Теоретические основы мотивации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 22:10, реферат

Описание работы

Трудовая мотивация - это способ воздействия на работника с целью побуждения его к эффективной трудовой деятельности посредствам внешних и внутренних факторов. Мотивация как экономическая категория выражает социально - трудовые отношения работников.
Механизм мотивации труда работников представляет собой совокупность инструментов экономического, социального, организационного, психологического характера, которые предопределяются особенностями труда в той или иной сфере.
Мотивационный механизм работников является объективной составляющей экономического механизма. Его необходимо применять в комплексе, используя все инструменты экономического, социального, психологического блоков.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3-4
Глава1. Теоретические основы мотивации персонала………………………5
1.1. Мотивация и ее основа………………………………………………….5
1.1.1. Понятие и характеристика мотивации………………………………..5-7
1.1.2. Основные понятия мотивационного процесса………………………….7
1.1.3. Методы и способы мотивации………………………………………….7-8
1.1.4. Мотивация как функция управления…………………………………..8-9
1.2. Теоретические основы стимулирования персонала………………….9-10
Глава 2. Характерные особенности управления персоналом…………………11
2.1. Особенности организации и управления персонала…………………..11-13
2.2. Типы мотивации работников…………………………………...………13-15
2.3. Повышение эффективности мотивации в организации………………15-16
Заключение………………………………………………………...…………17-18
Список использованной литературы………………………………….……….19

Файлы: 1 файл

психология 2.docx

— 108.58 Кб (Скачать файл)

Мотивационного комплекс имеет структуру, которая различается в зависимости от конкретной трудовой ситуации. Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности работника. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление получить его, тем активнее будет действовать работник.

Таким образом, важным фактором личности является система ее потребностей, мотивов, интересов, то, что определяет причины поведения личности, помогает объяснить принимаемые решения. Потребность индивида - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее у человека побуждение к действию.

Соответственно, побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели.

Когда человек достигает цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в будущем.

Для побуждения людей к эффективной деятельности используется система вознаграждений. Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя. Но понятие ценности для каждого человека индивидуальна, а, следовательно, различна оценка вознаграждения и его относительной ценности.

Мотивация и стимулирование как методы управления трудом противоположны по направленности: одно направлено на изменение существующего положения; другое - на его закрепление, но при этом они взаимно дополняют друг друга.

Функция стимулирования заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер.

 

 

 

Глава 2. Характерные особенности управления персоналом

 

2.1. Особенности организации и управления персоналом

 

Одним из важнейших направлений в работе любой компании является работа с персоналом. В компаниях с небольшой численностью персонала все кадровые функции может выполнять один работни. В крупных корпорациях, чаще всего выполнение всех стратегических кадровых задач возлагается на целое подразделение или департамент. Поэтому добиться положительного эффекта и организовать слаженное и эффективное управление персоналом в корпорации намного сложнее.

Существуют некоторые характерные особенности организации управления персоналом в корпорациях:

  • кадровая служба корпорации является централизованным функциональным подразделением и располагается на высокой ступени иерархии;
  • кадровая служба состоит из нескольких функциональных подразделений во главе с директором по персоналу;
  • кадровые функции или процессы передаются сторонней организации при помощи аутсорсинга.

Для того чтобы определить место кадровой службы в управлении корпорации, можно посмотреть на крупные корпорации, непосредственно на их структуру управления. Они чаще всего имеют сложные структуры, по которым нельзя однозначно определить вид организационной структуры. В большинстве своем встречается дивизиональная структура управления.

Дивизиональные структуры - структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. Различают продуктовую, региональную и смешанную дивизионную структуру.

