Теоретические основы общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы обусловлена усилением влияния общественного мнения на деятельность органов государственного и муниципального управления, необходимостью социально-ориентированных управленческих решений с учетом интересов различных социальных групп. Освоение эффективных технологий влияния общественного мнения на деятельность властных структур актуализирует возможность учета интересов различных общностей в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Состояние общественного мнения является индикатором развития общества, степени признания и утверждения общечеловеческих ценностей.

Файлы: 1 файл

К.р. общественное мнение гос.власть.docx

— 35.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы данной работы обусловлена усилением влияния общественного мнения на деятельность органов государственного и муниципального управления, необходимостью социально-ориентированных управленческих решений с учетом интересов различных социальных групп. Освоение эффективных технологий влияния общественного мнения на деятельность властных структур актуализирует возможность учета интересов различных общностей в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.         Состояние общественного мнения является индикатором развития общества, степени признания и утверждения общечеловеческих ценностей.

Исследование системы взаимосвязей - между общественным мнением и органами государственного и муниципального управления представляет актуальную проблему, требующую решения ряда задач социологии управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы общественного мнения

 

1.1 Принципы и  функции общественного мнения

 

Проблема общественного мнения всегда была одной из самых актуальных в сфере общественных наук, каждая из них выделяет свой предмет этого многогранного объекта, ибо общественное мнение выступает и выражением определенной морали, нравственности общества, и отношением социальных общностей к явлениям общественной жизни, и социально-психологическим коммуникативным явлением.

Общественность — это группа людей, оказавшихся в аналогичной ситуации, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации и реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию.    Общественное мнение — это состояние общественного сознания, заключающее явное или скрытое отношение социальной общности к явлениям, событиям и фактам общественной жизни, отражающее определенную коллективную позицию по проблемам, представляющим определенный интерес.          Его основные признаки:       общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у людей, а лишь связанные с изучаемой ситуацией; в отношении этой ситуации совокупность индивидов выступает как общность;    общественное мнение по конкретным вопросам в одной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения в другой ситуации;          общественным мнение становится лишь в случае его публичного выражения, в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных людей;        общественное мнение должно обладать определенностью и сохраняться на протяжении определенного периода времени.   Субъектом управления является население, проживающее на территории соответствующего муниципального образования и реализующее свое право осуществления местного самоуправления. В качестве инструмента взаимодействия с властью субъект управления использует общественное мнение. Оно выполняет различные функции, которые были описаны выше. Благодаря проявлению этих функций общественного мнения его роль в социальном управлении велика.      Функции общественного мнения:     Основными функциями общественного мнения являются функция социального контроля, экспрессивная, консультативная и директивная функции.            Как социальный контролер, общественное мнение способно следить, чутко реагировать на принятие и выполнение правительственных решений, способствуя или тормозя их реализацию.      Следующей важной функцией общественного мнения является экспрессивная функция — выражение определенной позиции общества по отношению к фактам и явлениям жизни общества.Данная функция позволяет общественному мнению, а следовательно, и гражданскому обществу осуществлять контроль над органами государственной власти, оценивать их деятельность.           В практике цивилизованных стран широко реализуется консультативная функция общественного мнения, когда результаты опросов населения используются для выбора одобряемых обществом способов разрешения тех или иных проблем.Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения.  Директивная функция — обязательность для претворения в жизнь результатов опроса. Реализация данной функции зависит от очень многих обстоятельств. Поэтому она далеко не однозначна.Примером может служить волеизъявление народа во время проведения референдумов и плебисцитов. Значение и роль общественного мнения особо возрастает в гражданском обществе, «старающемся» обходиться без государственных органов правосудия. Оно помогает вырабатывать суждения об общих делах: оценка каких-либо событий, норм поведения, определении практических путей решения проблем общественной жизни, становясь в гражданском обществе действенным социальным институтом.

