Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 10:39, контрольная работа
Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом.
1. Введение 2
2. 1. Понятие школ менеджмента 3
3. 1.1 Историческое развитие школ управления 3
4. 1.2 Школа научного направления 4
5. 2. Тейлор Ф.У., как основатель современного менеджмента7
6. 2.1 Возникновение тейлоризма 7
7. 2.2 Сущность концепции Ф.У. Тейлора 8
8. 2.3 Принципы концепции Ф.У. Тейлора 9
9. Заключение 11
10. Список литературы 12
Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом.
Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.
В литературе менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.
Проблемы природы и принципов
управления волновали мыслителей на
протяжении многих веков. Особое внимание
им уделяется на страницах специальной
печати в период трансформации общественно-
Дальнейшее развитие теории и практики
менеджмента исследуется с
Целью данной работы является рассмотрение вопроса об историческом развитии теории и практики менеджмента с позиции школы научного управления.
Великая индустриальная революция XVII–XIX
вв. оказала гораздо более
К концу XIX – началу XX в. появились
первые работы, в которых была сделана
попытка научного обобщения накопленного
опыта и формирования основ науки
менеджмента. Это было ответом на
потребности промышленного
Как самостоятельная наука
Во многом это было предопределено
потребностями
Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.
Впервые идея менеджмента как особой
специализации, особой профессии была
высказана», по-видимому, в 1866 г. американским
бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил
на собрании американского общества
инженеров механиков с
Классическое направление
В целом период доминирования классического направления менеджмента был плодотворным – появилась наука управления, новое фундаментальное понятие, повысилась эффективность.
Появление школы научного управления во многих исследованиях определяется теоретической и практической системой управления Ф.У. Тейлора (1856–1915). Теория А. Смита положила начало всем ветвям политэкономии, а система Тейлора – всему последующему менеджменту. Известный ученый в области управления П. Дракер считал, что тейлоризм – это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину.
Наряду с Тейлором наиболее яркими
представителями школы научного
управления можно считать Ф. и
Л. Гилберт, Г. Гантта, К. Барта и др.
Создатели школы научного управления
исходили из концепции, что, используя
наблюдения, замеры, логику и анализ,
можно усовершенствовать
Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента:
Тем самым складывались основы формальной организации, происходило отделение управленческих функций от фактического выполнения работы. Тейлор утверждал, очевидно, что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другого типа должен выполнить ее. Такой подход резко контрастировал со старой системой, когда рабочие сами планировали свою работу и выполняли планируемое.
Определяя меры по сотрудничеству управляющего и рабочего, представители школы научного управления отмечали необходимость систематического использования стимулирования работников с целью заинтересовать их в увеличении производительности труда и объемах производства. Благодаря этой школе управление стало признаваться как область научных исследований, методы и подходы, применяемые в науке и технике, могут эффективно использоваться в практическом достижении целей организации. По мнению Тейлора, основной задачей менеджмента должно быть обеспечение наибольшего процветания предпринимателя вкупе с максимумом благосостояния каждого работника. В отличие от Тейлора, Г.Л. Гант (1861–1919) считал, что рабочие – основная переменная в достижении максимальной производительности труда и все остальные параметры должны приспосабливаться к ним. Другой идеей Гантта была система поощрительных премий для поддержки усилий человека.
Супруги Ф. Гилберг (1868–1924) и Л. Гилберг (1878–1972) анализировали в основном физическую работу в производственных процессах, т.е. изучали движения с использованием измерительных методов и приборов, таких, как шкалограммы, киносъемка, микро хронометр и др. Их изучение движений использовано для установления более точных рабочих норм и устранения излишних движений и усилий, для введения собственной системы вознаграждения и уважения к рабочим. Л. Гилберт положила начало области управления, которая в настоящее время называется «управление кадрами». Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров.
Представители школы научного управления
в основном посвящали свои работы
управлению производством. Они занимались
повышением эффективности труда
на уровне ниже управленческого, так
называемом внеменеджерском уровне.
Идеи, заложенные школой научного управления,
были развиты и применены к
управлению организацией в целом, прежде
всего, представителями
Основываясь на полученной информации,
они изменяли рабочие операции, чтобы
устранить лишние, непродуктивные движения»
используя стандартные
Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшою отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени» выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.
Научное управление также выступало
в защиту отделения управленческих
функций обдумывания и
Концепция научного управления стала серьёзным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители – практики и учёные увидели, что методы и подходы, используемые в науки и технике могут эффективно быть использованы в практике достижения целей организации.
Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915)
по праву считается основателем
современного менеджмента. Однако не будь
Тейлора, основателем менеджмента
стал бы Файоль, Эмерсон или кто-нибудь
другой, поскольку к моменту
Информация о работе Тейлор Ф.У., как основатель современного менеджмента