Теоретические аспекты найма, подбора и отбора и оценки персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследование системы отбора персонала и оценка эффективности по совершенствованию системы отбора персонала в Сбербанке России.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические аспекты формирования и реализации процессов отбора и подбора персонала;
проанализировать данные процессы в Восточно-Сибирском банке Сбербанка России Канска
 отделении №279 Сбербанка России;
по результатам анализа предложить направления по усовершенствованию рассматриваемых процессов в Восточно-Сибирский банке Сбербанка России Канского отделение № 279.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты найма, подбора и отбора и оценки персонала
1.1 Технологии найма персонала
1.2 Основные принципы отбора персонала
1.3 Собеседование, как основной метод оценки кандидатов
1.4 Подбор и расстановка персонала
2. Анализ системы отбора персонала в Восточно-Сибирском банке Сбербанка России Канское отделение № 279
2.1 Общая характеристика банка
2.2 Анализ структуры персонала банка
2.3 Анализ движения персонала банка
2.4 Анализ системы отбора персонала банка
3. Совершенствование системы отбора персонала в Восточно-Сибирском банке Сбербанка России Канское отделение № 279
3.1 Организация профессионального отбора специалистов и подбора кандидатов на должности номенклатуры банка
3.2 Методика отбора банковских менеджеров
3.3 Разработка технологии проведения личных собеседований с кандидатами на вакантные должности
3.4 Эффективность от внедрения усовершенствованной системы отбора и оценки персонала
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

дипломная=).doc

— 306.53 Кб (Скачать файл)

 

Как видим, наибольшее количество приходится на работников со стажем от 5-10 лет - 50, а также со стажем работы от 10 до 15 лет - 44. Но в  тоже время достаточно высок процент  работающих менее года и от 1 года до 3 лет. Это говорит о том, что  банк регулярно обновляет свои кадры, при этом те, кто перешагнул трудности  первых лет, в дальнейшем продолжают работать в банковской отрасли до выхода на пенсию.

Численность персонала банка по стажу работы отразим диаграммой.

 

Рисунок - 4 Численность персонала банка по стажу работы

 

Анализ персонала по половому признаку позволяет выявить ее особенности  и, если это необходимо, принять соответствующие  меры.

Далее в таблице 7 представлены сведения персонала банка по полу.

Из таблицы видно, что основную часть персонала банка составляют женщины.

100% составляют мужчины только  в управление инкассации.

Более половины персонала – мужчин – приходится на руководящих работников, а также в управление информатики  и автоматизации банковских работ.

На основании таблицы 7 построим диаграмму общей численности  персонала банка по половому признаку.

 

Рисунок - 5 Численность персонала банка по половому признаку

Таблица 7 – Сведения о персонале по половому признаку

Категория персонала

Численность на 31.12.07

Из них женщин

Всего, в т.ч.

354

277

Руководство

3

1

Управление (отдел/сектор) бухгалтерского учета и отчетности

42

42

Планово-экономическое управление (отдел/сектор)

4

4

Управление (отдел/сектор) вкладов и  расчетов населения

4

4

Управление (отдел/сектор) кредитования

7

4

Управление (отдел/сектор) кредитования частных клиентов

5

4

Управление (отдел/сектор) ценных бумаг

1

1

Управление (отдел/сектор) расчетно-кассового  обслуживания юр.лиц и бюджетов

6

6

Управление (отдел/сектор) валютных и  неторговых операций

1

1

Юридическое управление (отдел/сектор)

3

2

Управление (отдел/сектор) внутреннего  контроля

1

1

Управление (отдел, сектор) по работе с  персоналом

2

2

Управление (отдел/сектор) банковских карт

6

2

Управление (отдел/сектор) информатики  и автоматизации банковских работ

10

4

Управление (отдел/сектор) сопровождения  и оформления банковских операций

3

2

Отдел/сектор контроля за вкладными  операциями

4

4

Операционное управление (отдел)

10

9

Управление (отдел/сектор) кассовых операций

9

7

Управление (отдел/сектор) инкассации

22

-

Управление (отдел/сектор) безопасности и защиты информации

6

1

Административно-хозяйственное управление (отдел/сектор)

4

3

Общий (организационный) отдел/сектор

1

1

Дополнительный офис (операционная касса)

160

155

Сектор кредитования дополнительного  офиса

16

16

Специалисты кредитования вне секторов дополнительного офиса

4

4

МОП

16

3


 

2.3 Анализ движения персонала банка

 

Наиболее ответственный этап в  анализе обеспеченности банка персоналом – изучение ее движения: не только общего числа принятых и уволенных, но и распределения их по источникам поступления и направления выбытия.

