Теоретические аспекты системного подхода к разработке управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является обобщение знаний в области системного подхода и анализ особенностей его применения при разработке управленческих решений, изложение теоретических и методических основ организации и проведения исследования применительно к объектам управления.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
-изложить теоретические аспекты системного подхода к разработке управленческих решений;
-раскрыть сущность методологических основ системного подхода, систематизировать разнообразные методы исследования систем управления и показать их роль и место в научном исследовании;
-проанализировать возможности практического применения системного подхода на примере исследования процесса разработки решений по благоустройству администрацией Козловского района.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические аспекты системного подхода к разработке управленческих решений
1.1 Становление системного подхода в теории управления
1.2 Сущность и категориальный аппарат системного подхода
Глава II. Применение системного анализа в разработке управленческих решений на примере анализа принятия решений по благоустройству Козловского района
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

методы.docx

— 55.90 Кб (Скачать файл)

9) разработка плана  реализации принятого решения.

Непременным условием принятия решения в муниципальном  образовании является обязательный учет мнения населения, формированный  в перечень необходимых организационных  обеспечивающих обоснованность в целесообразности принимаемых решений. Данное условие  полнее всего может быть обеспечено путем разработки соответствующего закона, предусматривающего процедуру  принятия решения Советом народных депутатов с соблюдением всех демократических принципов. Важнейшим  средством в принятии решений  представительными органами власти является регламент. Регламент включает перечень предписаний, позволяющих  определить порядок в принятии управленческих решений на базе структуры администрации  Козловского района в границах выделенных в нем полномочий и распределении ответственности между индивидуальными членами.

Основными элементами регламента являются порядок созыва сессий Совета народных депутатов Козловского  района; полномочия депутатов; определение  субъектов законодательной инициативы; порядок обсуждения законодательных  инициатив и их принятия (чтения); порядок применения права вето.

Регламенты имеют  несколько разновидностей: регламент  проведения совещаний и сессий, регламент  прохождения документов и регламент  принятия решений.

Регламент проведения совещаний и сессий призван упорядочить  работу на крупных представительных мероприятиях с точки зрения организации  работы и экономии рабочего времени. Структуру регламента составляют несколько  разделов, среди которых: общие положения; планирование работы; организационные  мероприятия. Организационные мероприятия, в свою очередь, включают в себя следующие  составляющие:

• порядок подготовки вопросов;

• порядок проведения организационных мероприятий;

• определение полномочий участвующих в организации субъектов;

• порядок проверки реализации полномочий;

• время, отводимое  на доклады и выступления;

• ведение протоколов;

• публикация регламента;

• порядок изменения  регламента.

Регламент принятия решений определяет порядок в  подготовке и принятии решений между  управленческими уровнями и рядами. Регламент принятия решений включает в себя следующие разделы:

• Структуру административных органов;

• Полномочия должностных  лиц;

• Порядок выбора должностных лиц;

• Текущую деятельность по координации (образование комиссий и рабочих групп);

• Распределение  финансовых потоков.

Управление экологическими процессами на городских территориях  принадлежит к одной из приоритетных задач в сфере муниципального управления. Особенно эта задача актуальна  для Козловского района в связи  с развитием в районе туризма, успех которого зависит от экологического благополучия района. Среди наиболее актуальных экологических проблем, реализуемых в практике самоуправления г. Козловки, следует выделять такие, как уборка мусора и твердых бытовых отходов, загрязнение городской среды стационарными и мобильными источниками, озеленение и благоустройство городской среды.