Наиболее существенные преимущества дивизионной структуры, т.к.:

- использование дивизиональных структур позволяет компании уделять конкретному продукту, потребителю или географическому региону столько же внимания, сколько уделяет небольшая специализированная компания, в результате чего возможно быстрее реагировать на изменения, происходящие во внешней среде, адаптироваться к изменяющимся условиям;

- этот вид структуры управления ориентирует на достижение конечных результатов деятельности компании (производство конкретных видов продукции, удовлетворение потребностей определенного потребителя, насыщение товарами конкретного регионального рынка);

- уменьшение сложности управления, с которой сталкиваются управляющие высшего звена;

- отделение оперативного управления от стратегического, в результате чего высшее руководство компании концентрируется на стратегическом планировании и управлении;

-перенесение ответственности за прибыль на уровень дивизионов, децентрализацию принятия оперативных управленческих решений, такая структура помогает приблизить руководство к проблемам рынка;

- улучшение коммуникаций;

- развитие широты мышления, гибкости восприятия и предприимчивости руководителей отделений.

Однако можно выделить и существенные недостатки:

- дивизиональные структуры управления привели к росту иерархичности, т.е. вертикали управления. Они потребовали формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, группы и т. п.;

- противопоставление целей отделений общим целям развития компании, несовпадение интересов "верхов" и "низов" в многоуровневой иерархии;

возможность возникновения межотделенческих конфликтов, в частности, в случае дефицита централизованно распределяемых ключевых ресурсов;

- невысокая координация деятельности отделений (дивизионов), штабные службы разобщены, горизонтальные связи ослаблены;

- неэффективное использование ресурсов, невозможность их использовать в полной мере в связи с закреплением ресурсов за конкретным подразделением; - увеличение затрат на содержание управленческого аппарата вследствие дублирования одних и тех же функций в подразделениях и соответствующего увеличения численности персонала; затруднение осуществления контроля сверху донизу;

- многоуровневая иерархия и в рамках самих отделений, действие в них всех недостатков линейно-функциональных структур;

-возможное ограничение профессионального развития специалистов подразделений, поскольку их коллективы не столь велики, как в случае применения линейно-функциональных структур на уровне.

 

2.2. типы мотивации работников

 

Тип мотивации - это преимущественная направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп потребностей.

Можно выделить три основных типа мотивации работников:

  • работники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда;
  • работники, ориентированные по большей части на оплату труда и другие материальные ценности;
  • работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.

Из этого следует, что, создание рабочих мест с более сложными задачами и большой ответственностью имеет положительный мотивационный эффект для многих работников, но вовсе не для всех. Руководитель всегда должен иметь в виду элемент случайности. Для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что эффективно для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других.

Можно привести и другую классификацию типов мотивации работников:

  • «Инструменталист». Мотивация такого работника ориентирована на голый заработок, желательно наличными и незамедлительно. Он индифферентен к форме собственности, работодателю, другим поощрениям. По профессии к таким мотивационным типам относятся грузчики, в частности портовые, объединяющиеся в бригады (артели), водители такси и другие люди, занимающиеся частным извозом.
  • «Профессионал». Работник такого типа считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. К этой профессиональной группе относятся люди, занимающиеся творчеством в разных проявлениях. Это и программисты, и ученые, и музыканты (композиторы), и художники. Хотя среди двух последних категорий часто встречаются люди, ориентированные в своей деятельности на успех и признание окружающих. Но многие истинные создатели творят ради самого процесса творчества независимо от внешней реализации своих творений. Для них достижением является именно положительное решение стоящей перед ними творческой задачи.
  • «Патриот». Основа его мотивации к труду высокие идейные и человеческие ценности. Это люди, преследующие целью своей деятельности принести людям добро и гуманизм. В советское время таких людей было достаточно много в любой сфере деятельности. Сейчас их значительно меньше, это учителя школ и преподаватели вузов, руководители детских кружков, врачи, работающие в системе государственного здравоохранения, военные. То есть все те, кто работает ради того дела, которым он занимается, так как считает его необходимым людям, несмотря на то что при этом они получают от государства и общества очень скромное материальное вознаграждение.
  • «Хозяин». Мотивация такого типа основана на достижении и приумножении богатства, собственности. Потребности таких работников практически не ограниченны. Это класс предпринимателей, то есть людей, которые идут на риск ради того, чтобы выиграть и увеличить собственное богатство, при этом принося реальную пользу обществу путем создания новых продуктов и предоставления дополнительных рабочих мест, хотя в отличие от предыдущего типа работников они думают в первую очередь не о благе общества, а о своем собственном благополучии.
  • «Люмпен». Такой работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследуют чувства зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Он не любит ответственности, индивидуальных форм труда и распределения. Как правило, к таким людям относятся так называемые неудачники, которым в силу тех или иных обстоятельств не удалось занять подобающее место в обществе. Они часто поддерживают различные экстремистские группировки, способствуя на выборах их приходу к власти. В нашей стране очень много таких людей достаточно пожилого возраста, вспоминающих добром только советский строй и не пытающихся осмыслить происходящие в обществе перемены. К ним относятся те, кто в советское время имел привилегии, входя в номенклатуру, мотивация и стимулирование персонала военные, вышедшие в отставку в небольших чинах, а также люди, находящиеся до сих пор под влиянием коммунистических идей (бывшие общественные работники и агитаторы), или «добровольные» безработные.