Данные для изучения движения рабочей  силы приведены в таблице 8.

 

Таблица 8 – Сведения о движении персонала банка

Наименование показателей

Количество человек - всего

 

по отделениям

В том числе

бизнес-подразделения

из них

обеспечивающие подразделения

из них

операционно-кассовые работники отделения

из них

в возрасте до 30 лет

в возрасте от 30 до 50 лет

имеют высшее образование

в возрасте до 30 лет

в возрасте от 30 до 50 лет

имеют высшее образование

в возрасте до 30 лет

в возрасте от 30 до 50 лет

Принято на работу в отчетном году –  всего, из них:

23

23

6

1

5

1

3

3

0

3

14

12

2

- из других коммерческих банков

0

0

                     

- из органов местного самоуправления

0

0

                     

- в порядке перевода на другую  работу внутри системы СБ РФ

1

1

1

 

1

1

             

- из других организаций

18

18

5

1

4

         

13

11

2

- выпускники дневных отделений  высших и средних профессиональных  учебных заведений

4

4

       

3

3

 

3

1

1

 

Выбыло за отчетный год – всего, из них:

21

21

6

1

4

3

3

0

3

2

12

6

4

- уволены по инициативе работника  – всего, в т.ч. по причинам

16

16

5

1

3

2

2

0

2

1

9

6

2

- неудовлетворенности характером  работы

0

0

                     

- неудовлетворенности условиями  труда

0

0

                     

- неудовлетворенности режимом работы

3

3

       

2

 

2

1

1

1

 

- неудовлетворенности высоким уровнем  рабочих нагрузок

0

0

                     

- неудовлетворенности размером заработной  платы

5

5

4

1

3

1

       

1

1

 

- отсутствия перспективы должностного  роста

0

0

                     

- невозможности профессионального  развития, невостребованности профессиональных  знаний и опыта

0

0

                     

- отсутствия перспективы улучшения  жилищных условий

0

0

                     

- связанными с семейными обстоятельствами

6

6

               

6

4

2

- трудности совмещения работы  с обучением

0

0

                     

- отдаленности места работы от  места жительства

0

0

                     

- несложившихся отношений с коллегами

1

1

1

   

1

             

- ухудшения отношений с руководством

0

0

                     

- ухудшения состояния здоровья

1

1

               

1

   

- уволены по инициативе работодателя  – всего, в т.ч. по причинам

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

- несоответствия работника занимаемой  должности или выполняемой работе  вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатом аттестации

0

0

                     

- неоднократного неисполнения работником  без уважительных причин трудовых  обязанностей, если он имеет дисциплинарное  взыскание

0

0

                     

- однократного грубого нарушения  работником трудовых обязанностей

0

0

                     

- совершения виновных действий  работником, непосредственно обслуживающим  денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание  для утраты доверия к нему  со стороны работодателя

0

0

                     

 

По данным таблицы видно, что в течение года было принято в целом по банку 23 человека, в основном операционно-кассовый персонал, в возрасте до 30 лет. Среди источников поступления работников можно выделить: из других организаций, принятых в порядке перевода из дочерних компаний, а также после окончания ВУЗов.

Выбыло - 21 человек, из них по собственному желанию – 16 человек, по разным причинам. Кроме того, 1 человек ушел на пенсию, 1 перевелся в другое подразделение и 3 – уволились по уходу за ребенком.

В следующей аналитической таблице 9 приведены сведения по замещаемости, текучести и выбытии персона банка на 01.01.2008 года.

