Теоретические основы мотивации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 22:10, реферат

Описание работы

Трудовая мотивация - это способ воздействия на работника с целью побуждения его к эффективной трудовой деятельности посредствам внешних и внутренних факторов. Мотивация как экономическая категория выражает социально - трудовые отношения работников.
Механизм мотивации труда работников представляет собой совокупность инструментов экономического, социального, организационного, психологического характера, которые предопределяются особенностями труда в той или иной сфере.
Мотивационный механизм работников является объективной составляющей экономического механизма. Его необходимо применять в комплексе, используя все инструменты экономического, социального, психологического блоков.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3-4
Глава1. Теоретические основы мотивации персонала………………………5
1.1. Мотивация и ее основа………………………………………………….5
1.1.1. Понятие и характеристика мотивации………………………………..5-7
1.1.2. Основные понятия мотивационного процесса………………………….7
1.1.3. Методы и способы мотивации………………………………………….7-8
1.1.4. Мотивация как функция управления…………………………………..8-9
1.2. Теоретические основы стимулирования персонала………………….9-10
Глава 2. Характерные особенности управления персоналом…………………11
2.1. Особенности организации и управления персонала…………………..11-13
2.2. Типы мотивации работников…………………………………...………13-15
2.3. Повышение эффективности мотивации в организации………………15-16
Заключение………………………………………………………...…………17-18
Список использованной литературы………………………………….……….19

Файлы: 1 файл

психология 2.docx

— 108.58 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО

Уральский Государственный горный университет

 


 

     Кафедра управления персоналом

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине

«управленческая психология»

На тему

«Теоретические основы мотивации персонала»

 

 

 

                                 

 

 

 

Преподаватель: Нуруллина

 Студент: Колмакова К.А.

Группа: ОП.к-13

 

 

 

 

Екатеринбург 2014г.


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3-4

Глава1. Теоретические основы мотивации персонала………………………5

    1. Мотивация и ее основа………………………………………………….5
      1. Понятие и характеристика мотивации………………………………..5-7
      2. Основные понятия мотивационного процесса………………………….7
      3. Методы и способы мотивации………………………………………….7-8
      4. Мотивация как функция управления…………………………………..8-9
    2. Теоретические основы стимулирования персонала………………….9-10

Глава 2. Характерные особенности управления персоналом…………………11

2.1. Особенности организации  и управления персонала…………………..11-13

2.2. Типы мотивации работников…………………………………...………13-15

2.3. Повышение эффективности  мотивации в организации………………15-16

Заключение………………………………………………………...…………17-18

Список использованной литературы………………………………….……….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мотивация является одним из важнейших факторов, определяющих поведение людей в трудовом процессе.

В советскую эпоху мотивация труда муниципальных служащих была отлажена, то в настоящее время кризис сферы труда привел к деформированному поведению персонала. Для того чтобы успешно управлять персоналом, необходимо четко представлять основные механизмы, по которым осуществляется работа с кадрами, на что нужно обратить внимание. Таким образом, руководителю необходимо владеть современными технологиями управления трудовыми ресурсами. Изучение и анализ системы мотивации труда сотрудников широко распространен, издается научная литература, публикуются специализированные статьи. В этой связи анализ и совершенствование системы мотивации муниципальных служащих в конкретной муниципальной организации приобретают особое значение.

Трудовая мотивация - это способ воздействия на работника с целью побуждения его к эффективной трудовой деятельности посредствам внешних и внутренних факторов. Мотивация как экономическая категория выражает социально - трудовые отношения работников.

Механизм мотивации труда работников представляет собой совокупность инструментов экономического, социального, организационного, психологического характера, которые предопределяются особенностями труда в той или иной сфере.

Мотивационный механизм работников является объективной составляющей экономического механизма. Его необходимо применять в комплексе, используя все инструменты экономического, социального, психологического блоков.

В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников и управленческого персонала является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет, как правило, не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но стабильным заработком, нежели интенсивную работу с высокой заработной платой.

В тоже время, на рынке труда появляются работники, обладающие достаточным профессионализмом и новым трудовым сознанием, т. е. люди с хорошей нравственной основой и пониманием труда. Однако шансов найти хорошую работу у них немного из-за возрастного барьера или отсутствия рекомендаций.

Таким образом, и потребности, и мотивация большинства работников нуждаются в дальнейшем изучении и систематизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала

 

    1. Мотивация и ее основа

 

      1. Понятие и характеристика мотивации

 

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Руководитель воплощает свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Мотивация побуждает себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Мотивация имеет две формы:

- внешняя мотивация - как сделать, чтобы «замотивировать» людей;

- внутренняя мотивация - самозарождающиеся факторы, которые влияют на людей, поддерживая определенные начинания и побуждая двигаться в определенном направлении.

