Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:48, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности развития направлений менеджмента на современном этапе.
Реализация заявленной цели возможна посредством решения ряда задач.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию «менеджмент».
2. Раскрыть сущностное содержание понятия «менеджмент».
3. Рассмотреть основные этапы и концепции развития менеджмента.
4. Изучить особенности направлений развития менеджмента на современном этапе.
Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия «менеджмент»
1.1 Сущность и содержание понятия «менеджмент»
1.2 Функции и виды менеджмента
Глава 2. Основные этапы и концепции развития менеджмента
2.1 Развитие теории и практики менеджмента
2.2 Особенности развития современного менеджмента
Заключение
Список литературы
Институт экономики и финансов «Синергия»
Контрольно-курсовая работа
Дата |
| код | ||
201__г. |
|
| ||
|
|
| ||
Дисциплина | ||||
Общий менеджмент | ||||
|
|
| ||
Программа | ||||
МВА (дистанционная форма обучения)
|
ФИО, ДО-___________________________
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия «менеджмент»
1.1 Сущность и содержание понятия «менеджмент»
1.2 Функции и виды менеджмента
Глава 2. Основные этапы и концепции развития менеджмента
2.1 Развитие теории и практики менеджмента
2.2 Особенности развития современного менеджмента
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время профессия менеджера является одной из самых востребованных на рынке труда. Понятие «менеджмент» возникло в российской теории и практике управления относительно недавно - с начала 90-х годов прошлого века. Его появление обычно связывают с переходом России к рыночной экономике. До этого момента на протяжении многих лет функционирования командно-административной системы имела место недооценка теории и практики управления. Однако в начале XXI века в период активных социально-экономических преобразований менеджмент стал реальным фактором развития бизнеса в разных сферах экономической деятельности. К настоящему времени накоплен значительный практический опыт управления в области, торговли, промышленности, сельского хозяйства, кооперации и т.д. При этом наблюдается недостаточная теоретическая разработанность вопросов менеджмента. Хотя и теория менеджмента характеризуется большим количеством различных школ, теоретических и практических подходов, но они достаточно трудно поддаются классификации и периодизации, поэтому существуют различные точки зрения по этим вопросам. Кроме того, теория и практика управления не стоит на месте и помимо проработки базовых понятий менеджмента требуется детальное рассмотрение основных тенденций и направлений его развития в наши дни.
Таким образом, актуальность и степень разработанности данной проблематики позволяют сформулировать цель настоящего исследования.
Цель исследования: рассмотреть особенности развития направлений менеджмента на современном этапе.
Объект исследования: теория и практика менеджмента.
Предмет исследования: направления развития современного менеджмента.
Реализация заявленной цели возможна посредством решения ряда задач.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию «менеджмент».
2. Раскрыть сущностное содержание понятия «менеджмент».
3. Рассмотреть основные этапы и концепции развития менеджмента.
4. Изучить особенности направлений развития менеджмента на современном этапе.
В ходе исследования нами были использованы следующие методы:
- теоретический анализ специальной литературы по теме;
- исторический анализ понятия;
- сравнение;
- синтез.
Специфика цели и предмета исследования обусловила структуру настоящей работы.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения (в котором обосновывается актуальность выбранной темы исследования, формулируются его цель и задачи); двух глав (глава первая посвящена раскрытию методологических основ теории и практики менеджмента, глава вторая посвящена изучению специфики и тенденций развития направлений менеджмента); заключения (в котором представлены выводы, сделанные в ходе исследования) и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы понятия «менеджмент»
1.1 Сущность и содержание понятия «менеджмент»
Для того, чтобы рассматривать то или иное явление в ретроспективе и перспективе его развития, необходимо для начала рассмотреть его сущность и содержание.
Понятие «менеджмент» произошло от английского «manage», что буквально означает руководить, управлять, заведовать, стоять во главе [6, 12].
Зачастую понятие «менеджмент» отождествляют с понятием «управление». Однако это неверно, так как понятие «управление» гораздо шире: управлять можно заводом, ракетой, автомобилем. Специфика же менеджмента заключается в том, что это всегда управление людьми, причём осуществляемое также человеком [15, 8].
Содержание понятия «менеджмент» в современной теории рассматривается с нескольких точек зрения (см. схему 1):
Схема 1 Содержание понятия «менеджмент»
30
Менеджмент как процесс управления представляет собой интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты-менеджеры формируют организации и управляют ими путём постановки целей и разработки способов их достижения [11, 10]. Процесс менеджмента рассматривается обычно по стадиям, основным сферам деятельности и функциям управления.
Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ [9, 21]. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства - компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.
Менеджмент как наука и искусство управления представляет собой самостоятельную область знаний с начала прошлого столетия.
Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система (предприятие, фирма, организация) независимо от сферы деятельности и формы собственности [11, 18].
Предмет изучения научного менеджмента - наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею [11, 18]. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту. Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления.
Менеджмент как аппарат управления представляет собой специфический орган управления современной организацией [11, 21]. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной. Существование и эффективное функционирование организации как целостного образования без него невозможно. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители).
Главная задача аппарата управления заключается в координации и рационализации использования ресурсов организации для достижения её целей.
Менеджмент как категория людей представляет собой социальный слой людей осуществляющих управление [11, 26].
Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделённый полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях [11, 27].
В зависимости от уровня управления принято различать топ-менеджеров - руководителей высшего звена, менеджеров среднего звена и низших менеджеров, в зависимости от характера деятельности - линейных и функциональных менеджеров.
Руководители высшего звена - президент фирмы, вице-президент, генеральный директор, директор, управляющий и т. п. - отвечают за принитие важнейших решений для организации в целом и несут всю полноту ответственности за общие результаты деятельности. Данный уровень, хотя и в лице одного директора на самых маденьких предприятих, имеется во всех организациях, поэтому он получил второе название - институциональный [13, 34].
Руководителей высшего звена иначе называют генеральными менеджерами, топ-менеджерами или дженералистами, что подчеркивает их ведещую роль на предприятии, в фирме.
Руководителей среднего звена иногда называют младшими начальниками. Они представлены заведующими отделов (финансового, маркетинга, производственного и др.), начальниками служб (качества, информатизации, сбыта, и др.), руководителями подразделений (начальниками цехов, производителями работ и пр.). Руководители среднего звена готовят информацию для принятия решений на высшем уровне управления, а затем принятые там решения доводят до нижестоящих менеджеров в форме конкретных заданий и спецификаций. Основную часть своего времени они тратят на взаимодействие по вертикали управления - с вышестоящими руководителями и подчиненными, являясь своего рода буфером между ними. Отсюда второе название данного уровня - управленческий [13, 36].
Руководители низшего звена отвечают за выполнение производственных заданий, предоставление информации о ходе производства на средний уровень управления и рациональное использование ресурсов. Типичные должности низового уровня - мастер, специалист по нормированию труда в цехе, мастер по качеству. Они непосредственно взаимодействуют с рабочими, производящими продукцию и оказывающими услуги клиентам предприятия, то есть с неуправленческим уровнем, на который опирается управленческая пирамида. Поэтому низовое звено иначе называют техническим уровнем управления [13, 37].
Итак, сущность и содержание понятия «менеджмент» может быть раскрыто с помощь нескольких определений, учитывающих различные аспекты данного явления. Таким образом, менеджмент - это:
· способ, манера общения с людьми;
· власть и искусство управлять кадрами;
· особые умения и административные навыки;