такие образования, по мнению зарубежных
специалистов, являются «точками роста»
современного технологического прогресса.
На мой взгляд, рассмотрение и изучение
технопарков в Республике Беларусь актуально
и важно, т. к. в технопарк приходит новатор,
бизнесмен с любой идеей, и с этого события
начинается процесс ее материализации.
Целью данной работы является
определение роли технопарков в современной
экономике. Для достижения поставленной
цели, необходимо решить следующие задачи:
1. изучить сущность технопарков,
2. проанализировать деятельность
технопарков в современной экономике,
3. выявить проблемы в
деятельности, а также разработать
предложения по повышению эффективности
технопарков и их развития.
Данная работа актуальна, так
как в настоящее время во всем мире приоритетными
становятся отрасли, связанные с высокими
технологиями, внедрение которых позволяет
странам резко увеличить социально-экономический
потенциал, а современные инновационные
структуры (технопарки) играют одну из
главных ролей в данных процессах.
1. Характеристика инновационной
инфраструктуры
2.1 Понятие инновационной инфраструктуры
Опыт зарубежных стран показывает,
что доля высокотехнологической продукции,
поставляемой на мировые рынки, находится
в прямой зависимости от развитости национальной
инновационной инфраструктуры.
Инновационная инфраструктура
- это совокупность объектов инновационной
деятельности и взаимосвязей между ними,
которые производят новые знания и новшества,
преобразуют их в новые продукты и услуги,
обеспечивают их распространение и потребление
в условиях рынка. Инновационная инфраструктура
является связующим звеном между результатами
научных исследований и рынком, государством
и предпринимательским сектором экономики.
Основу инфраструктуры национальной инновационной
системы составляют центры трансфера
технологий, инновационно-технологические
центры, технопарки и территории высоких
технологий, фонды поддержки научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, фонды
стартового и венчурного финансирования,
центры подготовки специализированных
кадров (персонала) и по информационному
обеспечению инновационной деятельности
и др [2].
Инновационная инфраструктура
предполагает, в первую очередь, наличие
в ней специфических рыночно-ориентированных
субъектов хозяйствования, таких как технопарки,
технополисы, инновационно-технологические
центры, а также малые инновационные и
венчурные предприятия.
В зависимости от ориентации
технопарки, технополисы, инновационные
центры и т. п. являются институциональными
субъектами, главное назначение которых
состоит в реализации инновационной деятельности,
коммерциализации результатов НИОКР и
их ускоренном продвижении в сферу материального
производства, а также в создании благоприятных
условий для инновационного развития
экономики страны.
Инновационную инфраструктуру
можно разложить на 4 составляющие:
1. Правовая инфраструктура:
- комплекс законов об
охране объектов интеллектуальной
деятельности и защите прав;
- правовые акты, стимулирующие
НИОКР в интересах промышленности
и регулирующие процессы передачи
результатов исследований в сферы
их использования;
- комплекс законодательных
актов, определяющих условия создания
и деятельности институтов поддержки
предпринимательского бизнеса;
- правовое обеспечение
деятельности малого и среднего
бизнеса.
Основные информационные потребности
- при решение вопросов, связанных с патентованием
новшеств и проведением маркетинговых
исследований.
3. Специализированные инновационные
центры: - бизнес-инкубаторы, технопарки,
инновационные центры, центры поддержки
предпринимательства и др.
4. Финансовые институты: -
банки, инвестиционные институты, индивидуальные
инвесторы, венчурные фонды, бюджет
и др.
Рассмотрим подробнее элементы
инновационной инфраструктуры. [1. стр
116]
Центры поддержки предпринимательства
(ЦПП) в Республике Беларусь создаются
как юридическое лицо на основе любых
форм собственности в целях обеспечения
экономической и организационной поддержки
субъектов малого предпринимательства.
Нормативно-правовая база для деятельности
ЦПП оговорены положением, утвержденным
Советом Министров от 25.08.97. г. № 1111, разработанного
на основе Закона Республики Беларусь
«О государственной поддержке малого
предпринимательства в Республики Беларусь»
от 16.10.96. г. № 685-XIII. К настоящему времени
Министерством экономики при содействии
Белорусского фонда финансовой поддержки
предпринимателей, центральных органов
управления, местных исполнительных и
распорядительных органов зарегистрировано
40 ЦПП, которые осуществляют сервисное
обслуживание субъектов малого предпринимательства.
Только в г. Минске работает 12 ЦПП.
Поддержка малого предпринимательства
в Республике Беларусь обеспечивается
принятием и реализацией ежегодной Программы
государственной поддержки малого предпринимательства
и функционированием развернутой по всей
стране инфраструктуре поддержки малого
предпринимательства.
В инфраструктуру входят областные
и районные Центры поддержки предпринимательства,
а также инкубаторы малого предпринимательства.
Следует отметить, что с целью стимулирования
деятельности для ЦПП помещения и офисное
оборудование могут выделяться в безвозмездное
пользование или на льготных условиях
по арендной плате и коммунальным платежам,
а также ЦПП пользуются правом первоочередного
получения высвобождаемых производственных
и иных площадей, земельных участков, льготных
кредитов. За поддержкой к ЦПП в год обращается
в среднем 10-50 МП. ЦПП в основном осуществляют
информационные, консультационные, методические
услуги, занимаются переподготовкой кадров,
также проводят маркетинговые исследования.
Однако ЦПП практически не оказывают такие
услуги, как обеспечение МП квалифицированными
кадрами и оказание финансовой поддержки.
Зачастую это происходит не потому, что
центр плохо наладил свою деятельность,
а вследствие влияния «внешних» факторов,
которые не дают возможность функционировать
организации в соответствии с ее целями
и задачами. Негативное влияние на развитие
инновационной инфраструктуры оказывают
некоторые направления государственной
политики. В первую очередь к таким направлениям
экономической политики было отнесено
налоговое, денежно-кредитное, таможенное
и бюджетно-финансовое.
В настоящее время в республике
принят ряд законодательных и нормативных
актов, касающихся сферы малого инновационного
предпринимательства. В соответствии
с Указом Президента Республики Беларусь
№ 244 предусмотрено существенное снижение
налогов на прибыль и добавленную стоимость,
таможенных пошлин и др. в случае производств
и предприятий, основанных на новых и высоких
технологиях.
Инкубатором малого предпринимательства
(ИМП) является организация, которая создается
на основе любых форм собственности и
предоставляет на определенных условиях
и на определенное время специально оборудованные
под офисы и производство помещения субъектам
малого предпринимательства, начинающим
свою деятельность, в целях оказания им
помощи в постепенном налаживании и развитии
своего дела и приобретения ими финансовой
самостоятельности. Основной задачей
инкубатора является формирование благоприятной
среды для развития и поддержки субъектов
малого предпринимательства посредством
создания организационно-экономических
условий, стимулирующих их деятельность.
Инновационный центр, (ИЦ) представляет
собой специализированный инкубатор малого
предпринимательства, в котором субъектам
малого предпринимательства дается возможность
разрабатывать и использовать новые технологии
и другие новшества, которые позволили
бы им в будущем развивать собственное
производство. Правовые и экономические
основы организации и функционирования
инкубаторов в Республике Беларусь определяет
Положение «Об инкубаторах малого предпринимательства»,
утвержденное Советом Министров Республике
Беларусь от 04.06.1997 №640. Инкубаторы очень
важны для нашей страны, потому что они
покрывают раннюю, наиболее рисковую стадию
разработки высокотехнологичного продукта,
которая у нас является одним из наименее
развитых этапов инновационного процесса.