 

 

Таблица 9 - Сведения о замещаемости, текучести и выбытии

Персонал

Уровень замещения должностей специалистами

Уровень текучести

Уровень выбытия

Отношение фактической численности к штатной

Всего

С высш. образованием

С высш. образ, по профилю

работы

Руководство

100,0%

100,0%

66,7%

-

-

100,0%

Управляющий отделением

100,0%

100,0%

 

-

-

100,0%

Зам. управляющего отделением

100,0%

100.0%

100,0%

-

-

100,0%

Управление (отдел/сектор) бухгалтерского учета и отчетности

100,0%

59,5%

57,1%

12,0%

16,0%

100,0%

Планово-экономическое управление (отдел/сектор)

100 0%

100,0%

100,0%

-

-

100,0%

Управление (отдел/сектор) вкладов и  расчетов населения

100,0%

75,0%

50,0%

50,0%

50,0%

100,0%

Управление (отдел/сектор) кредитования

100 0%

100,0%

100,0%

14,3%

14,3%

103,7%

Управление (отдел/сектор) кредитования частных клиентов

100,0%

100,0%

100 0%

-

-

100,0%

Управление (отдел/сектор) ценных бумаг

100,0%

100,0%

100,0%

-

-

100,0%

Управление (отдел/сектор) расчетно-кассового  обслуживания юридических лиц и  бюджетов

100,0%

100,0%

83,3%

50,0%

50,0%

100,0%

Управление (отдел/сектор) валютных и  неторговых операций

100,0%

100,0%

100,0%

-

-

100,0%

Юридическое управление (отдел/сектор)

100,0%

100,0%

100,0%

-

-

100,0%

Управление (отдел/сектор) внутреннего  контроля

100,0%

83,3%

83,3%

-

-

100,0%

Управление (отдел, сектор) по работе с  персоналом

100,0%

100,0%

50,0%

-

100,0%

100,0%

Управление (отдел/сектор) банковских карт

80,0%

60.0%

60,0%

33,3%

33 3%

83,3%

Управление (отдел/сектор) информатики  и автоматизации банковских работ

90,0%

50,0%

10 0%

-

-

100,0%

Управление (отдел/сектор) сопровождения  и оформления банковских операций

100,0%

100,0%

100,0%

-

-

100,0%

Отдел/сектор контроля за вкладными  операциями

100,0%

75,0%

50,0%

-

-

100,0%

Операционное управление (отдел)

87,5%

50,0%

50,0%

-

 

100,0%

Управление (отдел/сектор) кассовых операций

83,3%

100,0%

50,0%

-

14,3%

100,0%

Управление (сектор) инкассации

100,0%

50,0%

 

7.77%

7,7%

100,0%

Управление (отдел/сектор) безопасности и защиты информации

100 0%

100,0%

50,0%

33,3%

33.3%

100,0%

Административно-хозяйственное управление (отдел/сектор)

75,0%

25 0%

 

-

-

80,0%

Общий отдел/сектор

100,0%

100,0%

 

100,0%

100,0%

100,0%

Дополнительный офис (опер.касса)

83,1%

88,9%

77.8%

15,7%

18,6%

102,7%

Специалисты кредитования вне секторов дополнительного офиса

100,0%

85,0%

85,0%

50,0%

50,0%

100,0%

ВСЕГО

171,7%

76,3%

64,5%

12,2%

15,0%

100,7%


 

Таким образом, исходя из проведенного анализа следует, что списочная численность Зеленогорского отделения №7815 Сбербанка России на 31.12.2007 года составляет 354 человека: работают в основном женщины, имеющие высшее образование, в возрасте от 30-55 лет, со стажем работы в банковской сфере от 5-10 лет.

 

2.4 Анализ системы отбора персонала  банка

 

По результатам опроса специалистов по отбору персонала Зеленогорского отделения №7815 Сбербанка России выявлены следующие источники отбора (таблица 10).

 

Таблица 10 – Источники отбора персонала

Наименование источника

Удельный вес, %

Кадровый резерв

10,0

Внутренние источники

15,0

Кредитно-финансовые, другие учреждения и организации

65,0

Служба занятости населения

-

Высшие и средние профессиональные учебные заведения

5,0

Самопроявившиеся кандидаты

5,0

Прочие

-

Всего

100,0


 

Из таблицы видно, что основной источник отбора персонала (более половины) – это другие кредитно-финансовые учреждения и организации – 65%. Кадровый резерв составляет 10% - как правило, на должности ведущих специалистов. На внутренние источники приходится всего 15%. Незначительная часть персонала принимается из выпускников высших учебных заведений и претендентов, которые самостоятельно приносят свои резюме в отдел по персоналу.