 

1.2 Формы реализации общественного мнения

 

В современных условиях общественное мнение выступает как проявление общественного сознания, выражающееся в оценках и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом.          Анализ нормативных и поведенческих аспектов общественного мнения выявил, что взаимодействие общества и государственной власти принимает позитивную (одобрение режима посредством выражения общественного мнения) или негативную форму отношений (выражение несогласия с принятыми решениями, законами или их последствиями). Государственный режим находится в равновесии, когда получает позитивную реакцию со стороны граждан, а действия государственной власти мотивированы их поддержкой. Политическое равновесие – это отношение между действиями политической системы и граждан. При достижении оптимального баланса между предложением политических элит и соответствующей реакцией граждан обеспечивается легитимизация режима. Равновесие может служить и признаком «вынужденного принятия» власти, когда граждане повинуются режиму, но внутренне отказывают ему в нормативном одобрении.    Власть возникает из ролевой неоднородности людей и сводится к системе преимуществ, предоставляющих дополнительные свободы, дающих право одним влиять на самоутверждение других. Любая власть нацелена на то, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или разъединения стремиться к стабильности и противодействию деструкции. Здесь изначально определяется конфликт между субъектом и объектом власти. Субъект нацелен на наращивание и продление властных полномочий и господства, а объект требует увеличения свобод, благосостояния и стремится к независимости и достатку. Если общественность (народные массы) перестают санкционировать власть или же сама власть дискредитирует себя перед лицом общественности, она утрачивает основу для своего существования. Равновесие позиций субъекта и объекта власти строится на умении органов государственной власти быстро реагировать на запросы, нужды и чаяния населения, что ведет к предотвращению политических и государственных катаклизмов. Если взаимодействие власти и населения строится на основании легитимности и легальности, тогда достигается необходимое для общества равновесие между жизненными устремлениями народа и властью. Характер отношений субъекта и объекта управленческой государственной деятельности определяет положение, значимость и актуальность общественного мнения как фактора повышения эффективности государственного управления.  
     На наш взгляд, общественное мнение должно выполнять главную функцию контроля государственной власти, в то время как власть должна быть ориентирована на признание силы и авторитета общественного мнения. Необходимым условием воздействия общественного мнения на власть выступает определенный уровень развития гражданского общества. При господстве регламентации, бюрократизации, когда у граждан отсутствует возможность выражать политические взгляды и предпочтения, организовываться в сообщества, в условиях отсутствия свободы слова и гласности, независимости СМИ, функционирование гражданской составляющей политической системы невозможно.    Общественное мнение при политическом режиме данного типа деполитизировано, оно отсутствует как политический институт. В гражданском обществе, где человеку гарантированы права волеизъявления, функционирование социальной системы предполагает осуществление политического действия посредством участия в нем населения. В обществе такого типа общественное мнение предстает политически зрелым, способным с помощью предусматриваемых механизмов воздействовать на власть.            В ходе исследования и анализа современной литературы, законодательных, нормативно-правовых актов выявлены следующие формы реализации общественного мнения в системе современного государственного управления:           1. Независимые выборы – институт прямого народовластия, право граждан участвовать в управлении делами государства посредством выборов. Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что «высшим и непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».  Отмечается, что свободные равные прямые и всеобщие выборы лежат в основе нормального функционирования любого демократического общества.          2. Народная правотворческая инициатива как форма непосредственного осуществления населением государственной власти посредством выдвижения гражданином либо группой граждан, обладающих активным избирательным правом, обязательного для рассмотрения проекта законодательного или иного нормативного акта.      3. Независимые средства массовой информации, обеспечивающие право свободно выражать свое мнение.        4. Проведение публичных мероприятий – субъективное право граждан, имеющее целью оказать воздействие на органы государственной власти для решения вопросов жизнедеятельности общества (политических, правовых, социально-экономических, социально-культурных и др.), является важным элементом народовластия, формой участия граждан в государственном управлении, формой выражения общественного мнения.  
    При недостаточности или отсутствии других действенных механизмов выражения общественного мнения демонстрации, митинги, шествия являются реальным способом обращения населения к представителям государственной власти. Анализ событий, последовавших за выборами 4 декабря 2011 года и 4 марта 2012 года, свидетельствует, что к подобным акциям все чаще прибегают граждане, объединенные не в какие-либо общественные или политические организации, а объединенные общим недовольством.          Анализ представленных форм реализации общественного мнения показал, что все они закреплены и регламентируются действующим законодательством. Остается открытым вопрос их применения на практике в условиях современной России, готовность общественности воспользоваться данными формами для осуществления своих прав. Не декларативная, а истинная реализация всех форм проявления общественного мнения будет способствовать развитию современного государственного управления.

