Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:48, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности развития направлений менеджмента на современном этапе.
Реализация заявленной цели возможна посредством решения ряда задач.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию «менеджмент».
2. Раскрыть сущностное содержание понятия «менеджмент».
3. Рассмотреть основные этапы и концепции развития менеджмента.
4. Изучить особенности направлений развития менеджмента на современном этапе.
Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия «менеджмент»
1.1 Сущность и содержание понятия «менеджмент»
1.2 Функции и виды менеджмента
Глава 2. Основные этапы и концепции развития менеджмента
2.1 Развитие теории и практики менеджмента
2.2 Особенности развития современного менеджмента
Заключение
Список литературы
· орган управления, административная единица.
1.2 Функции и виды менеджмента
Основные функции менеджмента были разработаны в начале XX века французским учёны Анри Файолем. Созданная им классификация актуальна и в наши дни (см. схему 2):
Схема 2 Функции менеджмента
30
Рассмотрим подробнее сущность каждой из названных функций.
Прогнозирование и планирование. Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Планирование же - это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого [15, 43]. В работе менеджера они тесно связаны.
Исследователи традиционно выделяют несколько этапов в процессе планирования:
· целеполагание (формулировка целей);
· подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей;
· составление перечня необходимых действий;
· составление программы работ (плана мероприятий);
· анализ ресурсов;
· анализ разработанного варианта плана;
· подготовка детального плана действий;
· контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.
Результаты планирования обычно оформляют в виде специального документа, называемого бизнес-планом.
Создание организационных структур (организация) как функция менеджмента заключается в том, что каждый сотрудник фирмы должен знать, что ему надо делать в той или иной ситуации. Лишь в очень маленькой организации ее руководитель может сам рассказать каждому об его обязанностях. Возможности психики любого человека ограничены - психологи установили, что число непосредственных подчиненных у начальника, который ежедневно с ними работает, должно быть не более семи (если больше - деловой контакт оказывается поверхностным). Поэтому создают иерархические системы управления - рядовой работник действует под началом руководителя группы, тот имеет дело с руководителем отдела. Руководитель отдела подчиняется одному из директоров, а те - генеральному директору. Обычно у Первого лица предприятия (топ-менеджера, генерального директора) - четыре непосредственных помощника - по производству (технический директор или главный инженер), по финансам (финансовый директор, иногда главный бухгалтер), по маркетингу (директор по маркетингу, иногда начальник отдела сбыта), по персоналу (начальник управления кадров, директор по кадрам). Каждому из них подчиняются свои службы, состоящие из отделов, цехов и иных структур.
Руководство менеджер осуществляет с помощью распоряжений, приказов, которые с помощью своей команды доводит до всех подчиненных и добивается их выполнения. Приказы и распоряжения могут быть письменные и устные, а также доведенные до адресатов с помощью компьютерных сетей и электронной почты. Они должны однозначно восприниматься исполнителями, быть ясными, четкими и по возможности короткими [15, 57].
Одним из основных условий успешной деятельности организации является согласованность действий менеджеров этой организации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели - цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах. В этом заключается важность функции координации.
Однако стоит помнить о том, сколь бы хорошо ни были разработаны планы, они, как правило, не могут быть выполнены так, как были задуманы. Будущее нельзя абсолютно точно предсказать. Неблагоприятные погодные условия, аварии на производстве и на транспорте, болезни и увольнения сотрудников и многие другие причины, которые обсуждались в начале настоящей главы, нарушают наши планы. Эти нарушения, прежде всего, призвана обнаружить система контроля.
Большое внимание в настоящее время уделяется конроллингу, который обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки (в том числе компьютерной) «основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений» [15, 61].
Контроллинг - это инструмент менеджера, но сам по себе он не может обеспечить успех предприятия и не может освободить менеджеров от функций управления.
Таким образом, функции менеджмента охватывают все этапы процесса управления в соответствии с их целями и задачами.
Виды менеджмента представляют собой специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента [11, 6].
По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.
Общий, или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров) [11, 6].
Функциональный или специальный менеджмент: заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.п. Например: инновационный менеджмент, производственный менеджмент, менеджмент качества, финансовый менеджмент, экологический менеджмент и т.д. [11, 7].
В любой организации общий и функциональный менеджмент (генералисты и специалисты) существуют в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их соотношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.
По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.
Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной Нише рынка и формирование общих стратегических намерений [11, 7-8].
Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией [11, 8].
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации [11, 9].
Таким образом, менеджмент как процесс управления имеет специфические функции, связанные с этапами и целями процесса управления (планирование и прогнозирование, организация, руководство, координация, контроль), и может быть разделён на различные виды (общий и функциональный, нормативный, стратегический, оперативный) в зависимости от необходимости решения определённых задач управления.
Глава 2. Основные этапы и концепции развития менеджмента
2.1 Развитие теории и практики менеджмента
Развитие теории и практики менеджмента п ...........