Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 23:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение стратегического управления персоналом. В связи с этой целью необходимо решить следующие задачи:
дать понятие стратегического управления персоналом;
описать сущность стратегического управления персоналом;
изучить уровни развития персоналом;
рассмотреть основные недостатки практики управления персоналом ;
рассмотреть управление персоналом в системе руководства;
проанализировать правила и критерии принятия решений в условиях неопределённости.
Введение…………………………………………………………………………..3
Понятие стратегического управления персоналом………………………6
2. Уровни развития управления персоналом. Основные недостатки практики управления персонала…………………………………………………8
3. Сущность стратегического управления персоналом…...………….........12
4. Управление персоналом в системе руководства………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы …………………………………………..24
Стратегический менеджмент - не только разработка программы развития, но и принятие и выполнение стратегических решений. Это также комплекс процессов, явлений и характеристик, отражающих приоритетность целей и динамики развития, своевременность решений и действий, предвидение будущего, анализ последствий управляющих действий и инноваций3. Стратегический менеджмент персонала находит выражение в методологии и организации управления в условиях нестабильности среды, в технологиях, моделях, парадигме и концепции партисипативного управления.
В принципе, сущность стратегического
менеджмента персонала
• где сейчас находится организация и ее персонал;
• в каком направлении, по мнению высшего руководства, должен развиваться персонал в соответствии со стратегией развития фирмы;
• как должен развиваться персонал, чтобы стать таким, какой потребуется для выполнения новых задач фирмы в будущем.
Ответы на эти вопросы
дают стратегический анализ, стратегический
выбор (или собственно стратегическое
планирование) и реализация стратегии
(принятого стратегического
К внутренним факторам в отечественной литературе относят обычно:
• цели фирмы;
• стиль работы на фирме;
• характер задач, стоящих перед фирмой;
• отношения между людьми в группах;
• стиль и опыт руководителя.
К внешним факторам воздействия относят:
• профсоюзы;
• правительственное регулирование и законодательство;
• экономические условия (в том числе - конкуренция);
• структурный состав рабочей силы в стране;
• местоположение предприятия.
В таком случае кадровая политика включает четыре блока показателей:
I . Направления деятельности служб управления персоналом:
• обеспечение равных возможностей эффективного труда;
• анализ рабочих мест;
• планирование рабочих мест;
• набор персонала;
• отбор кадров;
• оценка результативности труда;
• обучение и повышение квалификации персонала;
• планирование карьеры и перемещений по службе;
• оплата труда;
• назначение пособий и услуги;
• обеспечение трудовой дисциплины;
• трудовые отношения;
• обеспечение безопасных и здоровых условий труда;
• установление режима работ;
• оценка работников.
II. Личные характеристики работников:
• способности;
• образ мышления и склонности;
• предпочтения;
• рабочие интересы и мотивации;
• личностные качества работника.
III. Оценочные критерии
эффективности кадровой
• результативность труда;
• соблюдение законодательства;
• удовлетворенность трудом;
• наличие прогулов;
• текучесть кадров;
• наличие трудовых конфликтов;
• наличие жалоб;
• частота рабочего травматизма.
IV. Результаты кадровой политики:
- конечные результаты деятельности предприятия:
- конкурентоспособность продукции;
- конкурентоспособность услуг.
Все перечисленные внешние
и внутренние факторы влияют на особенности
стратегического менеджмента
- изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы, то есть, социальные факторы;
- экономическая ситуация в стране;
- политическая обстановка и изменяющаяся правовая среда;
- возрастающая конкуренция, как внутренняя, так и внешняя.
4. Управление персоналом в системе руководства
Для более четкого определения сущности стратегического управления персоналом необходимо различать: руководство сотрудниками (прямое воздействие на персонал); управление персоналом (косвенное воздействие на занятых) и, наконец, развитие организации (постоянное развитие системы). Все три управленческие функции можно объединить в единой концепции управления (рис. 1.3.).
В данном случае под управлением понимается совокупность всех личностных аспектов создания, руководства и развития социальной системы, ориентированной на достижение стратегических целей. Создание социальной системы означает при этом руководство его имя интересов персонала, для чего создается система для регулирования процессов в соответствии с внутренними и внешними факторами.
Руководство - означает управление
персоналом в смысле регулирования
их поведения с помощью
Развитие - это управление, поощряющее способности к обучению в смысле постоянного улучшения формирования и руководства системой. При этом важнейшим стало развитие человека - как решающего элемента системы на предприятии. Особое значение в концепции стратегического управления персоналом имеет понятие видения (Vision), т.е. четкое представление о цели развития, о важнейших чертах предприятия в будущем. Само понятие “видение” по-разному трактуется в отечественной и зарубежной литературе. Так, Т.Ю. Базаров дает следующее определение: “Видение - представление о том, как организация предполагает двигаться к достижению стратегических целей, ее предположение о путях и этапах достижения целей”. Западные авторы дают более короткое определение: “Видение (Vision) - ясная картина будущего, которое стремятся создать”6.