 

Глава 2. Взаимодействие общественного мнения и органов государственной власти

 

 

Тенденции развития постиндустриального общества диктуют новые правила взаимоотношений общества и власти. Не удивительно, что с развитием интернет коммуникаций развиваются и способы выражения общественного мнения, которое оказывает влияние на государственные решения, меняет вектор, сковывает, усиливает или ослабляет их силу. Формируется новое поле влияния и противоборства, являющееся средством протестного выражения, которое вызывает интерес, как объект информационного воздействия у политических соперников нашего государства. Самовыражение в социальных сетях отождествляется с борьбой против власти, на подрыв которой работают мощные иностранные институты, враждебные элементы разведывательных, подрывных и диверсионных сетей.           Одним из ракурсов рассмотрения решения данного вопроса является информационная составляющая политических процессов. Информационная сфера связывает другие стороны человеческой деятельности и является их интенцией.            Известно, что основным форматом общения у наиболее активных слоёв населения становятся социальные сети. Социальные сети в современном мире представляют собой не просто средство общения, а средство выражения активной позиции, формирования результативного общественного мнения, влияния на политические решения лиц их принимающих.   Необходимо отметить, что общество состоит из общественных институтов, которые несут функции выражения различных его интересов через организованную деятельность состоящих в нем представителей. Каждая политическая партия, общественная организация имеет свою идею в системе идей развития государства.      Современные политические и информационные технологии позволяют представить доминирующими в обществе настроения активного меньшинства. В таких условиях необходимо создавать основания для вовлечения подавляющего большинства к отстаиванию своих прав, свобод, через отстаивание собственного мнения. Формируя тем самым силу сдерживания и гражданского регулирования внешних и внутренних политических процессов.         Как правило, общество состоит из соперников мнения и наблюдателей. По-другому это можно выразить, как из тех, кто согласен, кто не согласен и сомневающихся. В виду активности политического меньшинства при обеспечении его поддержкой через мировые информационные агентства и организацию подрывной работы в социальных сетях позволяет ему создать эффект не только навязчивости, но и преобладания. В этих условиях важную роль играет, как активная часть населения, так и пассивная, не вовлеченная в процесс отстаивания собственных интересов. Основной задачей в таких условиях является вовлечённость групп населения, имеющих доминирующую позицию, в процесс отстаивания своего мнения. Что в значительной степени повлияет на выбор сомневающихся, и сможет снизить риски роста протестных мнений и настроений среди населения.  Структура информационного взаимодействия общества и государства построена на обмене информации через информационные агентства. Государственные СМИ диктуют позицию большинства, которые работают в вертикальном срезе взаимодействия общества и власти. Социальные сети являются средством горизонтального взаимодействия членов общества, часто вне контроля государства. Обратная связь представлена в виде оценок массовых настроений, которая позволяет органам государственной власти реагировать на процессы, протекающие в обществе.      Социальные сети имеют свойство концентрировать информацию для формирования мнения, взглядов, настроений; в результате массовых коммуникаций (общением) усиливать или ослаблять позиции групп населения; выявлять, группировать, консолидировать (собирать в пазлы) контингент определённого мнения и настроений. В обществе формируются взгляды, настроения, отношение, которые являются предметом воздействия на политическую составляющую общества. 

 