 

2.3. повышение эффективности мотивации  в организации

 

Существует ряд правил, при соблюдении которых возможно повысить эффективность мотивационных мероприятий в организации:

. Похвала эффективнее  порицания и неконструктивной  критики.

. Поощрение должно быть  осязаемым и желательно незамедлительным (минимизация разрыва между результатом  труда и поощрением).

. Непредсказуемые и нерегулярные  поощрения мотивируют лучше, чем  ожидаемые и прогнозируемые.

. Проявление постоянного  внимания со стороны руководства  к работнику и членам его  семьи.

. Нужно предоставлять  работникам возможность чувствовать  себя победителями.

. Следует поощрять работников  за достижение промежуточных  целей.

. Желательно предоставлять  работникам возможности ощущения  своей самостоятельности и контроля  за ситуацией.

. Не следует ущемлять  самоуважение работников, давая  им возможность «сохранить лицо».

. Лучше награждать небольшими  и частыми поощрениями наибольшее  количество работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ системы мотивации труда на предприятии показывает, что управление персоналом предприятия осуществляется с помощью сочетания административных, экономических и социально-психологических методов управления. Основа системы стимулирования персонала закладывается использованием организационно-технических методов, которые оптимизируют построение системы управления эффективностью труда. Используемые социально-психологические методы эффективно осуществляют духовное стимулирование, создавая благоприятный психологический климат в коллективе и чувство принадлежности к организации. Установленный на предприятии стабильный размер вознаграждения персонала предотвращает увеличение текучести кадров и снижает затраты на поиск новых трудовых ресурсов.

Мотивация труда, несмотря на различие подходов, является одним из основополагающих методов управления персоналом, побуждающим работников к достижению целей, стоящих перед ними и организацией. Развитие рыночных отношений в России заставляет руководителей изменять существующие методы и формы хозяйствования во всех сферах современного менеджмента, и в первую очередь при управлении мотивацией труда персонала. Эти изменения необходимо базировать на существующих потребностях работников, которые, несмотря на сложное экономическое положение, не ограничиваются только материальной составляющей, а представлены во всем многообразии. Поэтому руководители, желающие добиться эффективной работы своих сотрудников, применяют не только методы экономического стимулирования и административного воздействия, но и уделяют большое внимание социально-психологическим методам.

Современное состояние российской экономики можно рассматривать как сочетание большого числа предприятий госсобственности, крупной корпоративной собственности, в которых методы управления персоналом базируются на принципах, заложенных еще в советское время на государственных предприятиях, и массового развития мелкого и среднего частного предпринимательства. Проведенные исследования выявили особенности формирования эффективного мотивационного механизма, присущие каждому типу предприятия, и методы управления мотивацией труда, которые наилучшим образом удовлетворят потребности и ожидания работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Юртайкин Е. Два подхода к оценке персонала. // Управление персоналом. 2005, №4.
  2. .Чижов Н.А. Управление корпоративными кадрами. - СПб.: Питер, 2005.- 352 с. :ил.- Серия "Практический менеджмент".
  3. .Уткин Э., Бутова Т. Мотивационный менеджмент. М.: Теис, 2004.
  4. .Хромовских Н.Т. Мотивация труда и межличностных отношений: Монография. Владивосток: ДВГАЭУ, 2003

 

 

 

 


Информация о работе Теоретические основы мотивации персонала