Тейлор Ф.У., как основатель современного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом.

Содержание работы

1. Введение 2
2. 1. Понятие школ менеджмента 3
3. 1.1 Историческое развитие школ управления 3
4. 1.2 Школа научного направления 4
5. 2. Тейлор Ф.У., как основатель современного менеджмента7
6. 2.1 Возникновение тейлоризма 7
7. 2.2 Сущность концепции Ф.У. Тейлора 8
8. 2.3 Принципы концепции Ф.У. Тейлора 9
9. Заключение 11
10. Список литературы 12

Файлы: 1 файл

кр теория менеджмента.docx

— 35.35 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Введение                                                                                                                                              2
  2. 1. Понятие школ менеджмента                                                                                                      3
  3. 1.1 Историческое развитие школ управления                                                                            3
  4. 1.2 Школа научного направления                                                                                                  4
  5. 2. Тейлор Ф.У., как основатель современного менеджмента                                                7
  6. 2.1 Возникновение тейлоризма                                                                                                      7
  7. 2.2 Сущность концепции Ф.У. Тейлора                                                                                         8
  8. 2.3 Принципы концепции Ф.У. Тейлора                                                                                        9
  9. Заключение                                                                                                                                         11
  10. Список литературы                                                                                                                      12

 

Введение

 

Понятие «менеджмент» в последнее  время все чаще и чаще употребляется  в русском языке. Открываются  «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары  менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом.

Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись  в английском языке еще в прошлом  столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать  определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

В литературе менеджмент определяется как управление производством, система  методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых  в развитых странах для повышения  эффективности производства или  иной общественной деятельности.

Проблемы природы и принципов  управления волновали мыслителей на протяжении многих веков. Особое внимание им уделяется на страницах специальной  печати в период трансформации общественно-экономических  отношений. Объективно теория и практика управления развивались в нашей  стране и развитых капиталистических  странах параллельно, что было обусловлено  общественно-экономическими условиями  организации и функционирования производства. Поэтому особый интерес  представляет рассмотрение эволюции формирования управленческой мысли в нашей  стране и менеджменту как специфической  области знаний о законах управления за рубежом. Начало развития управленческой науки связывают с периодом промышленного  капитализма, появлением в 1776 г. труда  А. Смита «Богатство народов». Характерной  чертой эпохи отмечалось значение специалиста  по эффективности и руководителя производства. Многие бизнесмены согласились  с А. Смитом в том, что только здоровая конкуренция обеспечит множество  товаров и качество жизни для  всех. Вместе с тем в тот период капиталисты практически не уделяли  внимания финансовым аспектам бизнеса.

Дальнейшее развитие теории и практики менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют  по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие  друг за другом во времени и дополняющие  друг друга новыми содержательными  аспектами понимания управления. В настоящее время достаточно сложно провести систематизацию сложившихся  школ в управлении, так как представители  различных школ используют теории и  концепции других школ.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса об историческом развитии теории и практики менеджмента с позиции  школы научного управления.

 

1. Понятие школ менеджмента

1.1 Историческое развитие школ  управления

 

Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться  менеджмент в том виде, в котором  мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность  в талантливых управленцах, которые  могли бы выработать свою стратегию  управления фирмой и развития бизнеса  и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.

К концу XIX – началу XX в. появились  первые работы, в которых была сделана  попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки  менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости  и крупномасштабную организацию  в форме мощных корпораций и акционерных  обществ.

Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной  деятельностью.

Во многом это было предопределено потребностями капиталистического общества. Разделение труда привело  к тому, что производство стало  очень сложным, а, следовательно, усложнились  и механизмы управления им.

Кроме того, было осознано, что без  эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое  предполагает в том числе и  получение прибыли. Это и стало  основной предпосылкой формирования представлений  об управлении.

Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана», по-видимому, в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров механиков с докладом, в котором говорил о необходимости  подготовки специалистов-управленцев.

Классическое направление менеджмента  включало в себя три области:

  • – научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У. Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);
  • – административный менеджмент – внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);
  • – концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).

В целом период доминирования классического  направления менеджмента был  плодотворным – появилась наука  управления, новое фундаментальное  понятие, повысилась эффективность.