Одним из основных механизмов воздействия на власть является влияние через общественное мнение. Если рассмотреть технологию влияния на лиц, принимающих решения, через общественное мнение, то можно выделить следующие условные этапы его формирования:     - подготовка информационной базы влияния;      - создание провокационной ситуации;       - вовлечение групп населения в политическую работу;    - реализация управляемых воздействий.      На первом этапе происходит подготовка информационной базы. Для этого, прежде всего, закладываются сомнения в сложившиеся устои, освещается исключительно негативный опыт государственного управления, подрывается авторитет правительственных источников информирования, формируется основа и привязка к негативу для создания ярлыков и лозунгов, которые будут использоваться в активной фазе противоборства.   Затем определяется (создаётся) повод (провокация), раскручивается до мирового масштаба, осуществляется поддержка иностранными СМИ (подконтрольными им) мнения выгодных для них позиций. Позиция подкрепляется (подпитывается) «всеобщим» одобрением. Эффект «всеобщности» формируется массовостью выступлений (протестов) активистов влияния, величиной и авторитетностью изданий (источников информации) на стороне выгодных им взглядов. Эффективным средством является, в том числе, запугивание населения мировым общественным мнением, на стороне которого выступают общественные, культурные и политические деятели.           В активной фазе влияния на общественное мнение осуществляется непосредственное воздействие на лиц, принимающих государственные решения, которое проводится с помощью рефлексивного управления. Процесс передачи оснований (мотивов) для принятия решений через изменение обстановки, навязывание логики мышления, формирование цели действий представляет собой рефлексивное управление.   Рефлексивное управление – это передача воздействия на всю систему ценностей, целей и образа мышления тех, кем приходится управлять. Реализация рефлексивного управления происходит как на полях сражений в социальных сетях, при объединении в единую силу политического меньшинства (большинства), так и при влиянии этого мнения на государственные решения.        Таким образом, развивающиеся технологии формирования общественного мнения через социальные сети позволяют консолидировать общество выражения гражданской позиции большинства, с тем, чтобы снижать деструктивное влияние на решения, принимающих политическим руководством страны.

 

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Полтора десятилетия деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума), как одной из палат парламента Российской Федерации, сопряжены с накоплением позитивного опыта российского парламентаризма, заметным переосознанием характера, условий и масштабности задач, решаемых депутатским корпусом на этапе укрепления российской государственности. Весьма значимую роль в деятельности Государственной Думы по созданию правового поля, регулированию общественных отношений, формированию основ гражданского общества, развитию демократических институтов в интересах формирования социально-ориентированной рыночной экономики с начала нового ХХI века играет общественное мнение.

 

  Освоение современных технологий влияния общественного мнения на деятельность Государственной Думы способствует повышению уровня концептуального осмысления законотворческого процесса, созданию правового поля для нормального функционирования общества, обеспечению политической и экономической стабильности, оптимизации деятельности главного законодательного органа российского государства.    Учёт общественного мнения важен также для определения взаимообусловленности депутатского корпуса с институтами гражданского общества, легитимизации и социального восприятия населением страны политических, социальных и экономических новаций. Роль общественного мнения становится определяющим фактором развития российского общества, степени признания и формирования отношения к принимаемым законам. Усиление этой роли, как и углубление научного знания о сущности и содержании общественного мнения, в условиях поиска путей выхода из политического, экономического и социального кризиса, представляет актуальную для теории и управленческой практики проблему.

 

 

 

        Известно, что многие из принятых и действовавших законов являлись базовыми в различных отраслях законодательства и были нацелены на конструктивное преобразование сложившейся правовой системы. Поэтому вполне обоснованным представляется ситуация, при которой отдельные правовые акты, разработанные и принятые Государственной Думой, по своей сути и содержанию представляют собой изменения и дополнения к существующему законодательству. Тем самым, Государственная Дума обеспечивает преемственность в развитии правовой системы нашей страны, а общественное мнение, как социальная система с обратной связью, способствует усилению глобальной системы взаимодействия «власть-общество». При этом в качестве субъекта общественного мнения выступают общности различного уровня – от населения страны и ее регионов до отдельных поселенческих общностей.

 

             К настоящему времени деятельность российского парламента находится не только под пристальным вниманием Президента и Правительства Российской Федерации, но и средств массовой информации (далее – СМИ), политических и общественных деятелей, рядовых граждан, будучи предметом их критического анализа. Основной формой выражения общественного мнения становятся суждения различных социальных групп, общественности по различным политическим и экономическим аспектам жизнедеятельности граждан, общества, государства.

 

      Посмотрим на проблему взаимодействия и роли общественного мнения через призму деятельности российских СМИ, как они освещали деятельность нижней палаты парламента. В 2008 г. в Государственной Думе аккредитовалось 501 российское СМИ, в том числе, 173 журнала, 152 газеты, 67 региональных СМИ, 36 информационных агентств, 24 интернетовских издания, 22 телекомпании, 15 радиостанций и 12 других организаций. Из 1376 журналистов удостоверение парламентского корреспондента получили  140 журналистов, многие из них работают в Государственной Думе с первых заседаний палаты. Их знают депутаты, они, как правило, стремятся быть объективными и беспристрастными в своих материалах.

Информация о работе Теоретические основы общественного мнения