Обязательным критерием при отборе претендентов на вакантные места является наличие высшего образования, которое позволяет работнику за короткий срок освоить рабочее место, нести ответственность за порученное дело.

В процессе проведения отбора кандидатов для работы в банке одним из основных методов оценки считается профессиональное испытание, который позволяет сделать вывод об уровне профессиональных знаний, умений, навыков кандидата, необходимых в работе на вакантной должности, для этого используются - собеседование. В Сбербанке применяется неструктурированное, где вопросы задаются в свободной форме, вопросы заранее не готовятся, и беседа проходит в свободной форме. По результатам оценки из нескольких претендентов выбирается кандидат, деловые качества и персональные данные которого наиболее соответствуют предъявляемым требованиям. Однако исследования выявили целый ряд проблем, снижающих эффективность собеседований. Основа этих проблем имеет эмоциональный и психологический характер. Так, существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления, без учета сказанного в остальной части собеседования. И, в конечном итоге, решение зависит от того, кто проводит собеседование или кто привлекается в качестве эксперта.

Другой основной принцип кадровой работы в банке - открытая перспектива: хорошо зарекомендовавшие себя сотрудники имеют все возможности для построения карьеры - немало молодых энергичных людей, пришедших в банк со студенческой скамьи, уже занимают весьма ответственные посты.

Политика банка в вопросах работы с персоналом реализует принцип  долгосрочного найма. Такой поход  обуславливает настороженное отношение  к кандидатам, часто меняющим место  работы. Благодаря тщательной, «прицельной» работе по подбору персонала в  банк приходят отличные специалисты, не только знающие свою область, но и  обладающие ценнейшим из качеств  умением расти и изменяться вместе с компанией, по-новому смотреть на старые проблемы и открывать совершенно новые возможности для развития бизнеса.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что действующая система отбора персонала достаточно хорошо себя зарекомендовала, однако, в связи с реорганизацией Зеленогорского отделения №7815 путем присоединения структурных подразделений Сбербанка г.Заозерного, Рыбинского и Саянского районов и расширением сферы деятельности, система отбора нуждается в дополнении, поэтому в проектной части дипломной работы поставлена цель – предложить мероприятия по усовершенствованию действующей системы отбора персонала.

 

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ЗЕЛЕНОГОРСКОМ ОТДЕЛЕНИИ №7815 СБЕРБАНКА РОССИИ

 

Вряд ли сегодня в России существует хотя бы одна крупная корпорация, для  которой не были бы крайне актуальными  проблемы поиска и подбора персонала. Особенно если речь идет о такой многофилиальной корпорации, как Сбербанк России, имеющей свои подразделения в различных регионах страны. На ситуацию на рынке труда банковских специалистов в настоящее время особенно сильно влияют следующие факторы:

  • относительная экономическая стабилизация последних двух лет;
  • постоянно усиливающаяся конкуренция крупнейших банков и финансовых групп;
  • стремление крупных и даже средних банков стать «сетевыми», т.е. многофилиальными либо имеющими дочерние банки в разных регионах;
  • укрупнение системообразующих банков, распространенность слияний и присоединений накануне предстоящей реформы банковской системы;
  • ожидание выхода на банковский рынок крупных зарубежных игроков.

Сбербанк России рассматривает  развитие кадрового потенциала как  основное условие для выполнения поставленных стратегических задач. Интенсификация труда банковских работников, массовое освоение новых продуктов и технологий, расширение полномочий и ответственности  специалистов и руководителей среднего звена требуют постановки новых  целей и приоритетов системы  управления персоналом. Главной задачей  кадровой политики Банка на ближайшие  годы - дальнейшее повышение квалификации персонала, создание коллективов профессионалов, способных обеспечить решение задач  стратегического развития Банка.

Информация о работе Теоретические аспекты найма, подбора и отбора и оценки персонала