Подход к управлению экологическими процессами на городской  территории представляется весьма сложным  и может быть реализован лишь при  одновременном учете, как социальных факторов окружения человека, так  и природных, а это возможно только при использовании системного подхода. Разработка ряда решений по благоустройству  г. Козловка, принятых в 2007г., основывалась именно на применении системного подхода. Это решения о проведении озеленительных мероприятий, посвященных празднованию Дня Республики в Козловском районе, решения о реконструкции памятников культуры и архитектуры, а также решения о поддержке природоохранных объектов. К разработке решений по благоустройству привлекались специалисты по природопользованию. В процессе разработки решений они рассматривали городскую среду как сложную систему, на восприятие которой его жителями которую влияют внутренние и внешние факторы среды. К внутренним факторам среды относятся доход, качество жизни жителей города, состояние домохозяйств. Внутренние факторы выступают главным объектом воздействия со стороны местных властей. К внешним факторам среды для жителей города относятся характеристики жилища (местоположение, техническое состояние здания), характеристики двора (его благоустройство, озеленение, состояние внутридворовых дорог, наличие спортивных и детских площадок), особенности города (размер, плотность населения, транспортная доступность). Исходя из этого, разработка решений проходила на основе активного участия жителей. Использовалась такая форма работы с населением как опрос, по результатам которого формулировались предложения для решения общественно значимых проблем благоустройства города. Опрос показал, что население считает туризм перспективным направлением развития г.Козловки и признает необходимость проведения мероприятий по благоустройству города с целью привлечения туристов. В связи с этим особую актуальность приобретали мероприятия, освященные празднованию Дня Республики, так это позволяло повысить престиж города и показать его с лучшей стороны перед многочисленными гостями праздника. Выявленное в ходе опроса мнение жителей использовалось местными органами власти в процессе разработки решений.

Значительную роль в разработке решений отводилась информатизации процесса управления. Благодаря информатизации местные  органы власти обобщили информацию о  ситуации в районе. Были использованы информационные базы, содержащие сведения о социально-демографических характеристиках  граждан, общественных организациях, потреблении  ресурсов, экологическом состоянии  в районе и др.

Результатом анализа  всех вышеперечисленных факторов стали  решения о проведении работ по дальнейшему развитию общественной инфраструктуры (социально-культурной, инженерной, транспортной), улучшению  архитектурного облика и повышению  качества застройки города, а также по его благоустройству и озеленению. К реализации мероприятий привлекались муниципальные предприятия, общественные организации, частные предприниматели и др.

Основными критериями оценки проведенных работ являлись:

-достигнутые успехи  и намечаемые планы и программы  развития и формирования объектов  общественной инфраструктуры, благоустройства  и озеленения населенных пунктов,  в том числе за счет собственных  ресурсов муниципального образования;

-наличие утвержденной  градостроительной документации (схем  градостроительного планирования  развития территорий, генеральных  планов), утвержденных правил застройки  и землепользования, правил благоустройства  и другой нормативно-правовой  документации, регламентирующей градостроительную  деятельность на территории населенных  пунктов;

-обеспеченность  населения зелеными насаждениями (кв.м на 1 жителя населенного пункта по отношению к нормативным требованиям);

-обеспеченность  улично-дорожной сети населенных  пунктов твердым покрытием (в  процентах) от общей протяженности  улично-дорожной сети населенных  пунктов;

-состояние и  качество благоустроенности населенных  пунктов (фактическое выделение  средств из всех источников  на одного жителя населенного  пункта на проведение работ  по благоустройству населенного  пункта);

-обеспеченность  придомовых территорий детскими  игровыми и спортивными площадками (по отношению к нормативным  требованиям в процентах);

-качество архитектурно-планировочной  организации территории и архитектурно-художественного  облика населенных пунктов, наличие  современных индивидуальных архитектурных  комплексов или отдельных зданий;

-сохранение историко-культурного  и природного наследия;

-состояние и  качество объектов культуры, спортивных  сооружений, помещений для организации  выставок, ярмарок и др. массовых  мероприятий, намеченные объемы  строительства и реконструкции  указанных объектов;

Оценка мероприятий, посвященных празднованию Дня Республики в г. Козловка, включала следующие моменты: опрос ответственных за проведение мероприятий по озеленению, оценку результатов проделанной работы, фото- и видеосъемку результатов, обобщение полученных данных, создание фотогалерии ля размещения на сайте г. Козловки

Опрос ответственных  за проведение мероприятий по озеленению территорий муниципальных учреждений, показал, что эти мероприятия  занимали особое место в подготовке празднования Дня Республики. Поэтому  работники муниципальных учреждений подошли к ним со всей возможной  ответственностью. В мероприятиях по озеленению были задействованы практически  все. Были проведены субботники, во время которых работники муниципальных  учреждений занимались уборкой территорий и высадкой зеленых насаждений. Особое внимание уделялось ландшафтному дизайну  территорий. За поставку саженцев и  семян культурных растений отвечал  главный специалист по вопросам природопользования и охраны окружающей среды г. Козловка.