Мотивация персонала является важнейшим связующим звеном в процессе реализации всех функций управления. Готовность и желание сотрудников выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Руководство предприятий может разрабатывать стратегии и планы, найти оптимальные структуры и создавать эффективные системы передачи и обработки информации, установить в организации современное оборудование и использовать эффективные технологии. Однако если работники организации не заинтересованы в качественном выполнении своих обязанностей, не стремятся в процессе своего труда к достижению поставленных результатов, то усилия руководителей по эффективной постановке деятельности предприятия будут сведены к минимуму, либо вовсе прекратятся. Если же при планировании и организации работы руководитель верно определит, когда, кто и как должен выполнять свои обязанности, то подчиненный получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

В зависимости от основных групп потребностей различают мотивацию материальную, трудовую и статусную:

  1. Материальная мотивация – это стремление к достатку, более высокому уровню жизни – зависит от уровня личного дохода, доходов в организации и обществе, действенности системы материальных стимулов, применяемых в организации.
  2. Трудовая мотивация порождается непосредственно работой, ее содержанием, условиями, организацией трудового процесса, режимом труда. Это внутренняя мотивация человека, совокупность его внутренних движущих сил поведения, связанных с работой.
  3. Статусная мотивация является внутренней движущей силой поведения человека, связанного с его стремлением занять более высокую должность, выполнять более сложную и ответственную работу, работать в престижных организациях.

По используемым способам различают мотивацию нормативную, принудительную и стимулирование:

  1. Нормативная мотивация – это побуждение человека к определенному поведению посредством психологического воздействия.
  2. Принудительная мотивация основывается на использовании власти и угрозе неудовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.
  3. Стимулирование – воздействие на внешние обстоятельства с помощью стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Так, мотивация труда является важнейшим фактором результативности работы, составляет основу трудового потенциала работника. Трудовой потенциал состоит из способностей и склонностей человека, его здоровья, работоспособности, выносливости, и личностного потенциала. Мотивационный потенциал играет роль пускового механизма, определяющего, какие способности и в какой степени работник будет развивать и использовать в процессе трудовой деятельности.

Следовательно, можно сказать, что мотивация - источник трудовой деятельности личности.

 

      1. Основные понятия мотивационного процесса

 

Мотивация персонала является важнейшим связующим звеном в процессе реализации всех функций управления. Готовность и желание сотрудников выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Руководство предприятий может разрабатывать прекрасные стратегии и планы, найти оптимальные структуры и создавать эффективные системы передачи и обработки информации, установить в организации современное оборудование и использовать эффективные технологии. Однако если работники организации не заинтересованы в качественном выполнении своих обязанностей, не стремятся в процессе своего труда к достижению поставленных результатов, усилия руководства по эффективной постановке деятельности предприятия будут сведены к минимуму. Если же при планировании и организации работы руководитель верно определит, когда, кто и как должен выполнять свои обязанности, то подчиненный получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

 

      1. Методы и способы мотивации

 

Методы мотивирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы мотивирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.

Существуют следующие методы мотивирования эффективного трудового поведения:

  1. материальное поощрение;
  2. организационные методы:
  • участие в делах организации;
  • перспектива приобрести новые знания и навыки;
  • предоставление более интересной работы с перспективами должностного и профессионального роста;
  1. морально-психологические:
  • создание условий, способствующих формированию достижения успеха;
  • возможность выразить себя в труде;
  • признание (почетные грамоты, Доска почета и т.п.);
  • высокие цели, воодушевляющие людей на эффективный труд;
  • атмосфера взаимного уважения.

Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем. С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.

 

      1. Мотивация как функция управления

 

Мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, т. е. любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения целей. Изучение коллектива может позволить руководителю создать мотивационную структуру, с помощью которой он будет направлять коллектив.

Проблемы организации, связанные с низкой мотивацией персонала к работе, могут быть самыми разнообразными и проявляться в виде следствий в других, на внешний взгляд, мало связанных областях деятельности организации.

 

    1. Теоретические основы стимулирования персонала

 

Вопросы стимулирования в России имеют свои характерные особенности, связанные как с историей формирования рыночной экономики, со специфическими чертами менталитета.

Между тем, жизнь не стоит на месте и "...тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать "отключению" того же самого человека.

Так, с термином «мотивация» связаны все основные стороны активной жизнедеятельности индивида: благодаря определенным побуждениям он организует свое поведение, выполняет трудовую и иную деятельность, испытывает желания и стремится к их осуществлению.

Простейшая модель стимулирования труда через потребности:

  • потребности (недостаток чего-либо);
  • побуждения, мотивы;
  • поведение (действие);
  • результат (цель);
  • полное удовлетворение;
  • частичное удовлетворение;
  • отсутствие удовлетворения.

Информация о работе Теоретические основы мотивации персонала