Данные определения не противоречат друг другу, поскольку во всех случаях речь идет о цели развития, которая является, по мнению руководства, возможной и необходимой для предприятия. В таком случае учитывается взаимовлияние персонала и стратегической цели развития предприятия. Управление персоналом предполагает, с одной стороны, что в выработку основных направлений развития предприятия, в реализацию сформулированных целей и оценку перспективы развития вовлекаются основные заинтересованные группы (группы правопритязания), а с другой стороны, - цели и стратегии, а также инструменты политики в отношении персонала выводятся из целостной картины будущего данного предприятия, т.е. учитываются одновременно интересы как клиентов, так и сотрудников предприятия, а также окружающей среды. Концепцию стратегического управления персоналом можно изобразить в виде куба (рис. 1.4.), в котором отражены взаимовлияния различных функций управления персоналом, видом менеджмента и групп правопритязаний (собственников, сотрудников, клиентов и окружающей среды).
“Куб управления персоналом” состоит из следующих элементов:
• четыре общих функции управления персоналом: найм, оценка, вознаграждение, развитие персонала. Причем, организация труда рассматривается как часть функции развития персонала, а внутрифирменная коммуникация считается интегрирующим фактором всей модели стратегического управления персоналом.
• Четыре основные группы правопритязаний.
• Три вида управления по времени воздействия: менеджмент, “ориентированный на желаемое будущее”, стратегическое и, наконец, оперативное управление.
Стратегическое управление персоналом предполагает осуществление найма персонала, его оценки, вознаграждения и развития, исходя из целостного представления о цели развития предприятия. При таком подходе ставится цель добиться выгоды одновременно для сотрудников предприятия, его собственников, клиентов и окружающей среды. Фактически речь идет об учете требований модели устойчивого развития на уровне предприятия. В 90-х годах реализация стратегического менеджмента фирмы и персонала столкнулась с большими трудностями. Прежде всего существует определенный разрыв между высшими этажами управления (штабными подразделениями общекорпоративного планирования) и операционными структурными единицами корпорации (заводами, научно-исследовательскими и конструкторскими отделами), т.е. теми, кто непосредственно призван осуществлять намеченные планы7. Дело в том, что культура корпорации (организационная культура) технократического типа, преобладавшая до недавнего времени в странах Запада и господствующая и поныне в России, а также доминирующий стиль управления основывались преимущественно на принятии решений и контроле за их исполнением. Усилия прилагались руководителями в основном к осуществлению масштабных перемен, в которые оказывались вовлеченными лишь управленцы высшего звена, ответственные, в первую очередь, за штабные функции. По сути стратегия становилась привилегией лишь высшего руководства. Стратегическое планирование способствовало усилению роли и позиций тех специалистов, которые планируют цели и задачи, а затем сравнивают результаты с поставленными целями (т.е. осуществляют контроль).
На практике как в России, так и за рубежом большинство предприятий ограничивается управлением персоналом, с точки зрения оперативного подхода. Учитываются только интересы собственников, отсутствует комплексность в реализации отдельных функций управления персоналом. Вероятно, внедрение в практику стратегического управления персоналом является важнейшей задачей менеджмента XXI века. Необходимой предпосылкой является переход на макроуровне к модели устойчивого развития, которая предполагает учет в экономических решениях экологически допустимых нагрузок. На самом предприятии применение стратегического управления персоналом дает громадный выигрыш, ибо позволяет получить синергетический эффект (Дважды два = пяти). Отечественные авторы отмечают, что для получения синергетического эффекта необходимо соблюдение следующих условий:
• хорошее развитие системы адаптации к внешнему и внутреннему рынку труда;
• наличие гибкой системы организации работ (кружки качества, автономные рабочие группы);
• использование систем оплаты, построенных на принципах всестороннего учета персонального вклада и уровня профессиональной компетентности каждого работника (в связи, с чем особое внимание должно уделяться оценке и вознаграждению работника);
• высокий уровень участия работников и рабочих групп в обсуждении проблем и принятии управленческих решений;
• делегирование полномочий подчиненным, что является важнейшим, и в то же время труднейшим принципом управления персоналом (о чем свидетельствует, в частности, опыт Германии, где этот принцип уже тридцать лет преподается высшим управляющим в ведущих Академиях менеджмента, но так и не внедрен в практику);
• функционирование разветвленной системы коммуникаций, которая, как отмечалось выше, является интегрирующим фактором всей модели стратегического управления персоналом.
Заключение
В результате проделанной работы по данной теме, можно сделать следующие выводы. Стиль управления 21-го века является – партисипативно - кооперативным, или “соучаствующем” стилем управления персоналом. Работники все шире вовлекаются в обсуждение и решение проблем организации. Руководители стремятся решать проблемы не вместо подчиненных, а вместе с ними. В этих условиях меняются требования, как к руководителям, так и к подчиненным. В частности, фирмы стремятся избавиться от работников, которые либо лишь строят заманчивые планы, не подкрепляя их делами; либо стремятся повысить эффективность любой ценой (не думая о затратах и возможных последствиях); либо, наконец, работают только в рамках предписаний, не проявляя инициативы. При этом все большую роль играет стратегический подход к управлению персоналом. Столь быстрая эволюция практики кадровой работы связана, прежде всего, с изменением роли и места персонала в деловой организации. Вместо отношений: “начальники - подчиненные” постепенно формируются отношения единого коллектива организации, в которой управление основано не на приказе и контроле, а на доверии и поддержке.
Список литературы.
1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебник.- М.: Дрофа,2005 – 258с.
2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004 – 296с.
Информация о работе Теоретические аспекты стратегического управления персоналом