Если говорить отдельно о каждом учреждении, то особого  внимания заслуживает деятельность педагогов и учащихся Козловской средней общеобразовательной школы  № 2. Новое здание школы было построено  недавно и пущено в эксплуатацию в прошлом году, поэтому территория, прилегающая к школе, нуждалась  мероприятиях по озеленению. Усилиями учителей и учащихся школы на ее территории были высажены саженцы елей, посеяна газонная трава, разбиты клумбы. В данный момент территорией, нуждающейся в облагораживании является только футбольное поле, на котором необходимо посеять газонную траву. Также значительные усилия по облагораживанию территории приложили работники администрации. Клумбы перед зданием администрации, на набережной и у аллеи героев созданы их руками. Стоит отметить, что клумбы создавались по всем правилам ландшафтного дизайна с привлечением компетентных специалистов. Кроме клумб на площади перед зданием администрации и возле памятника героям высажены обычные и голубые ели. Большая работа проделана в центре города. Перед фасадами немуниципальных учреждений также были посажены зеленые насаждения, ответственность за сохранение которых возложена на руководителей учреждений. Также мероприятия по озеленению были проведены на территории других учреждения и общественных мест г. Козловки. Эти мероприятия получили высокую оценку президента ЧР Н.В.Федорова, приезжавшего с визитом в г. Козловку на День Республики. Были сделаны фотоснимки результатов мероприятий по озеленению, отснят видеоматериал. Фото и видеоматериалы после необходимого редактирования и обработки были размещены на сайте администрации г. Козловки в виде фотогалерии.

Таким образом, применение комплексного подхода к разработке решений по благоустройству г. Козловки позволило повысить эффективность принятых решений и улучшить качество их оценки.

системный поход  управленческие решения

 

Заключение

 

В современном мире все более отчетливо проявляются  тенденции повышения неопределенности, сложности и взаимозависимости  факторов. влияющих на процесс управления. Резко возрастает объем информации во всех областях знаний. Это повышает уровень требований к современному специалисту, особенно в такой сложной и динамично развивающейся сфере как управление социально-экономическими системами. Для эффективного решения задач, стоящих перед современным специалистом в области управления необходимо обладать рядом специфических знаний и навыков. Среди них можно выделить:

-умение четко  определять цели своей деятельности;

-навыки формализации  и структурирования проблем предметной  области;

-умение анализировать  модели различных типов с применением  адекватных методик и управленческих  инструментов;

-понимание определяющих  факторов, влияющих на развитие  ситуации;

умение принимать  обоснованные управленческие решения  в условиях неопределенности.

Решение столь сложных  задач требует от менеджера развитого  системного мышления. Особенно это  актуально для принятия решений  в сфере государственного и муниципального управления. В практической деятельности без учета взаимного влияния  разнородных факторов невозможно принятие качественных управленческих решений. В этих условиях незаменимым становится применение системного подхода к разработке управленческих решений. Системный подход к разработке управленческих решений органами государственного и муниципального управления характеризуется тем, что он

- применяется для  решения таких проблем, которые  не могут быть поставлены и  решены отдельными формальными  методами;

-использует не  только формальные методы, но  и методы качественного анализа,  направленные на активизацию  использования интуиции и опыта  специалистов различных областей  знаний;

-объединяет разные  методы с помощью единой методики.

Практическое применение системного подхода к разработке управленческих решений было рассмотрено  на примере анализа принятия решений  по благоустройству г.Козловки. Рассмотрение территориального образования как системы, анализ внутренних и вешних факторов при разработке решений по благоустройству позволил повысить эффективность принятых решений.

Таким образом, системный  подход к разработке управленческих решений оказывает существенное влияние на совершенствование методов  управления, разработку управленческих структур, совершенствование методов  оценки социально-экономической эффективности  мероприятий.

 

Список  использованной литературы

 

1. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 года. —  М.: Юрайт, 2005.

2. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года

3. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. – М.: Финансы и статистика, 2007.

4. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2008.

5. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. А.Н.Данчула. – М.: Изд-во РАГС, 2009;

6. Жариков О.Н., Королевская В.И., Хохлов С.Н. Системный подход к управлению: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. В.А. Персианова. – М.: Юнити-Дана, 2008.

7. Калиниченко Л.А. Муниципальное управление: организационные основы. – М.: Логос, 2008.

8. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. – Ростов - на Дону: РостИздаТ, 2009.

Информация о работе Теоретические аспекты системного подхода к разработке управленческих решений