1.2 Школа научного направления

 

Появление школы научного управления во многих исследованиях определяется теоретической и практической системой управления Ф.У. Тейлора (1856–1915). Теория А. Смита положила начало всем ветвям политэкономии, а система Тейлора  – всему последующему менеджменту. Известный ученый в области управления П. Дракер считал, что тейлоризм –  это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину.

Наряду с Тейлором наиболее яркими представителями школы научного управления можно считать Ф. и  Л. Гилберт, Г. Гантта, К. Барта и др. Создатели школы научного управления исходили из концепции, что, используя  наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство  операций ручного труда, добиться более  эффективного их выполнения.

Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными  принципами для развития менеджмента:

  • Рациональная организация труда.
  • Разработка формальной структуры организации.
  • Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

 

Тем самым складывались основы формальной организации, происходило отделение  управленческих функций от фактического выполнения работы. Тейлор утверждал, очевидно, что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другого  типа должен выполнить ее. Такой  подход резко контрастировал со старой системой, когда рабочие сами планировали  свою работу и выполняли планируемое.

Определяя меры по сотрудничеству управляющего и рабочего, представители школы  научного управления отмечали необходимость  систематического использования стимулирования работников с целью заинтересовать их в увеличении производительности труда и объемах производства. Благодаря этой школе управление стало признаваться как область научных исследований, методы и подходы, применяемые в науке и технике, могут эффективно использоваться в практическом достижении целей организации. По мнению Тейлора, основной задачей менеджмента должно быть обеспечение наибольшего процветания предпринимателя вкупе с максимумом благосостояния каждого работника. В отличие от Тейлора, Г.Л. Гант (1861–1919) считал, что рабочие – основная переменная в достижении максимальной производительности труда и все остальные параметры должны приспосабливаться к ним. Другой идеей Гантта была система поощрительных премий для поддержки усилий человека.

Супруги Ф. Гилберг (1868–1924) и Л. Гилберг (1878–1972) анализировали в основном физическую работу в производственных процессах, т.е. изучали движения с  использованием измерительных методов  и приборов, таких, как шкалограммы, киносъемка, микро хронометр и  др. Их изучение движений использовано для установления более точных рабочих  норм и устранения излишних движений и усилий, для введения собственной  системы вознаграждения и уважения к рабочим. Л. Гилберт положила начало области управления, которая в  настоящее время называется «управление  кадрами». Она исследовала такие  вопросы, как подбор, расстановка  и подготовка кадров.

Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы управлению производством. Они занимались повышением эффективности труда  на уровне ниже управленческого, так  называемом внеменеджерском уровне. Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к  управлению организацией в целом, прежде всего, представителями административной школы управления.

Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы  устранить лишние, непродуктивные движения»  используя стандартные процедуры  и оборудование стремились повысить эффективность работы. Тейлор, например, обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено, если рабочие будут  пользоваться лопатой-совком емкостью до 21 фунта около. 8,6 кг. По сравнению  с более ранней системой это дало поистине феноменальный выигрыш.

Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом  этой школы было систематическое  использование стимулирования с  целью заинтересовать работников в  увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также  возможность небольшою отдыха и  неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени» выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность  установить нормы производства, которые  были выполнимы, и платить дополнительно  тем, кто превышал установленный  минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые  производили больше, вознаграждались  больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.

Научное управление также выступало  в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактически выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению – это  определённая специальность, и что  организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие  сами планировали свою работу.

Концепция научного управления стала  серьёзным переломным этапом, благодаря  которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная  область научных исследований. Впервые  руководители – практики и учёные увидели, что методы и подходы, используемые в науки и технике могут  эффективно быть использованы в практике достижения целей организации.

 

2. Тейлор Ф.У., как основатель современного менеджмента

2.1 Возникновение тейлоризма

Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915) по праву считается основателем  современного менеджмента. Однако не будь Тейлора, основателем менеджмента  стал бы Файоль, Эмерсон или кто-нибудь другой, поскольку к моменту возникновения  «школы научного менеджмента» идея научной  организации труда буквально  витала в воздухе. Технический прогресс и машинное производство требовали  стандартизации и унификации всего  производственного процесса, до сих  пор управляемого с помощью кустарных, ремесленнических, «дедовских» методов. Дальнейший рост эффективности производства стал немыслим без его всесторонней рационализации, экономии времени и  ресурсов.

Информация о работе Тейлор Ф.У., как основатель современного менеджмента